Закрепление изученных случаев умножения и деления. Зимующие птицы.
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Андрианова Наталья Владиславовна

Языком  математики  о  природе     ( интегрированный  урок  математики  и  окружающего мира)   3  класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykom_matematiki_o_prirode.docx66.87 КБ
Файл matematika.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Языком  математики  о  природе     ( интегрированный  урок  математики  и  окружающего мира)   3  класс.

Тема урока:  Закрепление изученных  случаев  умножения  и  деления.  Зимующие  птицы.

Цели урока:  Закреплять знания  учащихся о табличном  умножении и  делении, порядке  выполнения  арифметических  действий, о зависимости  между компонентами и результатами  арифметических действий; формировать умения решать задачи;  расширять и закреплять знания о зимующих птицах, их поведении зимой.

Задачи:

Развитие УУД:

Предметные: - обобщить знания о табличных случаях умножения и деления, о взаимосвязи действий умножения и деления; - развивать умение применять полученные знания для нахождения значений составных выражений и решения задач.

Метапредметные: - развивать регулятивные навыки: целеполагание, контроль и оценка.( само- и взаимооценка, соотнесение их с оценкой учителя).

Развивать познавательные УД: - формулировать проблему, моделирование ситуации.

Коммуникативные УД: - проявляют учебную и коммуникативную активность, учатся работать в малой группе.

Личностные УД: - развивать навыки самостоятельной целенаправленной работы на уроке; - способствовать формированию коммуникативной культуры у обучающихся.

Развитие УУД:

Предметные: - обобщить знания о табличных случаях умножения и деления, о взаимосвязи действий умножения и деления; - развивать умение применять полученные знания для нахождения значений составных выражений и решения задач.

Метапредметные: - развивать регулятивные навыки: целеполагание, контроль и оценка.( само- и взаимооценка, соотнесение их с оценкой учителя).

Развивать познавательные УД: - формулировать проблему, моделирование ситуации.

Коммуникативные УД: - проявляют учебную и коммуникативную активность, учатся работать в малой группе.

Личностные УД: - развивать навыки самостоятельной целенаправленной работы на уроке; - способствовать формированию коммуникативной культуры у обучающихся.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой  работы, мультимедийная доска, презентация, демонстрационный  материал.

                                   Ход  урока:

  1. Организационный  момент.

-  На дворе господствует зима. Холодно  на  улице. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, ведь улыбка способна согреть и растопить лед и холод.

  Урок  у нас сегодня необычный. Мы совершим заочное путешествие. в пути нас могут подстерегать всякие неожиданности и даже трудности. Но я думаю, что мы с ними справимся успешно, ведь ребята нашего класса  смелые, дружные, сообразительные.

  Свою работу на уроке вы будете оценивать сами и результаты отмечать в таблице.

  1. Актуализация опорных знаний.

а) Минутка каллиграфии.  (Слайд 3)

Записать  результаты  таблицы умножения: 1-в.  -  на 3,   2-в.  -  на 5.

3  6  9  12  15  18  21  24  27  30

5  10  15  20  25  30  35  40  45  50  

б) Взаимопроверка.

- Поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и проверьте.

За правильный ответ поставьте «+», ошибки подчеркните карандашом.

в)  Фронтальная  работа.

- Если 3 умножить на 5, какое  число получим? (15)

-А на календаре  у  нас  сегодня  какое  число?  (15)

г)  Математический  диалог о числе  15 (двое учащихся)

- Что ты можешь сказать о числе 15?

-Это число двузначное.

- Сколько в этом числе десятков?

- Один.

- А сколько единиц?

- Пять.

- А сколько всего единиц в этом числе?

- Замени это число суммой разрядных слагаемых.

-  10 + 5.

- Какое число предшествует числу 15?

- 14.

- А какое следует за ним при счете?

- 16.

- На какие числа делится 15?

- На 1, 3, 5, 15.

- Увеличь это число на 5.

- 15 + 5 = 20

- Уменьши это число в три раза.

- 15 : 3 = 5

д) Запишите примеры на умножение с произведением 15.

3. Сообщение  темы. Формулировка задач урока.

1) Работа в группах. (Слайд 4)

- Итак, мы с вами отправляемся в путешествие. А куда – вы узнаете, когда решите примеры, отгадаете зашифрованные слова, применив ключ.

9 * 7  =  63    З

4 * 6  =  24    и

56 : 8  =  7     м                                6 * 7  =  42     л

48 : 6  = 8      н35 : 7  =  5       е

3  * 8  =  24   и28 : 7  =  4         с

18  :  2  =  9   й

     4

     5

    7

     8

    9

    24

    42

    63

     с

    е

     м

     н

    й

     и

     л

    з

Группа, первой закончившая работу,  получает фишку в виде птички красного цвета, вторая – зеленого цвета, третья – синего цвета

За первый результат – 3 балла, 2-й  -  2 балла,  третий  - 1 балл.

