Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)

Степанова Нина Серафимовна

Рабочая программа по математике в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования . - Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основными целями начального обучения математике являются: математическое развитие младших школьников, формирование системы начальных математических знаний,  воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Рабочая программа по математике в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования . - Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма. Для достижения целей и задач при изучении математики в 4 классе используются  классические  виды и формы уроков. К классическим видам и формам уроков относятся: комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок закрепления знаний, умений, навыков, урок коррекции знаний и умений.

В ходе реализации настоящей программы используются следующие технологии обучения: технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ-технологии.

Для отслеживания динамики усвоения учебного материала запланированы входящий, промежуточный и исходящий контроль в виде контрольных и проверочных работ по темам изученного материала. Кроме того, на уроках используются такие виды контроля тестирование, математический диктант, беседа, самостоятельная работа, решение познавательных заданий, разгадывание кроссвордов.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым .Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4  классе является формирование следующих умений.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4  классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание учебного предмета

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Календарно - тематическое планирование по математике

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Числа от 1 до 1000. Повторение. (14ч)

1

Нумерация. Счёт предметов. Разряды.

1

2

Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

1

3

Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых.

1

4

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел.

1

5

Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

1

6

Свойства умножения.

1

7

Алгоритм письменного деления трехзначных чисел.

1

8

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000».

1

9

Анализ контрольной работы. Приемы письменного деления на однозначное число.

1

10

Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа.

1

11

Деление трехзначного числа на  однозначное, когда в записи частного есть нуль.

1

12

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.

1

13

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

14

Странички для любознательных

1

Числа, которые больше 1000. Нумерация. (12ч)

15

Нумерация. Разряды и классы.

1

16

Чтение многозначных чисел.

1

17

Запись многозначных чисел.

1

18

Разрядные слагаемые.

1

19

Сравнение многозначных чисел.

1

20

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

1

21

Закрепление изученного

1

22

Класс миллионов, класс миллиардов.

1

23

Странички для любознательных «Что узнали. Чему научились».

1

24

Проект «Числа вокруг нас». «Что узнали. Чему научились».

1

25

Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация».

1

26

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

1

Величины (18ч)

27

Единицы длины. Километр.

1

28

Таблица единиц длины.

1

29

Таблица единиц длины. Закрепление.

1

30

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр.

1

31

Таблица единиц площади.

1

32

Таблица единиц площади. Закрепление.

1

33

Определение площади с помощью палетки.

1

34

Масса. Единицы массы: центнер, тонна.

1

35

Таблица единиц массы.

1

36

Время. Единицы времени.

1

37-

38

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

2

39

Секунда.

1

40

Век.

1

41

Таблица единиц времени.

1

42-

43

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

2

44

Контрольная работа по теме «Величины».

1

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. (12ч)

45-

46

Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

Работа над ошибками.

2

47

Нахождение неизвестного слагаемого.

1

48

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

1

49

Нахождение нескольких долей целого.

1

50-51

Решение задач.

2

52

Сложение и вычитание значений величин.

1

53

Решение задач.

1

54

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

55

Странички для любознательных. Задачи- расчеты.

1

56

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание».

1

Умножение и деление. (70ч)

57

Умножение и его свойства. Работа над ошибками.

1

58

Письменные приемы умножения.

1

59

Умножение на 0 и 1.

1

60

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

1

61

Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя.

1

62

Деление с числами 0 и 1.

1

63-64

Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.

2

65

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

1

66

Закрепление изученного. Решение задач.

1

67

Письменные приемы деления. Решение задач.

1

68-69

Закрепление изученного.

2

70-71

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

2

72

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число».

1

73

Решение текстовых задач (умножение и деление на однозначное число). Работа над ошибками.

1

74

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1

75-77

Решение задач на движение

3

78

Умножение числа на произведение.

1

79

Странички для любознательных. Проверочная работа

1

80-

81

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

2

82

Письменные приемы умножения двух чисел, оканчивающихся нулями.

1

83

Решение задач на одновременное встречное движение.

1

84

Перестановка и группировка множителей.

1

85

Повторение пройденного «Что узнали? Чему научились?».

1

86

Контрольная работа за полугодие

1

87-

88

Деление числа на произведение.

2

89

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

1

90

Решение задач.

1

91-94

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

4

95

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях.

1

96

Закрепление изученного.

1

97

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

98

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».

1

99

Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

Работа над ошибками.

1

100

Умножение числа на сумму.

1

101

Письменное умножение на двузначное число

1

102

Письменное умножение многозначного числа на двузначное.

1

103-104

Решение задач

2

105-106

Письменное умножение многозначного числа на трехзначное.

2

107

Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. Закрепление.

1

108

Решение задач

1

109

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

110

Контрольная работа по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел».

1

111

Письменное деление многозначного числа на двузначное. Работа над ошибками.

1

112

Письменное деление многозначного числа на двузначное. Деление с остатком.

1

113

Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное.

1

114-115

Письменное деление на двузначное число.

2

116

Закрепление изученного.

1

117

Закрепление изученного. Решение задач.

1

118

Письменное деление на двузначное число. Закрепление.

1

.

119

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

120

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число».

1

121-123

Письменное деление на трехзначное число.

Работа над ошибками.

3

124

Деление с остатком.

1

125

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

126

Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число».

1

Итоговое повторение (10ч)

127

Нумерация.

Работа над ошибками.

1

128

Выражения и уравнения.

1

129

Арифметические действия: сложение и вычитание.

1

130

Арифметические действия: умножение и деление.

1

131

Порядок выполнения действий.

1

132

Величины.

1

133

Геометрические фигуры.

1

134

Задачи.

1

135

Итоговая контрольная работа за 4 класс

1

136

Обобщающий урок-игра «В поисках клада»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...