Технологическая карта урока математики "Связь между суммой и слагаемыми. Килограмм. Литр.", 1 класс, УМК «Школа России».
план-конспект урока по математике (1 класс)

Афлятунова Кристина Александровна

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

  «Математика»

1 класс II полугодие

Технологическая карта

Тема (название и кол-во часов)

Связь между суммой и слагаемыми. Килограмм. Литр.14 часов

Цель изучения темы

  • раскрыть связи между суммой и слагаемыми;
  • закреплять знание состава чисел 6, 7, 8, 9;
  • познакомить с единицами измерения веса – килограмм;
  • познакомить с величиной – вместимость и его измерением с помощью литра;
  • учить  использовать в речи математические термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»;
  • подготовить к решению задач в 2 действия.

Термины и понятия

«единица измерения веса – килограмм», «вместимость», «литр»,  «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».

Информационно - образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Межпредметные связи

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.1 ч.  (стр.26-44)

  2. Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.16-22)

  3. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.23)

  4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр. 74-80)

  1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр. 32-35)

  2. М.И.Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс.  Таблицы: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: Единицы массы: Килограмм. Таблица сложения.

  3. Разрезной счетный материал.
  4. Веер цифр и математических знаков.

  5.  Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = <, > (находятся в карманах кассы).
  6. Наборное полотно. Магнитная доска.
  7. Весы (напольные (для измерения массы тела), демонстрационные рычажные (для измерения массы небольших предметов).
  8. Счётные палочки.

Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Связь между суммой и слагаемыми». «Состав чисел 6 и 7. Вычитание в случаях   6 –  □, 7 – □».

 «Состав чисел 8 и 9. Вычитание в случаях 8 –  □, 9 – □». «Состав числа 10. Вычитание в случаях 10 – □».  «Название чисел при вычитании». «Измерение массы. Килограмм».

Окружающий мир (знание насекомых; узнавание птиц, которые остаются зимовать в городе и области).

Технология (знание хлебобулочных изделий и способы их приготовления).

Физическая культура (знание комплекса утренней гимнастики, способов подтягивания)

  1. Планируемые  результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  1. Применять переместительное свойство сложения.
  2. Пользоваться единицей измерения массы - килограммом.
  3. Измерять массу предметов.
  4.  Пользоваться величиной – вместимость и её измерением с помощью литра.
  5. Анализировать условие задачи, подбирать вопрос в зависимости от арифметического действия.
  6. Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в 1 цепочке.

Ученик научится:

Познавательные УУД

  • сравнивать предметы по массе;
  • упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы;
  • моделировать различные ситуации взаимного расположения отрезков;
  • сравнивать суммы, получившиеся в результате использования переместительного свойства сложения;
  • классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку;
  • определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры;
  • выполнять задания  поискового характера, применяя знания в изменённых условиях.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
  • применять знания и способы действий в измененных условиях;
  • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.

Регулятивные УУД

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;
  • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;
  • совместно выделять критерии оценки и оценивать результат работы;
  • контролировать и оценивать свою работу.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Коммуникативные УУД

  • строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;
  • задавать вопросы;
  • работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»;
  • учитывать разные мнения,
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Ученик получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию (слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность) при изложении своего мнения, составлении и чтении математических записей;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
  • совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
  • слушать партнёра по общению (деятельности);
  • аргументированно выражать свое мнение.

Ученик получит возможность формирования:

  1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).
  2. Положительного отношения к математике как предмету изучения.
  3. Учебно-познавательного интереса к новому  учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.
  4. Осознания себя частью (членом) классного коллектива.
  5. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом.
  6. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.

  1. Этапы изучения темы

Название этапа, темы уроков

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Вводное занятие

Связь между суммой и слагаемыми

Работа по определению цели изучаемого раздела, формулирование задач. Решение задач. Установление взаимосвязи между суммой и каждым слагаемым.

