Математика 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Ондар Айланмаа Чолачиевна

Тема урока: Деление  0 на  число. 3 класс

Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.

Задачи урока:

раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;

сформулировать правило деления 0 на число;

решать примеры на табличное умножение и деление.

Тип урока: изучение новых знаний и освоение нового способа действий.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения и деления.

Метапредметные: овладеют умениями принимать учебную задачу урока, научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.

Личностные: мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения.

Технология: проблемно-поисковая деятельность

Структура урока:

Орг. момент, целью которого: позитивно настроить детей на учебную деятельность.

Мотивация позволит актуализировать знания, сформировать цели и задачи урока. Для этого предложены задания на нахождение лишнего числа, классификацию примеров на группы, добавление недостающих чисел. В ходе решения этих заданий, дети столкнутся с проблемой: нашёлся пример, для решения которого не хватает имеющихся знаний. В связи с этим дети должны  самостоятельно сформулировать  цель и поставить перед собой учебные задачи урока.

Поиск и открытие нового знания даст возможность детям предложить различные варианты решения задания. Основываясь на ранее изученный материал, они смогут найти верное решение и прийти к выводу, в котором сформулировали новое правило.

Во время первичного закрепления ученики комментируют свои действия,  ориентируясь на правило, дополнительно  подберут свои примеры на это правило.

Для автоматизации действий и умения пользоваться правилом в нестандартных заданиях дети решат выражения в несколько действий.

Самостоятельная работа и проведенная проверки по образцу покажут, как дети освоили тему урока.

Во время рефлексии дети сделают вывод, что поставленная цель урока достигнута и оценят свою учебную деятельность с помощью карточек.

Ход урока.

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность ученика

1. Орг. момент

Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность.

Стимулирование на учебную деятельность.
Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула. Я желаю вам удачного урока.

(слайд №1)
 

Организация рабочего места, проверка посадки.

2. Мотивация.

Стимулирование познавательной
активности,
активизация мыслительного процесса

Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания.
Устный счёт.

Решение заданий, основанных на знании табличного умножения.

А) найди лишнее число:
2 4 6 7 10 12 14 (слайд №2)- таблица умножения на 2
6 18 24 29 36 42 (слайд №4)- таблица умножения на 6
Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить.

Нахождение лишнего числа.

Б) вставьте пропущенные числа:
… 16 24 32 … 48 … (слайд №6)

-Почему?

Легкое задание или трудное? В чем возникли затруднения?

Добавление недостающего числа.

Создание проблемной ситуации.
В) распределите примеры в группы:

 

 

Как распределили? (слайд №8,9)
Почему так распределили? (с ответом 4 и 5)

 Среди них пример с неизвестным решением 0:5 (слайд №10)

Классификация примеров по группам.

Экран с ответом.

Что вы заметили?

Все ли примеры вы смогли решить?

(если все решили, то вопрос «Можем ли быть уверены в правильности ответа в примере 0:5?»

 

Есть ли здесь лишний пример?

Чем этот пример отличается от остальных?
 

Нахождение затруднения.
Выявление недостающего знания, причины затруднения.

Постановка учебной задачи.
Здесь есть пример с 0.

Итак как будет звучать тема  сегодняшнего урока?(слайд №11)

Итак, какова цель урока? Что бы хотели узнать на этом уроке?- научиться решать примеры с 0

(узнать, как решаются эти примеры) Что для этого нужно?

МОЯ ЦЕЛЬ: научить сформулировать правило и правильно применять его)

 

От 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное число.и послушайте сказку о нуле (слайд )
Вспомните, что вы знаете про 0?

Почему он необычный? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)( письмо формул на доске) (слайд №12)·
Приведите примеры.
Посмотрите, какой он коварный, необычный, можно сказать-фокусник: когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0.Это число не как все.
Подходят ли сказанные вами правила к нашему примеру?
Как же он поведёт себя при делении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером.

Экран с а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)·
 

 

 

Формулирование темы и целей урока.

3. Открытие нового знания.

Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила.

Установление связи с ранее изученным.
Какие же у вас есть предположения по поводу решения этих примеров?(слайд №9)
0:5=0
0:5=5

предположения

Выдвижение гипотезы,

Как же найти верное решение?
С каким действием связано умножение? (с делением)
Приведите пример
2 · 3 = 6
6 : 2 = 3(слайд№13)


Можем ли мы теперь 0:5?
Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0.