-  Куда же мы отправляемся?  ( В зимний  лес)

-  Кого мы можем встретить в зимнем лесу? (З имующих  птиц  и  зверей)

- Вот мы  на опушке леса .   (Слайд №   )

Звучит завывание  вьюги.        

- Нам нужно пробраться на лесную полянку. Проложим тропинку среди заснеженных  деревьев.

2)Работа в парах. (один ученик работает у доски) (слайд 5)

Повторение таблицы умножения на 4. Соединить линией правильные ответы.

        

D:\Документы\Desktop\img439.jpgПроверка.  (Какие числа здесь лишние?)

  1. Закрепление изученного  материала

1)     Математический  диктант. (Слайды 6-15)

-  Зима, время  испытаний для зверей и птиц.  Когда снег укрывает  землю, холодно  и  голодно  птицам. Много птиц  погибает. А что страшнее  для  птиц: холод  или  голод? Поэтому. главная  наша  задача – помочь  пернатым  друзьям.  Мы им поможем, когда решим задания  математического  диктанта.

а)  Синица съедает за сутки 20 граммов  насекомых. Сколько граммов  насекомых  она  съедает за  три дня?      (  60  )

б)  Два  воробышка прыгали  по  двору  и  нашли  14  зернышек. Сколько  зернышек нашел каждый  из  них, если  они  нашли  их  поровну?     (  7  )

в)  Синица  откладывает  в  гнездо 10  яиц, а  дятел- 5 яиц. Во  сколько раз больше яиц в гнезде синички, чем в гнезде дятла?     ( 2 )

г) Дятел  6  часов  подряд  короедов  поедал,  по  8  каждый  час  съедал.  Сколько  всего  вредителей  он  уничтожил?   (  48  )

д)  Ворон  живет  70  лет, а  воробей – 12 лет.  На  сколько  лет  дольше  живет  ворон,  чем  воробей?     (  58 )

е)  Взрослая  синичка  весит  21 грамм, а  ее птенец – 7 граммов. Во  сколько  раз  птенец  легче, чем  взрослая  синица?   (  3 )

ж)  Число  зерен  на  кормушке  двузначное.  Зернышки  можно  разделить  поровну  между 2, 3, 4, 6 птичками, но нельзя  разделить  между  5. Сколько  зернышек  могло  лежать  на  кормушке?  (12)

- Проверка.  Оценивание выполненной  работы.

-  Как называются  числа  при умножении?

2)  Решение  задач.

-  А  вот  и  первый  наш  гость. (Слайд №   )  Это  синичка. ( Слайд 16 -20)

  Синица – очень  подвижная  птица. Зацепившись  за  самую  тонкую  веточку, она  может  висеть  головой  вниз. Это возможно  благодаря  длинным  пальцам  у  нее  на  лапках. Острым  длинным  клювиком  синица  достает  из  щелей  в  коре  деревьев для  себя  корм -  насекомых,  личинок.  А  зимой  птицы  едят  семена.  Гнезда  синички  устраивают  в  дуплах,  в  искусственных  дуплянках.  В  гнезде  появляется  8 – 10  птенцов.  Гнездо  они  оставляют  через 15-20 дней  после  рождения.

- Синичка  принесла  нам  задание.  Это задача.

 Для  подкормки птиц  школьники  заготовили 5  пакетов  семян  арбуза по  4  кг  в  каждом и  3  пакета  семян  сорняков  по  5  кг  в  каждом. Сколько  всего  килограммов семян  заготовили  ученики?

а)  Анализ условия  задачи.

б) Запись  решения  задачи  по  действиям.

в) Какое  из данных  выражений  подходит  к  решению  этой  задачи?

4 * 5 - 5 * 3                4 * 5 + 5 * 3

г)  Измените  вопрос  задачи  так, чтобы  она  решалась  вторым  выражением.  Вычислите.

4.  Физкультминутка.

На  улице  мороз

Ну-ка  взялись  все  за  нос!

На  дворе  такая  стужа,

Ну – ка взялись  все  за  уши!

Покрутились,  повертелись,  

Вот  и  уши  отогрелись!

По  коленкам  постучали,

Головою  покачали,

По  плечам  похлопали

И  чуть-чуть  потопали.

Вот  и  отогрелись!

