«Технология формирования УУД на начальном этапе математического образования».Технологическая карта урока математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс)

Мария Егоровна Тимухина

Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому

лицу.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и

согласованно выполнятьсовместную

деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,правильно выражать свои мысли, оказывать

поддержку друг

другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 

Технологическая карта 

 

 

Тема: Площадь прямоугольника

 

 

Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

 

 

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология формирования УУД

на начальном этапе математического образования»

                                                  «Усилия  детей  должны быть  сосредоточены  на                                                                                            

                                            выработке  умений  договариваться,  обмениваться                        

        мнениями,  понимать  и оценивать  друг  друга  и      

                                            вести  себя так, «как  это делают  настоящие                                          

        школьники»                        

                                                                                                            Г.А. Цукерман

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна.

      В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

    УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области

              В составе  основных  видов  универсальных  учебных  действий,  соответствущих  ключевым  целям  общего  образования,  можно  выделить  четыре  вида:  1)  личностные;  2)  регулятивные  (включающие  также  действия  саморегуляции);  

3)  познавательные;  4)  коммуникативные.

На уроках математики одновременно формируются практически все виды универсальных учебных действий.

Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий

           Коммуникация  –  это  сложный  процесс,  состоящий  из  взаимозависимых  шагов,  каждый  из  этих  шагов   необходим  для  того,  чтобы  сделать  наши  мысли  понятными  другому  лицу. 

        Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Характеристика УУД

Приоритетные направления в формировании отдельных видов УУД

Значение УУД для обучения

Умение общаться, взаимодействовать с окружающими, устанавливать конструктивное общение.

- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  

-  практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;

             

-  развитие речевой деятельности;

Приобретение учащимися умений работать в группе и приобретение опыта такой работы. Практическое освоение учащимися морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Приобретение учащимися навыков постановки и решения многообразных коммуникативных задач, умений действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; умений устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.  

Приобретению учащимися опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Содержание данного  вида УУД

Система условий для формирования данного вида УУД

Основные типы задач по формированию данного вида УУД

Результаты развития УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

- разрешение конфликтов

- управление поведением партнера

- выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и диалогической формами речи

1.Оказание поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение цели.

2.Обеспечение бесконфликтной совместной работы в группе.

3.Установление с окружающими теплых отношений взаимопонимания.

4.Использование эффективных групповых обсуждений.

5.Обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия продуктивных решений.

6.Адекватное реагирование на нужды других.

7.Демократический стиль сотрудничества учителя и учащихся.

- на организацию и осуществление сотрудничества

 

- на учет позиции партнера

- на передачу информации и отображение предметного содержания

- ролевые игры

 - групповые игры

- умение слушать и слышать друг друга - умение выражать свои мысли

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

- умение интересоваться чужим мнением и высказывать собственное

 - умение вести диалог

 

- готовность к выработке общей позиции при обсуждении разных точек зрения

 - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения

 - умение определять цели и функции членов группы

  - умение планировать общие способы работы

 - умение производить обмен знаниями между членами группы

 - способность брать на себя инициативу

 - способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов

- умение разрешать конфликты

Технологическая карта

урока математики в 3 классе 


Предмет:
 Математика
Учебник: «Математика. 3 кл.» М.И.Моро, М.А.Бантова 
Тема: Площадь прямоугольника
Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).

Образовательная цель: 
 1. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»;
 2. Сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата;
 3. Углубить и расширить представление детей о фигурах.

Планируемые результаты:
Личностные УУД: 
 – Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: 
Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Уметь работать по коллективно составленному плану;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:
 – Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
 – Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Основные понятия длина, ширина, площадь

Ресурсы:
– мультимедийный проектор,
– презентация;
– словари.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивирование к учебной деятельности.

 
 

 – Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь: «С маленькой удачи начинается большой успех!»
 Слайд 2: дети читают хором:

 

 

 

– Чтобы вы хотели пожелать сегодня на уроке своему соседу по парте.
 

–Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? 
А открытием, которое сегодня сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока.

Слушают учителя, психологический настрой

  Мы – умные! 
  Мы – дружные!
  Мы – внимательные!
  Мы – старательные!
  Мы – отлично учимся!
  Все у нас получится!

Учащиеся высказывают пожелания своему соседу.
– Удачи при решении задач.
– Хорошей работы на уроке. И т.д.

Личностные: самоопределение.

 Регулятивные: целеполагание.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

 

 1. Самостоятельная работа

    (6 + 2) · 4 =
    (13 – 8) · 7 =
    68 – 60 + 12 =
    36 : 6 + 4 =
    (18 – 17) · 10 =

 2. Повторение геометрических понятий.

 Какие геометрические фигуры вы знаете? 
 1) Самостоятельная работа №1 (карточка)

– Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.
Слайд 4: Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.

Слайд 5: Геометрические фигуры 
 2) У каких геометрических фигур нельзя определить периметр?

Слайд 6: 
 3) Какие фигуры изображены на слайде? 
Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор. Слайд 7: 
Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур?

 4) Вспомним алгоритм нахождения периметра.
 5) Задача на нахождение периметра прямоугольника.
Слайд 8: 
 Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 3см. Найдите периметр и площадь этой фигуры.

 

 Ответы: 32 35 20 10 10 4 6

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

 

 

Круг, луч, точка.
 

 

Работа в парах.
(карточка)

 

Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.

 

 

Решают задачу на нахождение периметра. Чертят в тетради прямоугольник.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Создание проблемной ситуации

 

 Задача на нахождение площади.
 Слайд 9: 
– Проблема: Как найти площадь?