Подберите это число.
х·5=0
Это число 0. Значит, 0:5=0.


Приведите свои примеры.

Поиск решения на основе ранее изученного,

Формулирование правила.
Как будет звучать правило?
При делении 0 на число получается 0.
0 : а = 0. (слайд №15)

вывод

Откройте учебники.
Прочитайте правило и сравните с вашей формулировкой.

Что можете сказать?

Совпали ли формулировки?

Формулировка правила.

 

 

4. Физминутка.

Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления.

          

 

 

 

 

5. Первичное закрепление.

Тренировка в выполнении правила действия.

 

 

ВЗАИМОПРОВЕРКА- ЭТАЛОН

 

 

 

 

 

1 ГРУППА: №6 С.85

2 группа: №8 с.85

3 группа: №7 с.85

 С любыми ли числами, в любых ли примерах 0  так  ведет себя необычно?

  1. Давайте проверим. Работа в парах.

(35+46)х0=

(82-82):3=

(30-29)х8=

16:2х0=

0:100=

0х(35-14)=

Проверка по образцу. (слайд 17)

  1. Задача №5 с.85( повторение)
  2. Групповая работа
  3. Самостоятельная работа(сами придумайте свои примеры на эту тему)

 Решение типовых заданий с комментированием.
Работа по схеме (0:а=0)

 

.

6. Формулирование правила.

Формулирование правила невозможности деления на 0.

А давайте попробуем любое число разделить на 0.
Например, 5:0. Сколько получится?
Нельзя подобрать такое число, при умножении которого на 0 получится 5.
Вывод: НА 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.(слайд №13)

Приведите примеры.

В этом еще одна необычность 0.

Работа над формулированием правила невозможности деления на 0.

7. Рефлексия. Самооценка. Итоги урока.

Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

До новых встреч!

ИТОГ УРОКА:

- ЧТО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ?

- ЧТО ПОЛУЧИТСЯ ПРИ ДЕЛЕНИИ НУЛЯ НА ЛЮБОЕ ЧИСЛО?

- При делении 0 на число получается 0.

-КАКОЕ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО ДОЛЖНЫ ЗАПОМНИТЬ?

-Делить на нуль нельзя!

Проанализируйте свою работу на уроке и оцените себя.

(ответ некоторых детей)

Над чем стоит поработать?

 

Ребята, на доске три карточки,

рюкзак        сундук           корзина

(зеленый)   (желтый)              (красный)

Все свое       положил              выбросил

ношу с         до нужного            и забыл

 собой            времени

а на столах карточки трех цветов, прикрепите, куда считаете нужным.

Почему так?

Где вам это пригодится?

Осознавание своей деятельности, самоанализ своей работы. Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

 

 

Карточки на доску и детям.

1.Всё понял мне легко.

2.Ещё надо тренироваться.

3.Я ещё затрудняюсь

 

 

 

 

  1. Домашнее задание.

 

 

Составьте не менее 5 примеров на изученное правило для своих товарищей в виде карточки:

- в несколько действий (на порядок действий)- на оценку «5»

-примеры могу быть простыми – на оценку «4»

Если будут затруднения, обратитесь к стр. 85 учебника.

- Задание 3 стр.85 – на оценку «3»(слайд №14)

 

       
 

Приложение 1

 

 

  1. Решение задачи №5 стр.85  (слайд 11)

А) Составление таблицы на доске.

-  Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. (В таблице).

- Какие графы должны быть в таблице?

- Что такое 8кг? (Масса 1 ящика со сливами)

Масса 1 ящика

Количество ящиков

Масса всех ящиков

Слив  – 8кг

?   1) (:)

одинаковое

48 кг

Груш – 9кг

?   2) (∙)

 - Что ещё известно в задаче?

- ( Масса 1 ящика с грушами. Масса всех ящиков со сливами.)

- Что сказано о количестве ящиков с грушами?  (Их столько же). Или количество одинаковое.

-Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно.

Б) Проверка решения.

1) 48:8=6(ящ.)

2) 9∙6=54(кг)

Ответ:54 кг груш привезли на рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Деление  0 на  число. 3 класс на базе Ээрбекской СОШ

Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.