  1.  -  Еще  одна  птичка  пожаловала  к  нам  в  гости.  Это  воробей. (Слайд 21– 24)

Кто  не знает  этих  шустрых  задиристых  птичек?  Люди  вдруг  решили,  что  от  этой серенькой  птички  нет  никакой  пользы,  а вот вред  большой. Подсчитали, что ежегодно воробей  ворует  с  полей более, чем  полкилограмма  зерна. Но  они  и  пользу  приносят  большую!  Выкармливая   птенцов,  пара  воробьев  ежедневно  отлавливает  приблизительно  400  граммов  вредных  насекомых. Птенцов  выводит  2-3  раза  за   сезон.

Задания  от  воробья  - это  уравнения.

2  человека  работают  у  доски, остальные   самостоятельно по  вариантам.

1-в.  – решить  уравнение  с  неизвестным   делимым,

2-в.  -  решить  уравнение  с  неизвестным  делителем

x : 3 = 6                                             6 * b = 24

28 : a = 7                                            c * 5 = 40

  1. Физминутка  для  глаз.

- Еще  один  гость  прилетел  к  нам.  Это  снегирь.

 Снегири  - это  наши  зимние  гости. Особенно  красивы  самцы: на головке  у  них  шапочки, крылышки и хвостик черные, а низ туловища  красный. У самок  красный  цвет  заменен  на  буровато-серый. Свои  гнезда они  устраивают  на  пушистых  елочках. В  гнезде  бывает  4-6 голубых  в  пятнышках  яиц. Птенцов выкармливают  семенами  и  вредителями  оба  родителя. У  снегирей  поют  и  самец,  и  самка.

 Задание  от  снегиря.  Блиц-турнир. Записать  номер  выражения  к  данной  задаче.(Слайд  27-29)

  1. a + ( a + b)            2.   a – b           3.   a + a * b

а) К кормушке  прилетело а  синиц  и  b  снегирей.  На  сколько  больше  прилетело  синиц, чем  снегирей?

б) К  кормушке  прилетело  а  синиц, а  снегирей  на b больше. Сколько  всего  прилетело  птиц  к  кормушке?

в)  К  кормушке  прилетело  а  синиц,  а  снегирей  в b  раз  больше. Сколько  всего  птиц  прилетело  к  кормушке?

г)  Проверка:  Прочитать  записанную  комбинацию  цифр. ( 2, 1, 3)

7. -  Ой,  кто  это столько  шишек  набросал? Как  вы  думаете?  Это  клест.  (Слайды 30-33)

Клесты  -  темно-красные  птицы  с  темными  крыльями и  хвостами. Расклевывают  они  шишки. Их  легко  узнать по большим  клювам, у  которых верхняя  часть загнута  вниз,  а  нижняя  вверх.  Птенцы  у  клестов  появляются зимой.  Птенчики  рождаются  голенькими,  но  холода  не  боятся.  Мать  не  слетает  с  гнезда.  Все  время греет  птенцов.

Клест  для  нас  приготовил  задание  на  шишках.

(Самостоятельная  работа   по  вариантам с  последующей проверкой)

1 вариант                                                                      2  вариант

72 : 8 + 9 * 3                                                                42 – 42 : 6

40 – 36 : 6 : 2                                                                55 + 81 : 9 * 3

( 55 + 9) : 8                                                                   (68 – 64) * 8

V.  Итог  урока

- Ребята, будьте  верными  друзьями  птиц.  Помогите  им пережить  зимнюю  пору,  а  они  отблагодарят  вас  весной  и  летом,  порадуют своими  звонкими  песнями.

Вместе  с  папами  и  дедушками  наши  ребята  смастерили  чудесные  кормушки.  Мы  развесим  их  в  нашем  школьном  дворе  и  будем  подкармливать  птиц. Это же  вы  можете  делать  и  дома.

8.  Рефлексия.  ( Слайды  34- 36)

Что  мы  делали  сегодня  на  уроке?

Какие  задания  было  выполнять  трудно?

Выставление  оценок   ( по  оценочной  таблице)

- А  сейчас  вы  по  очереди  подойдете  к  кормушке и оцените  свою  работу  на  уроке . Если вы  считаете, что у  вас  все  сегодня  получилось, вы справились  со  всеми  заданиями – прикрепите  птичку  зеленого  цвета, если вы  еще  в  чем-то сомневаетесь, или в  чем-то затрудняетесь – птичку  желтого  цвета,  если  еще  не  во  всем  уверены, чувствуете, что  еще  что-то  надо  доработать – птичку  красного  цвета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Языком математики о природе

Слайд 2

Подготовила Андрианова Наталья Владиславовна, учитель начальных классов МБОУ «Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко, г. Симферополя Республики Крым

Слайд 3

Минутка каллиграфии. Записать результаты таблицы умножения: 1-в. - на 3 , 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 2-в . - на 5. 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Слайд 4

9 * 7 = 63 З 4 * 6 = 24 и 56 : 8 = 7 м 6 * 7 = 42 л 48 : 6 = 8 н 35 : 7 = 5 е 3 * 8 = 24 и 28 : 7 = 4 с 18 : 2 = 9 й

Слайд 8

Математический диктант

Слайд 9

а ) Синица съедает за сутки 20 граммов насекомых. Сколько граммов насекомых она съедает за три дня?

