Методическая разработка урока по математике "доли"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Чаплыгина Татьяна Дмитриевна

Тип урока: исследовательская  работа,  изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_3_klass_doli.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №

3 класс

УМК «Школа России»

Учитель: Чаплыгина Т.Д.

Тема  «Доли»

Дата: 18 ноября

Тип урока: исследовательская  работа,  изучение нового материала

Место урока в курсе      урок в теме «Числа от 1 до 100»

Задачи:

1.Образовательные:

  1. ввести новое понятие «доля числа»;
  2. учить определять долю числа, записывать дроби;
  3. познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».

2.Развивающие:

       1) развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность,    память, мышление;

       2) создать условия для развития компетентностей:

 учебно-познавательные – умение ставить цель и организовывать её достижение; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения;

           культурологической – уважение к своим одноклассникам;

           информационной -  умения получать информацию из разных источников (компьютер, практическая работа, живое слово);                  

           коммуникативной – умения вступать в общение, работать в группе;

           здоровьесберегающей – умение использовать многообразие двигательного опыта в организации урока.

     3.Воспитывающие:

  1. воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
  2.  ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  3. учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Цель: 

Познавательные: познакомить с понятием «доля числа»;

Практические: познакомить с тем, как образуются, называются и записываются доли; совершенствовать умение решать задачи.

Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; работать над устойчивостью внимания учащихся.

Методические приемы: работа в группах при логическом задании, беседа о понимании деления предмета на равные части - доли.

Методические приемы контроля: мгновенная проверка.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, , мультимедийный проектор, экран , презентация. 

Для учащихся: шоколадка одна на шестерых, цветные карандаши, линейки.

Структура урока

  1. Оргмомент.

Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”
– Мы уроки проведём.
 

Учитель. Для того, чтобы познакомиться с темой урока, мы должны вспомнить правила.

    Слайд №3

   

    А х0 = 0

    0 :а = 0 (где а не равно о)

    А :а = 1( где а не равно 0)

    А х1 = а

На экране появляются слова:

              «Математика – царица наук; арифметика – царица математики».  (К. Гаусс).

-  В результате успешного выполнения этого задания мы открываем высказывание великого немецкого математика К. Гаусса, подчёркивающее значение математики. Какое слово в этом высказывании вам не совсем понятно?

Дети.  Арифметика

Учитель. Где же мы можем узнать или уточнить его значение?

Дети.  В словаре.

Учитель. Давайте проверим, в каких словарях можно узнать  значение этого слова, и познакомимся с ним.

Слайд №4

Учитель. Один из разделов арифметики считался в Средние века самым трудным, и люди, овладевшие им, слыли настоящими мудрецами. Давайте постараемся, чтобы наша работа на уроке стала одним шагом, приближающей нас к вершине мудрости.

  1. Повторение.

- Отгадаем кроссворд (слайд 5). 

По щелчку появляется текст задания, по следующему щелчку – отгадка, далее отгадки появляются по щелчку.

- Найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок (Алиса)

По щелчку слово «Алиса выделяется»

- Во многих  литературных произведениях встречается такая героиня («Гостья из будущего» Кир Булычев, «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл)

- А какая из этих Алис  нам поможет? Подсказка: это девочка поучаствовала в необычном чаепитии. («Алиса в стране чудес»)

По щелчку появляется иллюстрация к сказке.

- Вспомним, почему же чаепитие в сказке было необычным? (в нем участвовали Кролик, Шляпочник и Соня; герои чаепития, чтобы  не мыть посуду, пересаживались)

- А у нас тоже будет необычное математическое чаепитие, правда пересаживаться, чтобы только не мыть посуду, мы не будем – это негигиенично, посуду нужно мыть обязательно, так как через чужую посуду можно заразиться какой-нибудь болезнью, а в остатках пищи и напитков размножаются опасные бактерии. Мы пойдем в гости.

3. Устный счет.

- Что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к чаю? (красивую посуду, сладости, фрукты) – слайд 6

- Сейчас мы вспомним  мультфильм, где звери угощались фруктом, чтобы узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано. Записывайте только ответы в столбик – слайд 7 (после записи ответов по щелчку появляется шифр, дети должны выбрать нужные буквы в соответствии  с ответами и записать их рядом с числами)

8х4 = 24      А

75-24 = 51   П

3х9 = 27      Е

81:9 = 9       Л

36+56= 92   Ь

64:8 = 8       С

0х4 = 0        И

1х12 = 12    Н

По щелчку появляется шифр, с помощью которого дети определяют название мультфильма.

4

51

27

24

92

9

0

8

82

12

у

п

е

а

ь

л

и

с

к

н

 По щелчку происходит проверка задания – появляется картинка «Апельсин» слайд 8.

В гости к Алисе отправляются с нами герои других мультфильмов ( слайд №9)

Путь их до страны чудес долгий, трудный. Перед ними будет возникать много трудностей и опасностей. Поможем же им преодолеть все тяготы пути.