Задачи урока:

раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;

сформулировать правило деления 0 на число;

решать примеры на табличное умножение и деление.

Тип урока: изучение новых знаний и освоение нового способа действий.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся применять частные случаи деления на основе взаимосвязи умножения и деления.

Метапредметные: овладеют умениями принимать учебную задачу урока, научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.

Личностные: мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения.

Технология: проблемно-поисковая деятельность

Структура урока:

Орг. момент, целью которого: позитивно настроить детей на учебную деятельность.

Мотивация позволит актуализировать знания, сформировать цели и задачи урока. Для этого предложены задания на нахождение лишнего числа, классификацию примеров на группы, добавление недостающих чисел. В ходе решения этих заданий, дети столкнутся с проблемой: нашёлся пример, для решения которого не хватает имеющихся знаний. В связи с этим дети должны  самостоятельно сформулировать  цель и поставить перед собой учебные задачи урока.

Поиск и открытие нового знания даст возможность детям предложить различные варианты решения задания. Основываясь на ранее изученный материал, они смогут найти верное решение и прийти к выводу, в котором сформулировали новое правило.

Во время первичного закрепления ученики комментируют свои действия,  ориентируясь на правило, дополнительно  подберут свои примеры на это правило.

Для автоматизации действий и умения пользоваться правилом в нестандартных заданиях дети решат выражения в несколько действий.

Самостоятельная работа и проведенная проверки по образцу покажут, как дети освоили тему урока.

Во время рефлексии дети сделают вывод, что поставленная цель урока достигнута и оценят свою учебную деятельность с помощью карточек.

Ход урока.

Цель этапа

Содержание этапа

Деятельность ученика

1. Орг. момент

Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность.

Стимулирование на учебную деятельность.
Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула. Я желаю вам удачного урока.

(слайд №1)

Организация рабочего места, проверка посадки.

2. Мотивация.

Стимулирование познавательной
активности,
активизация мыслительного процесса

Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания.
Устный счёт.

Решение заданий, основанных на знании табличного умножения.

А) найди лишнее число:
2 4 6 
7 10 12 14 (слайд №2)- таблица умножения на 2
6 18 24 
29 36 42 (слайд №4)- таблица умножения на 6
Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить.

Нахождение лишнего числа.

Б) вставьте пропущенные числа:
… 16 24 32 … 48 … (слайд №6)

-Почему?

Легкое задание или трудное? В чем возникли затруднения?

Добавление недостающего числа.

Создание проблемной ситуации.
В) распределите примеры в группы:


http://festival.1september.ru/articles/613685/1.gif

Как распределили? (слайд №8,9) 
Почему так распределили? (с ответом 4 и 5)

 Среди них пример с неизвестным решением 0:5 (слайд №10)

Классификация примеров по группам.

Экран с ответом.

Что вы заметили?

Все ли примеры вы смогли решить?

(если все решили, то вопрос «Можем ли быть уверены в правильности ответа в примере 0:5?»

Есть ли здесь лишний пример?

Чем этот пример отличается от остальных?

Нахождение затруднения.
Выявление недостающего знания, причины затруднения.

Постановка учебной задачи.
Здесь есть пример с 0.

Итак как будет звучать тема  сегодняшнего урока?(слайд №11)

Итак, какова цель урока? Что бы хотели узнать на этом уроке?- научиться решать примеры с 0

(узнать, как решаются эти примеры) Что для этого нужно?

МОЯ ЦЕЛЬ: научить сформулировать правило и правильно применять его)

От 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное число.и послушайте сказку о нуле (слайд )
Вспомните, что вы знаете про 0?

Почему он необычный? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)( письмо формул на доске) (слайд №12)·
Приведите примеры.
Посмотрите, какой он коварный,
необычный, можно сказать-фокусник: когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0.Это число не как все.
Подходят ли сказанные вами правила к нашему примеру?
Как же он поведёт себя при делении?

Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером.

Экран с а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)·

 

Формулирование темы и целей урока.

3. Открытие нового знания.

Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила.

Установление связи с ранее изученным.
Какие же у вас есть предположения по поводу решения этих примеров?(слайд №9)
0:5=0
0:5=5

предположения

Выдвижение гипотезы,

Как же найти верное решение?
С каким действием связано умножение? 
(с делением)
Приведите пример
2 · 3 = 6
6 : 2 = 3(слайд№13)

Можем ли мы теперь 0:5?
Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0.