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

 

Регулятивные: целеполагание.

 Коммуникативные: постановка вопросов.
 

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

4.Формулирование проблемы (темы и цели урока)

 

– Смогли выполнить задание?
– В чем затруднение?
– Почему мы не выполнили второе задание?
– Какой возникает вопрос?

 Слайд 10: тема урока «Площадь прямоугольника»
 – Назовите цель урока.

Познакомимся с…

 Сформируем умения…

 Развиваем…

 Воспитываем…

Слайд 11:

 1. Как можно сравнить эти фигуры?
     
Вывод: Они имеют одинаковые площади. 
Слайд 12: 
 2. Что можно сказать про площадь треугольника? 
          
Вывод: площадь треугольника меньше площади квадрата.

Слайд 13:


 3. Можно ли на «глаз» или наложением определить, площадь какой фигуры больше?

Слайд 14:
– Можем ли мы сравнить эти фигуры наложением? (нет)
– Как измерить и сравнить фигуры? (Выбирается мерка и устанавливается, сколько раз эта мерка содержится в измеряемой величине)
Слайд 15:
– Сейчас каждая группа получит лист с изображенным на нем прямоугольником и разные мерки (Мерки сделаны из цветной самоклеющейся бумаги. Учащиеся должны в прямоугольник вклеить столько мерок, сколько в него поместится) 
– Что измеряли? (Ответы–предположения)
– Почему, имея разные прямоугольники, мы получили одинаковый результат? (Использовали разные мерки)
– Какое правило себе напомнили? (Сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками)

Формулируют учебную проблему.
– Мы не знаем, как найти площадь
– Как найти площадь прямоугольника?

 
 Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем

 

 

Работа в паре

 

 

 

 

Площадь больше

 

 

 

 

 

Работа в группе

Коммуникативные: постановка вопросов.

 Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические – формулирование проблемы.

5. Выдвижение гипотез

 

– Предположите, как можно найти площадь прямоугольника?
Слайд 16: 
– Работаем с одинаковыми мерками! Считаем вместе!

 

 

Слайд 17:
Что такое площадь?

Дети высказывают свои предположения

 – Разбить прямоугольник на квадратные сантиметры, подсчитать их количество и узнать площади.

 Разбивают прямоугольник на квадратные сантиметры. Подсчитывают квадратные сантиметры.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.
 

Познавательные: моделирование.
 

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
 

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6.Открытие нового знания

 

 

Слайд 18:
–Какова площадь данного прямоугольника? 
– Для выполнения задания потребовалось много времени. Предлагаю найти способ вычисления площади прямоугольника, который позволил бы выполнить эту работу быстрее.

Сосчитайте число квадратов, расположенных в первом ряду по длине прямоугольника.

 – Сосчитайте количество таких рядов.

– Как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры?
S – площадь прямоугольника

 

 

Слайд 19:
Формула площади

Слайд 20: 
В качестве общепринятых единиц измерения площадей используют квадраты со сторонами 1 см, 1 дм, 1 м.
Эти измерения называют соответственно:
квадратный сантиметр – 1 см²
квадратный дециметр – 1 дм²
квадратный метр – 1 м²

 

 

 

 

 

– Их количество равно длине прямоугольника.

 – Их количество равно ширине прямоугольника.
– Для нахождения площади прямоугольника надо длину умножить на ширину.

Дети делают вывод, о нахождении площади прямоугольник

Составление алгоритма в группе

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
 

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

 

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7.Формулирование нового знания .

Слайд 21: 
Прочитайте правило нахождения площади прямоугольника.

 

– Обозначим площадь буквой S, длину – буквой a, ширину – буквой b. Записать правило в виде формулы.


Знакомство с правилом: «Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину».

Делают вывод: S = a•b

Составление алгоритма в группе

 

8. Физминутка

 

 «Мы – чертёжники».
– Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа – окружность, правой рукой– прямой угол, а левой– острый! Чертите аккуратно! Левой ногой – квадрат, а правой прямоугольник.

 

 

9. Применение нового знания

 

Площадь какой фигуры мы учились находить?
Как найти площадь прямоугольника? 
Слайды 22,23: 
 Анализирует результаты выполнения учащимися задания
Определите площади прямоугольных полей
 

 

 

Выполняют задание самостоятельно

 Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

10. Повторение и закрепление полученного ранее.

1. Давайте решим задачу в учебнике на стр.57 №4

 

Решают задачу

Регулятивные: контроль, коррекция.

Личностные: самоопределение.

11. Домашнее задание

 

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. 
Начертите две разные фигуры, но только так, чтобы площадь у них была одинаковой. Подумать, какую формулу можно применить для нахождения площади.

Знакомятся с заданием, слушают инструкцию

 

12. Рефлексия деятельности.

Какое открытие вы сделали на уроке?

– Назовите цель нашего урока.

– Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным?

 – Где в реальной жизни может возникнуть необходимость вычислить площадь прямоугольника?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология учебного исследования на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения

Материал содержит презентацию, рассказывающую об организации учебного исследования в начальной школе....

Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.

Возможности учебного предмета  "Математика" ОС Л.В.Занкова   для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....

Игровые технологии на уроках в начальной школе «Необычные способы проведения уроков математики»

Скучная и «сухая» наука… К сожалению, именно так большинство школьников относится к математике. Интерес к предмету угасает под гнетом однообразных, объемных и довольно сложных задан...

презентация к математической викторине "Час занимательной математики" 4 класс

Данный материал составлен для проведения урока занимательной математики в 4 классе. Расширяет кругозор обучающихся и прививает интерес к предмету....