Урок математики "Литр. Сколько литров?"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Хорева Елена Валентиновна

Создать условия для ознакомления со стандартной единицей измерения вместимости - литр. Способствовать развитию умения решать задачи с использованием изучаемой единицы. Развивать умение рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 4

Тема: Литр. Сколько литров?

Цели деятельности учителя. Создать условия для ознакомления со стандартной единицей измерения вместимости - литр. Способствовать развитию умения решать задачи с использованием изучаемой единицы. Развивать умение рассуждать.

Тип урока: освоение нового материала.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся – решать задачи на нахождение объёма, выраженного в литрах; получат возможность научиться – выражать изученные величины в разных единицах.

Метапредметные: познавательные – научатся или получат возможность научиться подводить под понятие на основе выделения существенных признаков; владеть общими приёмами решения задач, выполнения заданий и вычислений; строить объяснения по предложенному плану в устной форме; коммуникативные – научатся или получат возможность научиться участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; сотрудничать с соседом по парте, в группе; регулятивные научатся или получат возможность научиться организовывать своё рабочее место; овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, овладевать умением оценивать правильность выполнения действий и умением вносить коррективы; личностные - научатся или получат возможность научиться понимать значение знаний для человека и принимать его; организовать самостоятельную учебную деятельность.

Основные понятия: литр, кубический дециметр.

Методы и приёмы организации деятельности обучающихся: объяснение нового материала в сочетании с самостоятельными действиями детей; фронтальная, групповая и парная работа.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Оборудование: карточки для парной и групповой работы, справочный материал, мультимедийная установка.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

Цель: мотивирование к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке математики! Поприветствуйте гостей улыбкой, улыбнитесь друг другу. Проверьте, пожалуйста, всё ли готово к уроку. Садитесь.

- Желаю вам интересного урока, активности и бодрости, тогда всё у нас получится.

Настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: организовывает свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

2. Актуализация знаний

Цель: повторить изученный материал для изучения нового

Работа в парах. На доске слова: весы, длина, сантиметр, масса, линейка, вместимость, килограмм. - - Разбейте слова на группы и объясните свой выбор.

1 группа – масса, весы, килограмм

2 группа– длина, линейка, сантиметр

3 группа – ?

- Какое слово осталось? (Вместимость)

- Что такое вместимость? (Это объём жидкости, которая заполняет данный сосуд) 

- Почему слово «вместимость» вы не отнесли ни к одной группе? (Не знаем единиц измерения)

Отвечают на вопросы учителя по материалам прошлого урока.

Работают в парах.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию, дополняют и расширяют имеющиеся знания, сравнивают предметы.

Регулятивные: высказывают своё предположение.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

3. Постановка учебной проблемы

Цель: организовать постановку цели урока, определение темы урока, планирование деятельности

Практическая работа. Учитель показывает две литровые банки.

- Какова вместимость этих сосудов? (Мнения разошлись)

- Как вы думаете, результат будет разный или нет? (Результат разный) 

Ученики измеряют стаканом и кружкой вместимость этих сосудов.

- Почему результат оказался разным, ведь банки одинаковые? (Измеряли разными ёмкостями)

Как узнать вместимость данных банок? (Нужна специальная единица измерения)

- Рассмотрите на доске изображения сосудов (ведро, блюдце, банка, кружка).

- Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости. (Блюдце, кружка, банка, ведро)

Переверните изображения, сформулируйте тему первой части нашего урока. (Литр)

- Откройте учебник на странице «Содержание», прочитайте тему второй части урока. (Сколько литров)

- Рассмотрите материал урока, что вы сегодня узнаете и чему научитесь. (План: 1. Узнаем единицу измерения вместимости – литр. 2. Научимся решать задачи с этой единицей измерения вместимости)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему, определяют цель урока, составляют план урока.

Записывают в тетради число, тему.

УЗНАЮ

ТРЕНИРУЮСЬ
ПРОВЕРЯЮ
ОЦЕНИВАЮ

Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: отличают новое от известного.

Регулятивные: определяют тему и цели урока; прогнозируют результат.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других.

4. Открытие новых знаний

Цель: изучение единицы вместимости.

- Что нам помогает на уроке открывать новые знания? (Учебник)

Работа в группах. Учебник с. 88, № 300.

Выполняют задание и заполняют таблицу.

1. Что такое литр?

Единица вместимости (объёма)

2. Чему равен литр?

1 л = 1 куб. дм = 1000 куб. см

Практическая работа: литровую банку воды перелить в сосуд, который имеет форму куба.

3. Как записывают литр?

В России – л, в Европе –l, в США (Канаде, Новой Зеландии) – L.

4. Что измеряют в литрах?

Вместимость ёмкостей, объёмы жидких тел

- Проверим вашу работу.

- Исторически название «ЛИТР» происходит от французской единицы объёма «ЛИТРОН».

(Мифический учёный француз Клод Эмиль  Жан -Батист Литр).

Использование единицы:

- V багажника автомобиля,

- V рюкзака,

- V бытовой техники,

- V ведра и др. ёмкостей для хранения жидких и сыпучих продуктов.

- Оцените работу в группах.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Работают с учебником, словарём.

Формируют пары, группы, распределяют роли, повторяют правила работы в группе.

Правила работы в группе

Личностные: осознают возможности в учении, соблюдают правила поведения на уроке.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, добывать новые знания.

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения задания и вносят коррективы в действия, организуют своё рабочее место.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение слушать и понимать речь других, сотрудничают друг с другом.