1

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы учителя и выполняют задание «Как называются числа при сложении? Составьте примеры на сложение. Подчеркните 1 слагаемое - одной чертой, 2 слагаемое – двумя чертами, сумму – волнистой линией. Поменяйте слагаемые местами. Как изменилось значение выражения? Какое свойство сложения применили? Продолжите фразу:  Если от суммы отнять первое слагаемое, то …. Если от суммы отнять второе слагаемое, то…. Используя те же числа, что вы использовали при составлении примеров на сложение, составьте примеры на вычитание.

Определяют цель изучаемого материала. Формулируют задачи с опорой на слова «научимся», «узнаем», «будем применять».

Читают равенства разными способами. Устанавливают взаимосвязь между суммой и слагаемыми.

Составляют задачи по заданному рисунку. Выполняют решение (У – с. 26).

Индивидуальная работа

Находят значения выражений. Осуществляют взаимопроверку по заданному учителем эталону (У – с. 26).

Сравнивают геометрические фигуры (по цвету, форме, размеру, вписанной фигуре) (У – с. 26).

Умеют записывать выражения на сложение, находить слагаемые, сумму. Устанавливают взаимосвязь между суммой и слагаемыми. Записывают выражения на вычитание.

Владеют навыком составления задачи по заданному рисунку.

Находят решение задачи.

Умеют правильно и без ошибок выполнять вычисления, находить значение выражений.

Осуществляют взаимопроверку по заданному учителем эталону.

1.Положи перед собой 5 красных треугольников и 3 синих квадрата. Сколько всего фигур получилось? Сделай соответствующую запись.

Убери от общего количества фигур синие квадраты. Сколько и каких фигур получилось? Сделай соответствующую запись.

2.С помощью чисел 4, 3, 7. Составь все возможные математические выражения. У тебя  их получилось четыре? Если нет, подумай, каких выражений не хватает? Допиши недостающие.

3.Сравни между собой следующие фигуры. Установи похожие признаки и отличие.

╪   и  ╫

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Подготовка к решению задач в 2 действия.

Уменьшаемое. вычитаемое. Разность.

Использование этих терминов при чтении записей.

Состав чисел 6, . вычитание вида 6-□, 7-□.

Состав чисел 8, 9. Вычитание вида 8-□, 9-□. 10-□.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Килограмм.

Литр.

Составление равенств, задач по заданной краткой записи, рисунку, схеме. Работа с геометрическим материалом. Сравнение длин отрезков, набора геометрических фигур, равенств. Знакомство  с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Чтение и запись математических выражений. Работа по увеличению и уменьшению чисел на несколько единиц.  Знакомство с единицей измерения массы – килограмм, с единицей измерения объёма – литр.

10

Фронтальная работа

Называют числа при сложении, составляют выражения на вычитание по определению слагаемого (У – 27, 30, 31, 34).

Составляют задачи по заданному условию, вопросу, рисунку (У – с. 27, 28, 30, 31, 32).

Называют числа, которые входят в состав заданных чисел (У – с. 28, 31, 33, 34).

Знакомятся с названием чисел при вычитании «уменьшаемым», «вычитаемым», «разностью». Учатся применять их в своей речи. Записывают выражения и находят их значение (У – с. 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35. 37, 38).

Знакомятся с единицей измерения массы – килограммом, единицей вместимости – литром. Учатся применять новое знание в решении задач, в определении массы тела (У – с. 36, 38), (РТ – 21).

Практическая работа

Чертят отрезки разной длины,  узнают, на сколько длина одного отрезка короче (длиннее) другого (У - с. 27, 33, 34, 37).

Чертят четырёхугольник, проводят в нём 2 отрезка в соответствии с заданием (У – с. 32).

Определяют количество отрезков, изображённых на чертеже (У - с. 33).

Составляют из счётных палочек треугольники. (У - с. 34).

Работа в паре

Составляют задачи, в которых присутствуют слова «больше», «меньше». Решают задачи. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (У – 28).

Находят значения выражений по «цепочке» (У - 30, 36).

Индивидуальная работа

Рисуют узор, раскрашивают в соответствии с предложенным образцом (У – 28, 35).

Работают с геометрическими фигурами (РТ – с. 16, 20).

Анализируют, какой фрагмент вырезали из фигуры, выбирают нужный фрагмент (У – с. 29, 37).

