Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме «Деление на двузначное число»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Технологическая карта  урока математики в 4 классе по теме «Деление на двузначное число» (УМК "Начальная школа 21 века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_na_dvuznachnoe_chislo.docx1015.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

                                                                                                                                                                                                     

Класс: 4

Учитель: Михайлова Елена Ивановна

Тема урока: Деление на двузначное число

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: «открыть» алгоритм деления многозначного числа на двузначное.

Задачи урока:

Дидактические: на основе алгоритма деления многозначного числа на однозначное составить алгоритм деления многозначного числа на двузначное, научиться применять алгоритм деления;

Развивающие: развивать приемы логического мышления: сравнение, аналогию, анализ и синтез, обобщение; математическую речь;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам; культуру общения, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственное отношение к результату своего учебного труда.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и приемы работы на

этапе урока

Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование на каждом

этапе урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р- регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).

-Здравствуйте, ребята!

-Скажите, как вы понимаете высказывание?

Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев.

Воспринимают речь учителя.

Формулируют вывод: знания освещают наш жизненный путь и ведут нас.

Беседа с мотивирующим приемом

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

Слайд  презен-тации, проектор, компьютер

Определяют предметные рамки учебной деятельности.

П - строит речевое высказывание в устной форме

К - включается в диалог с учителем и сверстниками

Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения

  1. Актуализация знаний (5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

-Какие числа можно записать в окошках, чтобы неравенства были верными?

       <5

8>

       <1

12+        <16

36:        <5

8 .        <40

-Во сколько раз число в верхнем ряду меньше числа, записанного под ним?

1000         10000      100       1000     10

10000       50000      8400     4000     60000

-Сравните равенства. Чем они похожи, чем отличаются?

https://sun1-28.userapi.com/IspgZ8_8NqJbejri2GYG3kz_S6Wr2RTQ8ATA4A/Bn-NTvVWSp4.jpghttps://sun1-93.userapi.com/wYP64TOJjS3f24acwhFyqvU-hhiaqp9bHiRX3g/JUnYW28Ypww.jpg

-Объясните, как рассуждаем при делении многозначного числа на однозначное.

-Предположите, как бы вы рассуждали при делении многозначного числа на двузначное?

-Предположите тему сегодняшнего урока.

-Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем на уроке?

-Можно вставить 0,1,3,4

-Можно вставить 0,1,2,3,4,5,6,7

-Можно вставить 0

-Можно вставить 0,1,2,3

-Можно вставить 9,12,18,36

-Можно вставить 0,1,2,3,4

-1000 меньше 10000 в 10 раз

-10000 меньше 50000 в 5 раз

-100 меньше 8400 в 84 раза

-1000 меньше 4000 в 4 раза

-10 меньше 60000 в 600 раз

Сравнивают равенства:

-Это письменное деление.

 последнем равенстве делитель – двузначное число.

Вспоминают алгоритм письменного деления:

Надо разделить 10850 на 5.

Делю тысячи.

10 тыс. – это первое неполное делимое. Значит, в частном получатся тысячи и в записи частного будет 4 цифры. В частном ставлю 4 точки.

Разделю 10 на 5, получу 2 – столько тысяч будет в частном.

Умножу 2 на 5, получу 10 – столько тысяч разделили.

Вычту 10 из 10, получу 0.

Тысячи разделили все.

Делю сотни.

8 сот. – это второе неполное делимое.

Разделю 8 на 5, получу 1 – столько сотен будет в частном.

Умножу 1 на 5, получу 5 – столько сотен разделили.

Вычту 5 из 8, получу 3 – столько сотен осталось разделить.

Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 5. Значит, число сотен нашел верно.

Делю десятки.

3 сот. 5 дес., всего 35 десятков. Это – трете неполное делимое.

Разделю 35 на 5, получу 7 – столько десятков будет в частном.

Умножу 7 на 5, получу 35 – столько десятков разделили.

Вычту 35 из 35, получу 0.

Десятки разделили все.

Делю единицы.

5 ед. – четвертое неполное делимое.

Разделю 5 на 5, получу 1 – столько единиц будет в частном

Умножу 1 на 5, получу 5 – столько единиц разделили.