Подберите это число.
х·5=0
Это число 0. Значит, 0:5=0.


Приведите свои примеры.

Поиск решения на основе ранее изученного,

Формулирование правила.
Как будет звучать правило?
При делении 0 на число получается 0.
0 : а = 0. (слайд №15)

вывод

Откройте учебники.
Прочитайте правило и сравните с вашей формулировкой.

Что можете сказать?

Совпали ли формулировки?

Формулировка правила.

4. Физминутка.

Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления.

          

5. Первичное закрепление.

Тренировка в выполнении правила действия.

ВЗАИМОПРОВЕРКА- ЭТАЛОН

1 ГРУППА: №6 С.85

2 группа: №8 с.85

3 группа: №7 с.85

 С любыми ли числами, в любых ли примерах 0  так  ведет себя необычно?

  1. Давайте проверим. Работа в парах.

(35+46)х0=

(82-82):3=

(30-29)х8=

16:2х0=

0:100=

0х(35-14)=

Проверка по образцу. (слайд 17)

  1. Задача №5 с.85( повторение)
  2. Групповая работа
  3. Самостоятельная работа(сами придумайте свои примеры на эту тему)

 Решение типовых заданий с комментированием.
Работа по схеме (0:а=0)

.

6. Формулирование правила.

Формулирование правила невозможности деления на 0.

А давайте попробуем любое число разделить на 0.
Например, 5:0. Сколько получится?
Нельзя подобрать такое число, при умножении которого на 0 получится 5.
Вывод
: НА 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.(слайд №13)

Приведите примеры.

В этом еще одна необычность 0.

Работа над формулированием правила невозможности деления на 0.

7. Рефлексия. Самооценка. Итоги урока.

Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка.

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

До новых встреч!

ИТОГ УРОКА:

- ЧТО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ?

- ЧТО ПОЛУЧИТСЯ ПРИ ДЕЛЕНИИ НУЛЯ НА ЛЮБОЕ ЧИСЛО?

- При делении 0 на число получается 0.

-КАКОЕ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО ДОЛЖНЫ ЗАПОМНИТЬ?

-Делить на нуль нельзя!

Проанализируйте свою работу на уроке и оцените себя.

(ответ некоторых детей)

Над чем стоит поработать?

Ребята, на доске три карточки,

рюкзак        сундук           корзина

(зеленый)   (желтый)              (красный)

Все свое       положил              выбросил

ношу с         до нужного            и забыл

 собой            времени

а на столах карточки трех цветов, прикрепите, куда считаете нужным.

Почему так?

Где вам это пригодится?

Осознавание своей деятельности, самоанализ своей работы. Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

Карточки на доску и детям.

1.Всё понял мне легко.

2.Ещё надо тренироваться.

3.Я ещё затрудняюсь

  1. Домашнее задание.

Составьте не менее 5 примеров на изученное правило для своих товарищей в виде карточки:

- в несколько действий (на порядок действий)- на оценку «5»

-примеры могу быть простыми – на оценку «4»

Если будут затруднения, обратитесь к стр. 85 учебника.

- Задание 3 стр.85 – на оценку «3»(слайд №14)

Приложение 1

  1. Решение задачи №5 стр.85  (слайд 11)

А) Составление таблицы на доске.

-  Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. (В таблице).

- Какие графы должны быть в таблице?

- Что такое 8кг? (Масса 1 ящика со сливами)

Масса 1 ящика

Количество ящиков

Масса всех ящиков

Слив  – 8кг

?   1) (:)

одинаковое

48 кг

Груш – 9кг

?   2) (∙)

 - Что ещё известно в задаче?

- ( Масса 1 ящика с грушами. Масса всех ящиков со сливами.)

- Что сказано о количестве ящиков с грушами?  (Их столько же). Или количество одинаковое.

-Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно.

Б) Проверка решения.

1) 48:8=6(ящ.)

2) 9∙6=54(кг)

Ответ:54 кг груш привезли на рынок.

Всё своё ношу с собой.

Положил до нужного времени.

Выбросил и забыл.

0*3=0

0*5=0

0*3=0*5

3=5

ПОМНИТЕ, делить на нуль нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...