Умеют составлять и решать задачи в одно действия, используя в качестве опоры рисунок, схему, краткую запись.

Используют в речи изученные понятия «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», «килограмм», «литр».

Чертят отрезки заданной длины, сравнивают длины, узнают, на сколько один отрезок больше (меньше) другого.

Знают состав чисел первого десятка.

Читают математические выражения разными способами, находят их значения.

Осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

1.Прочитайте примеры. Подумайте,  какой пример необходимо добавить, чтобы не потерялась закономерность.

9-2=

7-2=

5-2=

2. Запиши примеры и реши их.

А) Первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 5. Чему равна сумма?

Б) Уменьшаемое – 8, вычитаемое – 2. Чему равна разность?

В) Чему равно первое слагаемое, если сумма равна 7, а второе слагаемое – 2?

Г) Найди сумму чисел 4 и 6.

Д) Найди разность чисел 6 и 3.

3. Составь задачу, вопрос которой начинался бы со слов «На сколько меньше…».

4. Начерти четырёхугольник. Проведи в нём два отрезка таким образом, чтобы получилось два треугольника и один четырёхугольник.

5.Вставьте необходимый математический знак, чтобы неравенство было верным.

5..2>6

8..3<7

2…4>3

4…1<5

Комплексное применение знаний и способов действий

Работа с заданиями учебника из рубрики «Что узнали? Чему научились?»

Работа по составлению равенств и неравенств. Решение задач. Определение действия для решения задачи. Нахождение примеров с ошибками, исправление.

Сравнение массы предметов.

1

Индивидуальная работа

Составляют равенства и неравенства  на сложение и вычитание, используя предложенные числа (У – с. 39).

Осуществляют взаимопроверку в парах.

Устанавливают закономерность между примерами на сложение и вычитание, выполняют вычисления и дополняют каждый столбик ещё одним примером (У -  с. 39).

Находят, не вычисляя, лишний пример, узнают, какая сумма пропущена (У - с. 40, 41).

Делят на две группы выражения, находят значения (У – с. 39).

Раскрашивают предмет в разный цвет, соответствующий значению выражения (РТ – с.16, 18).

Фронтальная работа

Анализируют задачи, осуществляют выбор действия для решения задачи. (У - 39, 40). 

Практическая работа

Чертят отрезки, сравнивают длины, определяют, на сколько один отрезок длиннее другого (У – 40).

Отмечают в тетради точки по заданному  образцу. Соединяют их  в соответствии с заданием (У – с. 41).

Работа в паре

Подбирают нужный арифметический знак в выражение (РТ – с. 19).

Знают как называются числа при вычитании. Умеют применять полученные знания на практике.

Раскрашивают иллюстрацию с выражениями по заданному цветом значению.

Оперируют в речи понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», «килограмм», «литр».

Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с. 32 - 33).                       

Проверка и оценка усвоенных знаний и  способов действий

 «Проверим себя и оценим свои достижения»

Контроль и учет знаний.

Выполнение заданий теста (У - с. 42, 43)

1

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы учителя: «Над какими темами мы работали в этом полугодии? Чему вы научились? какими знаниями овладели? Готовы ли вы проверить свои знания? С чего надо начинать работу по проверке знаний?»

Самостоятельная работа

Читают задания из учебника (или обращаются к учителю за помощью в прочтении задания) (У - с. 42, 43).

Выбирают правильный ответ.

Записывают ответы.

Осуществляют самопроверку.

Умеют:

-использовать математические термины (сумма, слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое, разность) при составлении и чтении математических записей;

-работать с текстом задания;

-выбирать правильный ответ;

-оформлять результаты своей работы;

-осуществлять самопроверку.

Знают:

-приёмы быстрого счёта;

-математические термины (сумма, слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое, разность);

-правила работы с заданиями тестового характера.

Оцени результаты своей работы по памятке:

  • Работа, выполненная без ошибок – «Молодец! Ты хорошо потрудился»;
  • Работа, выполненная с 1-2 ошибками – «Ты показал хорошие знания, но тебе ещё необходимо повторить изученный материал».
  • Работа, выполненная более чем с двумя ошибками – «Тебе необходима помощь учителя. Ты ещё не все темы усвоил».  

Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с. 34).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Анализ работ. Выполнение работы над ошибками. Составление равенств и неравенств по заданным числам и арифметическим действиям. Постановка вопроса к условию задачи.

1

Фронтальная работа

Выбирают правильные ответы из теста. Доказывают выбор ответа.  (У – с. 42-43).

Обсуждают, кто допустил ошибки и в каком задании. (У – с. 42-43).

Определяют принцип составления равенств в каждом столбике. (У – с. 42-43).

Добавляют в соответствии с заданной закономерностью по одному примеру в каждый столбик (У – с. 44).

Читают задачу, анализируют, предлагают ход решения.

Работают над постановкой знака арифметических действий, знаков: больше, меньше в равенства и неравенства (У – с. 44).

Сравнивают, не вычисляя, два выражения. Ставят нужный знак между выражениями (больше, меньше) (РТ – с. 22).

Индивидуальная работа

Составляют равенства и неравенства с заданными числами и арифметическими действиями (У – с. 44).

Практическая работа

Чертят четырёхугольники. Проводят в нём отрезки в соответствии с заданием (У - с.44).

Чертят отрезок заданной длины (РТ – 22).

Умеют  осуществлять самоконтроль по выполняемым заданиям. Имеют навык по составлению выражений, выбора результата.

1. Добавь в задачу вопрос и реши её.

У Миши 8 конфет, а у Марины 6 конфет.

2. Начерти отрезок длиной в 5 сантиметров. Обозначь на отрезки две точки. Сколько отрезков у тебя теперь получилось?

3. У тебя есть три числа 4, 5, 9. Составь все возможные равенства.

4.Вычисли и определи какой пример будет лишним.

4+2=

3+3=

1+5=

8-1=

5.Если из мешка, в котором лежат три кубика красного цвета и один синего вытащить два кубика, то будет ли среди них хотя бы один синий кубик?

Коррекция знаний и способов действий

Для успешного ознакомления детей с решением составных задач в учебнике предусмотрена система подготовительных упражнений. К ним относятся пары задач, в которых вторая задача включает в качестве данного число, являющееся ответом на вопрос первой задачи. Предлагаются задачи с двумя вопросами, в которых ответ на второй из них можно получить только после того, как будет получен ответ на первый. Полезны задачи с недостающими данными, которые можно получить, если решить первую задачу из данной пары задач.  При ознакомлении с массой и её измерением с помощью килограмма, надо ознакомить детей с процессом определения массы с помощью весов (взвешивания). Полезно предлагать упражнения на составление задач учащимися по данному решению или вопросу, когда в содержании задач идёт речь о массах предметов. При ознакомлении с объёмом и его измерением можно сначала сравнивать вместимости каких – либо сосудов. Далее можно переходить к решению задач, составленных детьми с использованием данных практических работ по измерению объёма сосудов. На данных уроках рекомендуется использовать электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Связь между суммой и слагаемыми». «Состав чисел 6 и 7. Вычитание в случаях   6 –  □, 7 – □».

 «Состав чисел 8 и 9. Вычитание в случаях 8 –  □, 9 – □». «Состав числа 10. Вычитание в случаях 10 – □».  «Название чисел при вычитании». «Измерение массы. Килограмм».

III. Рефлексия педагогической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России.

Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России....

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Вычитание вида 52– 24» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Вычитание вида 52-24»Цели деятельности учителя: познакомить с приёмом вычитания вида «52-24»; совершенствовать навыки устного счёта и умения решать составны...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Свойства противоположных сторон прямоугольника» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Свойства противоположных сторон прямоугольника»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; способствовать фор...

Технологическая карта урока обучения грамоте с использованием доски SMART. 1 класс. УМК "Школа России".

Тема урока: "Согласные звуки /р/, /р*/, буквы Р, Р". Азбука, 1 класс. Учебник В. Г. Горецкий и др. Урок построен с использованием доски smart/...