Главные вкладки

    Статья "Удобные способы запоминания таблицы умножения "
    статья по математике (3 класс)

    Ковалёва Людмила  Александровна

     Материал дан в форме статьи, в которой показаны удобные способы запоминания таблицы умножения в системе развивающего обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Статья15 КБ
    Файл Презентация к статье697.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Удобные способы запоминания таблицы умножения в системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова

    Изучать таблицу умножения мы начинаем в 3 классе.

    Запоминание таблиц умножения, опираясь на которые можно будет быстро выполнять умножение многозначных чисел, мы начинаем с самой трудной – с девяти.

    В основу этой работы положена задача на исследование связи между изменяющемся множителем и разрядной структурой результата.

    Итак, в таблице умножения девяти – цифра в  разряде десятков меньше второго множителя на 1 единицу. А цифра в разряде единиц дополняет цифру в разряде десятков до 9 или второй множитель до 10.

        -1                                                                               -1

    9х7=63                                                 9х8=72

           6+3=9 или 7+3=10                                                         9

    2) В таблице умножения 2 все произведения заканчиваются только чётными цифрами, причём в произведениях, оканчивающихся одинаковой цифрой ( 2х3=6 и 2х8=16,  2х4=8 и 2х9=18) множители отличаются на 5 единиц, а поэтому произведение отличается на 10.

    2х2=4             2х7=14

    2х3=6             2х8=16

    2х4=8            2х9=18

    2х5 =10          2х10=20

    3) Таблица умножения 5.

    В таблице умножения 5 произведения, где множитель чётное число, оканчиваются цифрой 0 ( 5х2, 5х4, 5х6, 5х8),  а где нечётное число – цифрой 5 ( 5х3 , 5х5, 5х7, 5х9)

    Цифра в разряде десятков может быть получена делением на 2 второго множителя, причём, если есть остаток, его нужно отбросить.

    5х2(:2)=10,             5х8(:2)=40,                 5х7(:2)=35

    4) Далее идёт знакомство с таблицей умножения 6, которая имеет свои особенности. При исследовании таблицы умножения 6, дети, без сомнения, заметят, что при умножении на чётное число произведение оканчивается той же цифрой, с помощью которой оно записано.

    В таблице умножения 6, как и в таблице 5, нужно выписать произведения, где множитель был чётным и нечётным числом.

    6х2(:2)=12

    6х4(:2)=24

    6х6(:2)=36

    6х8(:2)=48

    Если читать таблицу снизу вверх, такая закономерность хорошо прослеживается.

    Если же второй множитель нечётный, то

    6х3(:2)= 1дес.(3+5)8=18

    6х5(:2)=2дес.(5+5)10=30

    6х7(:2)=3дес.(7+5)12=42

    6х9(:2)=4дес.(9+5)14=54

    Дальше уже изучаем таблицы умножения 4 и 8, потом 3 и 7.

    В этих таблицах есть произведения, которые уже изучались ранее. Используем переместительное свойство умножения (от перестановки множителей- произведение не меняется).

    Остаётся запомнить только несколько новых произведений, например 7х7=49.

    Эти приёмы способствуют непроизвольному запоминанию таблиц, а различие в правилах у разных таблиц поддерживает интерес к изучению таблицы умножения на протяжении длительного времени.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Удобные способы запоминания таблицы умножения в системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова

    Слайд 2

    -1 9 х 2 = 18 (9-1=8) -1 9 х 3 = 27 (9-2=7) 9 х 4 = 36 9 х 5 = 45 9 х 6 = 54

    Слайд 3

    + 5 2 х 2 = 4 2 х 7 = 14 2 х 3 = 6 2 х 8 = 16 2 х 4 = 8 2 х 9 = 18 2 х 5 = 10 2 х 10 = 20

    Слайд 4

    : 2 : 2 ( без остатка ) 5 х 2 = 10 5 х 3 = 15 5 х 4 = 20 5 х 5 = 25 5 х 6 = 30 5 х 7 = 35 5 х 8 = 40 5 х 9 = 45

    Слайд 5

    : 2 + 5 6 х 2 = 12 6 х 3 = 18 10+ (3+5) 6 х 4 = 24 6 х 5 = 30 : 2(без остатка) 6 х 6 = 36 6 х 7 = 42 30 +(7 +5)=42 6 х 8 = 48 6 х 9 = 54

    Слайд 6

    В таблицах умножения 4 и 8, 3 и 7 есть произведения, которые уже изучались. Остаётся запомнить только некоторые, например 7 х 7 = 49

    Слайд 7

    Эти приёмы способствуют непроизвольному запоминанию таблиц умножения, поддерживают интерес к изучению таблиц на протяжении длительного времени.

    Слайд 8

    Сообщение подготовила учитель МБОУ «Школа-гимназия» Ковалёва Людмила Александровна СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс по внеурочной деятельности. Нестандартный способ запоминания таблицы умножения.

    Материал содержит нестандартный способ запоминания таблицы умножения на пальцах....

    Таблица умножения. Различные приёмы работы, способствующие запоминанию таблицы умножения.

    Описаны этапы работы, способствующие более быстрому запоминанию таблицы умножения....

    Эффективные способы запоминания таблицы умножения

    Советы для родителей, как лучше и быстрее запомнить таблицу умножения....

    Презентация "Запоминания таблиц умножения и рассмотрения каждой таблицы в отдельности"

    Презентация "Запоминания таблиц умножения и рассмотрения каждой таблицы в отдельности"...

    Способы запоминания таблицы умножения на уроках математики со слабыми учащимися.

    Наиболее удобные, интересные, быстрые способы запоминания и изучения таблицы умножения....

    Научно-практическая конференция "Первое открытие". Тема: "Способы и приемы быстрого запоминания таблицы умножения".

    Я предположила, что мы не всё знаем о таблице умножения, существуют лёгкие и простые способы запоминания таблицы умножения. В своей работе я постараюсь доказать это и  получить  ответы на ин...