Слайд 10

б) Два воробышка прыгали по двору и нашли 14 зернышек. Сколько зернышек нашел каждый из них, если они нашли их поровну?

Слайд 11

в) Синица откладывает в гнездо 10 яиц, а дятел- 5 яиц. Во сколько раз больше яиц в гнезде синички, чем в гнезде дятла?

Слайд 12

г ) Дятел 6 часов подряд короедов поедал, по 8 каждый час съедал. Сколько всего вредителей он уничтожил?

Слайд 13

д ) Ворон живет 70 лет, а воробей – 12 лет. На сколько лет дольше живет ворон, чем воробей?

Слайд 14

е ) Взрослая синичка весит 21 грамм, а ее птенец – 7 граммов. Во сколько раз птенец легче, чем взрослая синица?

Слайд 15

ж ) Число зерен на кормушке двузначное. Зернышки можно разделить поровну между 2, 3, 4, 6 птичками, но нельзя разделить между 5. Сколько зернышек могло лежать на кормушке?

Слайд 16

60 , 7, 2, 48, 58, 3, 12

Слайд 18

Синица – очень подвижная птица. Зацепившись за самую тонкую веточку, она может висеть головой вниз. Это возможно благодаря длинным пальцам у нее на лапках. Острым длинным клювиком синица достает из щелей в коре деревьев для себя корм - насекомых, личинок. А зимой птицы едят семена. Гнезда синички устраивают в дуплах, в искусственных дуплянках. В гнезде появляется 8 – 10 птенцов. Гнездо они оставляют через 15-20 дней после рождения.

Слайд 19

Решение задачи

Слайд 20

4 * 5 - 5 * 3 4 * 5 + 5 * 3

Слайд 21

4 * 5 - 5 * 3 = 5

Слайд 23

Кто не знает этих шустрых задиристых птичек? Люди вдруг решили, что от этой серенькой птички нет никакой пользы, а вот вред большой. Подсчитали, что ежегодно воробей ворует с полей более, чем полкилограмма зерна. Но они и пользу приносят большую! Выкармливая птенцов, пара воробьев ежедневно отлавливает приблизительно 400 граммов вредных насекомых. Птенцов выводит 2-3 раза за сезон.

Слайд 24

Решение уравнений

Слайд 25

x : 3 = 6 6 * b = 24 28 : a = 7 c * 5 = 40

Слайд 27

Снегири - это наши зимние гости. Особенно красивы самцы: на головке у них шапочки, крылышки и хвостик черные , а низ туловища красный. У самок красный цвет заменен на буровато -серый. Свои гнезда они устраивают на пушистых елочках. В гнезде бывает 4-6 голубых в пятныш-ках яиц. Птенцов выкармливают семе-нами и вредителями оба родителя. У снегирей поют и самец, и самка.

Слайд 28

Блиц-турнир

Слайд 29

1. a + ( a + b) 2 . a – b 3 . a + a * b

Слайд 30

2, 1, 3

Слайд 33

Клесты - темно-красные птицы с темными крыльями и хвостами. Расклевывают они шишки. Их легко узнать по большим клювам, у которых верхняя часть загнута вниз, а нижняя вверх. Птенцы у клестов появляются зимой. Птенчики рождаются голенькими, но холода не боятся. Мать не слетает с гнезда. Все время греет птенцов.

Слайд 34

1 вариант 72 : 8 + 9 * 3 40 – 36 : 6 : 2 ( 55 + 9) : 8 2 вариант 42 – 42 : 6 55 + 81 : 9 * 3 ( 68 – 64) * 8

Слайд 35

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока "Звуки[ г] [ г\']. Закрепление.

на этом уроке учащиеся закрепляют знания о звуках [г] [г\'],расширяют знания о явлениях природы....

Урок математики в малокомплектной школе. 1 класс "Закрепление по теме «Сложение и вычитание вида +4, -4». 3 класс "Закрепление по теме «Прием умножения в случаях вида 23*4»

Урок математики составлен по программе УМК «Школа России», авторы: М.И.Моро, Ю.Г.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова и обеспечен учебниками «Математика» для 1 и 3 классов ...

Урок закрепления знаний по теме "Закрепление знаний об имени существительном"

Урок по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени существительном" 3 класс. Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий "Русский язык" 3 класс "Школа России"...

Урок закрепления изученного материала по теме: «Закрепление письменных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100»

Урок закрепления изученного материала по теме:«Закрепление письменных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100»...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...