Физминутка

Цель:  изменить деятельность учащихся, ослабить наступающее утомление.

Игра «Да, нет» 

- Ребята, если услышите новую единицу вместимости, приседайте 1 раз, если какую-то другую единицу измерения делаете хлопок над головой.

Килограмм конфет (хлопок)
Красная ленточка (хлопок) 
Банка молока (приседание)
Пакет печенья (хлопок) 
Бутылка кваса (приседание)
Ящик яблок (хлопок)
Канистра с бензином (приседание)

- Какие единицы необходимы для измерения: конфет, печенья; ленточки?

5. Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания

Решение задач.

№ 301

- О чём говорится в задаче? (О соке)

- В чём привезли  в столовую сок? (В пакетах)

- Одинаковые ли были пакеты? (Литровые, двухлитровые)

- Сколько упаковок было с литровыми пакетами? (3)

- По сколько штук было в каждой упаковке? (По 12 пакетов)
- Сколько упаковок с двухлитровыми пакетами?
(2) 
- По сколько пакетов было в этих упаковках?
(По 8 пакетов)
- Запишем краткое условие задачи. (Ученик работает у доски)

Литровых – 3 упаковки по 12 п.            
Двухлитровых – 2 упаковки  по 8 п.

  http://festival.1september.ru/articles/603696/img1.gif? л

- Чтобы узнать общую вместимость всех привезённых пакетов сока, что нужно знать? (Сколько литровых пакетов и  двухлитровых)

- Как вычислить число литровых пакетов (12 . 3 =  36 (п.))

- Как вычислить  число двухлитровых пакетов (8 . 2 = 16 (п.)). 

- Как после этого можно вычислить общую вместимость? (1 . 36 + 2 . 16 = 68 (л)).

Запись решения задачи самостоятельно.

Самопроверка по образцу.

- Оцените свою работу.

Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль.

Личностные: способны судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные: отвечают на вопросы учителя, находят нужную информацию.

Регулятивные: определяют план выполнения заданий под руководством учителя, оценивают выполнение задания.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, сотрудничают в совместном решении задачи.

6. Самостоятельная работа

Цель: организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание, организовать самопроверку, самооценку, организовать выявление места и причины затруднений

Работа в тетради для самостоятельной работы с. 69-70 № 128 (а) – 1 вариант, № 128 (б) – 2 вариант.

№ 128 (а)

1) 14 + 26 = 40 (л) – было в первой бочке.

2) 72 – 40 = 32 (л) – было во второй бочке.

Ответ: 40 л, 32 л.

№ 128 (б)

1) 93 : 3 = 31 (л) – молока в одном бидоне.

2) 31 * 5 = 155 (л) – молока в пяти бидонах.

или  93 : 3* 5 = 155 (л)

Ответ: 155 л.

Взаимопроверка, проверка по электронной тетради.

***Задача на смекалку.

Стоят 6 стаканов в ряд, первые 3 из них с водой. Не переставляя стаканы, сделай так, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались.

Выполняют задание.

Проводят взаимопроверку.

7. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание

Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Составим кластер.

ЛИТР

Единица измерения вместимости

 Л

Куб. дм

Измеряют вместимость ёмкостей

- Достигли ли поставленных целей?

- Кто испытывал трудности?

- Где в повседневной жизни нам пригодится новое знание?

- Оцените свою работу (лист самоконтроля).

Лист самоконтроля

Фамилия, имя_____________________

1б – минимум проделанной работы

2б – немного лучше, но не достаточно

3б – неплохо, но надо лучше

4б – хорошо, почти отлично

5б – отлично

1-5 б – «2»

5-10 б – «3»

10-15 б – «4»

15-20 б – «5»

1. Работа в парах

2. Работа в группах

3. Самостоятельная работа

4. Ответы на уроке

Итого:

Выставление отметок.

- Запишите домашнее задание: У. с. 88, № 302, 303 (на выбор).

Обобщают, делают вывод.

Самоанализ, самооценка.

Записывают домашнее задание.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивают результаты работы.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и окружающего мира в первом классе по теме "С лукошком за грибами. На сколько больше? На сколько меньше?

Урок проведен по программе "Перспективная начальная школа" с участием выпускников детского сада. Тема урока  близка и малышам, которые с удовольствием включились в урок....

урок в 1 классе "На сколько больше? На сколько меньше?

Цели урока:            формировать умения сравнивать два числа...

Открытый урок «На сколько больше или меньше»

Предмет: математикаТема урока: «На сколько больше или меньше»Класс: 1Дидактическое обоснование урока Тип урока: урок открытия нового знанияДидактическая цель: создание условий для открытия  ...

Конспект урока математики Сколько времени? Солнечные и песочные часы. 2 класс

Цели деятельностиучителя: формирования представлений о том, как использовать солнечные и песочные часы. знаний о решение задачи в два действия; развитие  умения анализировать и обобщать...

Технологическая карта урока математики в 1 классе. Тема урока: Во сколько раз больше или меньше?

Тип урока: усвоение новых знаний:_________________________________Цель урока: создание условий для усвоения способа решения заданий на кратное сравнениеЛичностные:– выражать положительное отноше...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Во сколько раз больше или меньше. 2 класс

Раскрыть смысл кратного сравнения, закрепление таблицы умножения и деления....

Технологическая карта урока математики "Сколько страниц в книге?" (УМК "Начальная школа XII века", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся навыков использования приемов счета при решении практических задач.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) улучшить навык составления числовых в...