Знакомство с темой урока.

Учитель.    В начале урока  мы узнали, что в арифметике  есть очень трудный раздел. И, чтобы узнать, как он называется, и соответственно, так же называется наша тема, нам надо отгадать загадку и ребус.

Её разгадкой является многозначное слово.

 Слайд №10

  1. Постановка учебных задач.

Учитель.  Сегодняшний урок проведём в форме исследований. Для этого нам надо определить его задачи. В математике есть дробные числа. Что, на ваш взгляд, нам следовало бы знать о них?

Д.  Зачем кроме обычных чисел есть и дробные числа?

      Что такое дроби и как они записываются?

У.  В результате наших совместных рассуждений мы определили, задачи нашего урока.

            Из истории дробей.

Слайд №11

Учитель. Дроби люди стали использовать давно, но для их записи они использовали не такие числа, которые мы сейчас используем. Для каждой дроби был свой значок, а их было так много, что запомнить все было очень трудно. В связи с этим у некоторых народов были сложены поговорки. «Попасть в дроби» - у немцев обозначает попасть в сложную ситуацию. В Индии была создана современная система записи дроби с числителем и знаменателем. А записывать дроби так, как мы сегодня начнём учиться, стали арабы – жители Марокко – родины одних из самых вкусных апельсинов и мандаринов.

  1. Формирование понятия о необходимости дополнения натуральных чисел дробными.

Учитель. Получить ответ на первый вопрос плана нам помогут герои, которые спешат на чаепитие к Алисе.

  Слайд №12.

  Однажды друзья решили измерить длину удава. Какую единицу измерения они выбрали?( слоны, мартышки, попугаи)    Слайд №13.

На каждой парте лежит модель удава и мерка, с помощью которой можно измерить удава.

( работа в парах)

Учитель. С какой трудностью столкнулись герои мультфильма и мы  с вами?

                  Какой длины у вас получился удав?

                  Какой длины у мартышки и слона получился удав?

                  Почему героям мультфильма нужно было добавить ещё одно крылышко, а нам половину мерки?

                Оказывается не всегда можно выполнить измерение только с помощью целых мерок. И тут на помощь нам приходят дроби.

Слайд №14.

Учитель. Давайте ответим на 1 вопрос наших исследований. В чём причина необходимости появления дробей?

                  Давайте запишем  в наше исследование этот  вывод: Не всё можно измерить  целыми мерками.

В определении дроби нам встретилось слово доли. Следующий слайд поможет понять, что это такое.

 Слайд №15

  1. Работа над формированием понятий «Дроби» и «Доли».

Мимо сада, где росли цитрусовые деревья, проезжал путник, и так как время сборов апельсинов уже прошло, на дереве остались всего два апельсина. Путник сорвал 1 апельсин. После этого к дереву подошли 5 слонят. Им тоже захотелось отведать эти вкусные плоды, но на дереве остался только один апельсин. Как поступить?

            Перед вами лежит модель апельсина. Разделим её для слонят. Как будем делить?

            Пока слонята топтались под деревом  и думали, как разделить апельсин, дерево от их топота зашаталось. И что же произошло?

  1. Что получил каждый из слонят?
  2. Давайте определим, что же называют долями?  На что мы разделили апельсин для слонят?
  3. Что можно сказать про каждую из этих частей? Какие они?
  4. Как можно проверить, что части равные?

   Учитель. Опираясь на рисунок, сделаем вывод, что такое доля? Это будет ответ на второй вопрос нашего исследования. Запишем его в нашу таблицу.

        Доля – это одна или несколько частей одного целого.

Учитель. Давайте посмотрим с помощью цифр на слайде, что получил каждый слонёнок.

  1.  Обозначают ли эти цифры одно и то же или нет?

                    Показать, что слонята получили не целый апельсин, а только 1 долю из пяти, можно с помощью  

        дроби.  (На слайде запись)

Учитель. Кто из вас попробует объяснить, как числа 1 и 5 в записи дроби связаны с тем, что получил каждый из слонят?

                 Обобщение, что такое «Дроби», «Доли» по слайду №19.

6. Знакомство с чтением и записью дробей.         Слайд № 20, 21, 22.

      Учитель. Дроби записываются с помощью двух натуральных чисел – числителя и знаменателя – и черты.

     Что мы делали для того, чтобы каждый слонёнок получил дольку апельсина? Да. Дробь неразрывно связана с действием деления. Черта в записи обозначает знак деления.

Знаменатель показывает, на сколько частей разделили целое. Числитель показывает, сколько таких частей взяли.  (По слайду 23)

                     Упражнение в чтении дробей по слайдам.

( По слайду 24)

  1. Физкультминутка   Слайд №25
  2. Фотоохотник            Слайд №26, 27 –для глаз.  Пазлы для своих детей.