Вычту 5 из 5, получу 0.

Единицы разделили все.

Читаю ответ.

Частное равно двум тысячам ста семидесяти одному.

Предполагают, что нужно находит цифру частного методом подбора.

Формулируют тему урока:

-Тема нашего урока «Деление на двузначное число»

-Будем учиться выполнять деление многозначного числа на двузначное.

Упражнения

Беседа

Подводящий диалог

Наглядные -

интерактивная презентация

Качественная оценка

Ф

Слайд  презен-тации

Повторяют деление

Р – осуществляет целепола-гание, планирование деятель-ности, формулирует задачи

К - строит монологическое и диалогическое высказывание

Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности

  1. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности;

3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне.

-Объясните деление в последнем равенстве по алгоритму.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Откройте учебник на с.80.

-Найдите №1.

-Проговорите, как выполняли деление во втором случае.

Рассуждают, объясняют вычисления по алгоритму:

Надо разделить 10856 на 59.

Делю сотни.

108 сот. – первое неполное делимое. Значит, в частном получается сотни и в записи частного будет 3 цифры. Ставлю 3 точки в частном.

Разделю 108 на 59, а на 50, чтобы легче было найти цифру частного. Для этого разделю 10 на 5, получу 2. Это пробная цифра, ее нельзя сразу записать в частном, сначала надо проверить. Подходит ли цифра 6.

Умножу 59 на 2, получу 118. 118 больше 108, значит, 2 не подходит.

Пробую цифру 1.

Умножу 59 на 1, получу 59 – столько сотен разделили.

Вычту 59 из 108, получу 49 – столько сотен осталось разделить.

Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 59. Значит число сотен нашел верно.

Делю десятки.

49 сот. 5 дес., всего 495 десятков. Это – второе неполное делимое.

Разделю 495 не на 59, а на 50, чтобы легче было найти цифру частного. Для этого разделю 59 на 5, получу 9. Это пробная цифра, ее нельзя сразу записать в частном, сначала надо проверить. Подходит ли цифра 9.

Умножу 59 на 9, получу 531. 531 больше 495, значит, 531 не подходит.

Пробую цифру 8.

Умножу 59 на 8, получу 472 – столько десяткой разделили.

Вычту 472 из 495, получу 23 – столько десятков осталось разделить.

Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем 59. Значит, число десятков нашла верно.

Делю единицы.

23 дес. 6 ед., всего 236 единиц. Это – трете неполное делимое.

Разделю 236 не на 59, а на 50, чтобы легче было найти цифру частного. Для этого разделю 23 на 5, получу 4. Это пробная цифра, ее нельзя сразу записать в частном, сначала надо проверить. Подходит ли цифра 4.

Умножу 9 на 4, получу 236 – столько единиц разделили.

Вычту 236 из 236, получу 0. Единицы разделили все.

Читаю ответ.

Частное равно ста восьмидесяти четырем.

Проговаривают алгоритм.

Беседа, наглядные - интерактивная презентация  

Качественная оценка

Ф

Слайд презен-тации, учебник

Объясняют вычисления по алгоритму.

П - сравнивают, выполняют анализ как выделение частей из целого и синтез как составление целого из частей.

П - находит и читает информацию, представленную разными способами

Р -планируют учебную деятельность.

К -строит монологическое и диалогическое высказывание; проявляют сотрудничество.

Проявление познавательного интерес

  1. Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.).

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

-Откройте учебник на с.81.

-Найдите №2. Выполните деление с объяснением у доски.

Выполняют деление в столбик у доски.

https://sun1-22.userapi.com/JbX1RLuT7e3unXGARBakQhfi_2T0gAKd89gMag/wDzgwAmujLM.jpghttps://sun1-85.userapi.com/qKpZ2UFN4yvrDMId5G_xO2Wm9yIJ_d2Vg6HVxg/Wo0g1SM7JLM.jpghttps://sun1-91.userapi.com/9QwXEPhvC-98UkXlw9T_M4cl3UhMUeqf1FXk1w/7NgjJK0mpEA.jpg

https://sun1-88.userapi.com/iXVnOFtplyx4_10CzLrFczn7sIprREpVaVflPg/9yEswl6aaXM.jpghttps://sun1-28.userapi.com/TuYlMecLXQXjMXqCtCJNyI3SLShHCoZa716tow/xLm1Ak_mQrI.jpghttps://sun1-18.userapi.com/CziQTqkHwDsrgo1ygkVfB-RXOFArAWC3V4wQSw/hsMLBya6wvc.jpg

Практический

Наглядные

Самооценивание, взаимооценивание.

Ф

Учебник

Применяют новый алгоритм при вычислениях

П -устанавливают причинно-следственные связи

К -строят монологическое и диалогическое высказывание

Проявляют познавательный интерес

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.).

Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых  условиях на основе эталона.

-Самостоятельно выполните №144, 145 в рабочей тетради.

Проверка по эталону.

Выполняют задания в рабочей тетради.

№144

https://sun1-23.userapi.com/wPtHAr9LIuSUD0ht7LfKEiWe9uWdejo6OTkTOw/UPUWMKYttyA.jpghttps://sun1-99.userapi.com/jArIcm16t-MrZ7oVyGVrtAid3v5kaNxihhBobg/VxwOmmlmn80.jpghttps://sun1-86.userapi.com/EHr4MAiYHALJbqEEeKLik-GPLxIKZgJDijWohQ/TIIyqVnGxyM.jpg

№145

https://sun1-26.userapi.com/Msf443YOepDUoq-r3jq7ndhV2966pgzJ7n10og/SehBPVM5MVU.jpghttps://sun1-22.userapi.com/1-4EvF94_ZzoCL4VUCL0lfvMin9XmaxS0FPBaQ/NlFTv33C1YE.jpghttps://sun1-90.userapi.com/Xy38QOhRahmz2VxIsvEzY1oqzoensb7Z99FD5Q/rIWN6omsDh4.jpg

Практический

Самооценивание.

Взаимопроверка.

Оценки за работу отдель-ным учащимся

Ф

Интерактивная презентация, рабочая тетрадь

Р – выполняет контроль и оценку работы.

К - оказывает помощь товарищу в случаях затруднений

Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом;3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.

-Откройте учебник на с.82.

-Найдите №8.

-Прочитайте задачу.

-Какие величины даны в задаче?

-Сколько мешков в первом случае?

-Какова масса этих мешков моркови?

-Сколько мешков во втором случае?

-Как вы понимаете «таких мешках»?

-Прочитайте вопрос задачи.

-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему?

-Можем найти массу одного мешка моркови?

-Как? Каким действием?

-Теперь мы знаем массу одного мешка моркови.

-Можем ответить на вопрос задачи?

Как? Каким действием?

-Запишите решение задачи в тетрадь с пояснением.

-Кто знает, как решить задачу вторым способом?

-Что показывает число 16?

-Что показывает число 32?

-Во сколько раз количество мешков во втором случае больше, чем количество мешков в первом случае?

-Что тогда можно сказать о массе 32 таких мешках?

-Запишите решение задачи с пояснением.

-Откройте учебник на с.84.

-Найдите №26.

-Прочитайте задачу.

-Какова площадь прямоугольника?

-Какова длина квадрата, который нам надо вырезать?

-Прочитайте вопрос задачи.

-Что нам надо знать, чтобы ответит на вопрос задачи?

-Как нам найти длину и ширину прямоугольника?

-Что мы знаем о сторонах квадрата?

-В каком же случае из этого прямоугольника мы можем вырезать квадрат длиной 4 см?

-Откройте учебник на с.83.

-Найдите №20

-Прочитайте задание.

-Прочитайте первое высказывание.

-Верно ли высказывание?

-Поясни твой ответ примером.

-Прочитайте второе высказывание.

-Верно ли высказывание?

-Поясни свой ответ примером.

-Прочитайте третье высказывание.

-Верно ли высказывание?

-Прочитайте четвертое высказывание.

-Верно ли высказывание?

-В 16 одинаковых мешках 768 кг моркови. Сколько килограммов моркови в 72 таких мешках? Решите задачу двумя способами.

-В задаче даны величины: масса одного мешка моркови, количество мешков и общая масса.

-В первом случае16 мешков.

-Масса мешков моркови 768 кг.

-Во втором случае 32 мешка.