Учитель.  Охотник отправился на наше день рождение к Алисе. В лесу он внимательно осмотрелся и увидел зайца. Охотник прицелился, а заяц попытался скрыться от настигающей его, выпущенной из ружья, дроби. Проследите за зайцем глазами. А теперь сильно-сильно зажмурьте глаза и представьте, что произошло дальше. Откройте глаза. Охотник наш оказался не обычным охотником, а фотоохотником. Вдобавок ко всему, он оказался ещё творческим человеком. Полученную фотографию он разрезал на части и сделал пазлы  для своих детей.

Слайд №28.

 Посмотрите, на сколько частей охотник разделил фотографию. Какие части у него получились? Вам нужно определить, с помощью,  какой дроби можно обозначить каждую часть. Для этого выберите знаменатель. Закройте глаза и покажите с помощью пальцев это число. Выберите числитель и покажите на пальцах. Кто назовёт дробь?

  1. Подведение итогов исследования.

Учитель. Давайте по плану, который мы определили в начале урока, расскажем, что мы узнали о дробях.  (Слайд №29)

  1. Продолжение отработки умения находить часть от целого и обозначать её дробью.

Слайды №30, 31, 32, 33. По тетради работа.

По предложенным рисункам дети читают, записывают дроби.

  1. Самостоятельная работа.

Слайды №34 -41.

- К чаю принято подавать угощения. У вас есть шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (третья часть)

- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. Проверьте. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (3)

- Сколько долей у каждого из вас? (по одной).

- Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна третья доля.

-  Читается эта запись – одна третья часть.

-Как сделать, чтобы 6 человек получили одинаковые части?

- Запишите дробь. Проверьте себя (по щелчку появляется запись дроби)

- А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой (по щелчку появляются изображения детей и шоколадка). На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей)

- Какую долю получит каждый гость? (1/6)

- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)

- Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть)

- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается меньше, чем 1/6.

, Мышь пригласила подругу полакомиться сыром (слайд ). Какая доля досталась каждой мышке? (щелчок) Запишите.

- А вот прибежали еще две мышки (щелчок) и с ними пришлось делиться. Сколько теперь частей у мышек? Запишите, какая доля у каждой мышки.

- Ой, на запах сыра прибежали еще мыши, придется для них еще головку сыра достать (щелчок). На сколько частей надо поделить сыр? Запишите, какая доля досталась каждой мышке (щелчок).

- Проверьте себя (слайд ). 

      - Какая из этих долей будет самая большая по размеру? Обведите ее в кружок.

- Какая самая маленькая? Подчеркните.

- Давайте проверим (по щелчку под записью появляются кусочки сыра для зрительного сравнения).

- Какой мы можем сделать вывод? (чем больше частей, тем меньше каждая часть)

    - А теперь проверим вашу сообразительность. Вот вам еще одна головка сыра (слайд 14) . Её нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее в группах. Подготовьтесь для объяснения.

- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)

Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.

- Ой, Шляпочник смотрит на часы (слайд 16). Пора уже садиться за стол. (щелчок). Какое время показывают часы? (5 часов 15 минут)

- Какую долю от часа составляют 15 минут? Как это узнать? (надо узнать сколько раз по 15 поместиться в часе)

- Как это узнать? (в часе 60 минут, надо 60 разделить на 15)

- Запишите решение в тетрадях самостоятельно, можете консультироваться с соседом.

- Какой ответ у вас получился? (в часе 4 раза по 15 минут)

- Давайте проверим (щелчок).

- Какая это доля? (1/4) – щелчок.

- Как по-другому называется ¼ часть? (четверть)

- Как по-другому можно назвать время на часах? (четверть шестого)

12.  Итог урока.

- Ну что же, наше математическое чаепитие закончилось. Пора уходить. Нужно поблагодарить хозяев –

-  Расскажите им, что вам больше всего понравилось делать в гостях? Что вы узнали нового?

- Что такое доля?

13. Домашнее задание:  на листочках выполнить задание и проверить себя.

14. Итоги урока.

  Учитель. Как мы отмечали в  ходе урока, нашим предкам наука о дробях казалась очень сложной. А каким вам показалось знакомство с дробями?

   Игра «Идеальная пара». 

     Вырезать 1 варианту из круга с двумя долями 1 долю и приставить друг к другу. У кого совпали, те и составляют идеальную пару в работе и учёбе.

Если есть время, угостить всех мандаринами. (Для упражнения в делении)

14. - Оцените свою работу на уроке с помощью цветочного настроения. Если вы все поняли, выберите улыбающийся цветочек слайд,  если не совсем разобрались – сомкнутый цветок. Завтра мы еще поработаем с темой «Доли», чтобы лучше все усвоить. Будем учиться решать задачи с долями и те, кто чего-то не понял, завтра обязательно поймут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...