-Масса одного мешка моркови одинакова.

-Сколько килограммов моркови в 32 таких мешках?

-Нет.

-Мы не знаем массу одного мешка моркови.

-Да.

-Общую массу разделить на количество мешков.

-Да.

-Массу одного мешка моркови умножить на количество мешков.

Записывают решение задачи.

1)768:16=48 (кг)- масса одного мешка моркови

2)48.32=1536 (кг)

-Количество мешков в первом случае.

-Количество мешков во втором случае.

-Количество мешков в 2 раза больше.

-Масса 32 мешков в 2 раза больше.

1)32:16=2 (м)- во столько раз количество мешков во втором случае больше, чем количество мешков в первом случае

2)768.2=1536 (кг)

-Площадь прямоугольника 24 см2. В каком случае из этого прямоугольника можно вырезать квадрат с длиной стороны 4 см?

-Площадь прямоугольника 24 см2.

-Длина квадрата 4 см.

-В каком случае из этого прямоугольника можно вырезать квадрат с длиной стороны 4 см?

-Нам нужно знать длину и ширину прямоугольника.

-Площадь прямоугольника 24 см2. Значит длина – 6 см, а ширина – 4 см.

-У квадрата стороны равны.

-Если длина прямоугольника будет равна 6 см, а длина – 4 см.

-Верно ли утверждение? Поясни свой ответ на примерах.

-В любом многоугольнике вершин и сторон поровну.

-Высказывание верно.

-Например, у треугольника 3 стороны и 3 вершины, у четырехугольника 4 стороны и 4 вершины.

-Любая незамкнутая ломаная линия имеет столько же вершин, сколько звеньев.

-Высказывание неверно.

-Например, ломаная линия имеет 3 звена, но 4 вершины.

-Среди прямоугольников нет таких, у которых длина равна ширине.

-Высказывание неверно. Например, квадрат – у него длина равна ширине.

-Среди квадратов нет ни одного прямоугольника.

-Высказывание неверно. Все квадраты являются прямоугольниками.

Практический.

Оценки за работу у доски, оценки ща работу  отдельным учащимся

Ф

Учебник

Решают задачи, применяя новый алгоритм

П -устанавливает причинно-следственные связи

К -строит монологическое и диалогическое высказывание

Проявляет познавательный интерес  к результату учебной деятельности

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание.

- Что новое узнали?

-Чему сегодня научились?

-В чем затруднялись?

-Посмотрите на слайд и скажите, на какой ступеньки в конце урока оказались вы?

Домашняя работа с.53- 54 (р.т)

-«Открыли» новый алгоритм деления многозначного числа на двузначное.

-Научились применять новый алгоритм при вычислениях.

Выделяют трудности.

Выполняют самооценивание.

Беседа

Наглядные - интерактивная презентация

Качественная оценка

Ф

Интерактивная презентация,

Выполняют анализ деятельности на уроке.

П –выполняет рефлексию учебной деятельности.

К - аргументировано выражает свое мнение.

Выполняет самооценку результата учебного труда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике в 4 классе по теме: "Деление на двузначное число"

Урок представлен в форме путешествия, что способствует активизации учачихся и положительной мотивации к теме урока. Урок изучения нового материала....

Презентация и конспект урока по математике в 4 классе по теме "Деление на двузначное число. Закрепление материала"

Презентация и конспект урока по математикев 4 классе по теме "Деление на двузначное число. Закрепление материала"...

Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Деление на двузначное число. Закрепление"

Данная разработка урока позволит закрепить письменные приемы деления   на двузначное число....

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".

В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...

Конспект урока математики в 4 классе по теме "Деление на двузначное число"

Урок проведен в 4 классе по УМК "Школа России" в рамках темы "Умножение и деление на двузначное и трехзначное числа"...

презентация к уроку математики 4 класс по теме Деление на двузначное число

Презентация к уроку математики 4 класс по теме Деление на двузначное число. В презентации  подобраны задания для устного счёта, для решения задач на движение...

Конспект урока по математике 4 класс на тему "Деление на двузначное число, когда в частном есть нули" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное, где цифра частного находится подбором; развитие умений пользоваться алгоритмом письменного де...