Конспект урока по математике "Соотношение количества предметов с цифрой «1»"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Воронкова Ирина Александровна

                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА                                                        

Учебный предмет:  МАТЕМАТИКА

Класс: 1

Целевой  блок

Тема: Соотношение количества предметов с цифрой «1». Числовой ряд: 1

Цель:

Подготовка к усвоению первоначальных понятий числа, величины, геометрической фигуры, формированию действий с предметами, направленных на объединение множеств, удаление части множества, позволяющих подготовить учащихся к усвоению абстрактных математических понятий.

Формировать БУД:

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением  школы, занятиями. Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; Самостоятельность в выполнении учебных заданий; Умение вступать в контакт, работать в коллективе, использовать принятые ритуалы взаимодействия с учителем и одноклассниками; Умение обращаться за помощью и принимать помощь. Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; Умение ориентироваться в учебнике;

Планируемые результаты

Предметные: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими);

Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач; Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни; Получение элементарных математических представлений о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления; Формирование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки, их количественных и пространственных отношений; Формирование навыков измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов  записи и выполнения несложных алгоритмов;

Личностные: Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Инструментальный  блок

Задачи урока

Образовательные:  учить узнавать и называть цифру 1, обозначать один предмет цифрой 1, находить цифры в окружающей обстановке, объяснять их смысл.

Способствовать развитию: оперативной памяти, произвольного и  зрительного внимания, наглядно-образного и предметно-логического мышления, мелкой и общей моторики,

Воспитывать: культуру поведения на уроке, навыки сотрудничества, дисциплинированность, положительные личностные и нравственные качества.

Тип урока:

комбинированный урок

Учебно-методический комплекс:

Учебник для 1 класса «Математика» Т.В. Алышева, часть 1.  Стр.48

- счетный раздаточный дидактический материал, геометрический материал, числовой луч, рабочие тетради, индивидуальные наборы со счетным материалом.

Организационно - деятельностный  блок

Организация пространства

 фронтальная, индивидуальная работа, коллективная

Методы и приемы, используемые на уроке

Методы  стимулирования  и мотивации учебно-познавательной деятельности: речевая ситуация, игровые методы: ситуации с игровыми  персонажами

Методы,  направленные на принятие учеником учебно-познавательной задачи: собщение темы  с мотивирующим приемом

Методы  организации учебно-познавательной деятельности: репродуктивные: сообщение учителя; работа с учебником;

Межпредметные связи

Речевая практика,  мир природы и человека

Технология обучения

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

1.Приветствие

2.Проверка готовности учащихся к уроку, готовность рабочих мест

Отработка  навыков взаимодействия с педагогом, умения приветствовать учителя

Формирование учебного поведения

II.Постановка цели урока

1.Психологическая настройка:

Мы сюда пришли учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно. 

Подготовка к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с педагогом, формирование умения выполнять инструкцию

III.  Актуализация  опорных знаний, предметных умений

1.Устный счет:

- счет предметов в прямой последовательности;

- присчитывание и отсчитывание по одному

- сравнение групп предметов по их форме, величине, цвету, количеству

- упражнение на уравнивание групп приемом добавления и убавления предметов

Осуществление самоконтроля

- умение слушать и понимать речь других;

Определение границ собственного знания/незнания

Формирование умения выполнять задание по  инструкции  педагога

IV. Введение в тему урока

1.Знакомство с пространственными понятиями: 

- Отгадайте о ком или о чём идёт речь.

Один костёр весь мир согревает.(Солнце)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня….. ( луной)

Кто один имеет рог?
Отгадайте…. (носорог)

- Что объединяет все эти загадки?

- Какое число есть в каждой загадке?

- А бывает два солнца, две луны?

- Число один – это тема сегодняшнего урока.

 

Наблюдение  за предметами в пространстве, расположением предметов на плоскости, упражнение в использовании в речи новых слов и понятий:  один.

Определение границ собственного знания/незнания.

Формирование умения определять положение предметов на плоскости, в пространстве

Упражнение в использовании в речи понятий « один»

V.Открытие новых знаний, первичное восприятие и усвоение нового материала

1. Упражнение в нахождении   предметов в пространстве с опорой на зрительное восприятие  с   использованием в речи понятий «один, одна, одно»

- Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного.

(Доска, дверь, указка, стол…)

- А что лично у вас связано с числом один?

(Номер квартиры или дома, день рождения 1-го числа, 1-ый класс…..)

- Как можно показать число один?

(Точкой, палочкой, пальцем,….., цифрой)

Учитель делает вывод, опираясь на ответы детей.

- Число один показать можно по-разному. Кто–то сказал, что можно показать одну палочку – это похоже на римскую цифру один.

Упражнение в определении положения предметов в пространстве с опорой на зрительное восприятие

Упражнение в использовании в речи понятий «один»

Упражнение в практическом перемещении предметов в пространстве по заданию учителя

Упражнение на практическое использование полученных знаний

ДИНАМИЧЕСКАЯ  ПАУЗА

 Облака бегут по небу высоко, высоко.

(Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.)

Улетают самолёты далеко, далеко.

(Разводят руки в стороны, поворачивают корпус вправо и влево.)

Земляничная полянка от деревни близко.

(Идут по кругу.)

Чтобы ягодку сорвать, поклонись ей низко.

(Наклоняются.)

Выполнение упражнений с опорой на демонстрацию учителя, повторение речевки  со слов учителя

VI. Развитие умений - применение новых знаний в условиях выполнения упражнений

1.Упражнение в определении положения предметов в пространстве:

Положить на стол 1 круг, положить справа  1 треугольник, положить слева от круга 1 квадрат.

2. Работа с раздаточным геометрическим материалом:

Показать на картинке каких предметов по одному.

3. Работа с иллюстрацией – стр.48 №3

 Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.

- Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и послушайте, как её описал поэт Г.Виеру:

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

- А вот как пишет о цифре один С.Я. Маршак:

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

- Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.

- А теперь выложим из палочек.

- В воздухе попробуем написать эту цифру.

 

Отработка умения определять место расположения предметов в пространстве

Упражнение в практическом перемещении предметов в пространстве по заданию учителя

Упражнение на практическое использование полученных знаний.

Овладение видами доступной предметно-практической деятельности.

 

VII. Самостоятельное творческое использование нового материала

1.Работа в тетради:

Учитель просит детей открыть тетради, взять ручки, сесть правильно. Затем объясняет правильное написание цифры, показывая на доске, разлинованной в клетку.

- Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.

При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.

- Из серединки в уголок и с наклоном ножка.

Можно попросить детей самим проверить свою работу и подчеркнуть самые красивые цифры.

-Нарисуйте в тетради один круг, один треугольник, 1 квадрат.

 

Овладение видами доступной предметно-практической деятельности.

Выполнение упражнения на использование полученных знаний и умений при решении простейших житейских задач

Диагностика результатов урока

(итог урока)

- Какую цель ставили? Достигли ли цели?  Какая тема урока была? Чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_pered_data_22.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА                                                        

Учебный предмет:  МАТЕМАТИКА

Класс: 1

Целевой  блок

Тема: Соотношение количества предметов с цифрой «1». Числовой ряд: 1

Цель:

Подготовка к усвоению первоначальных понятий числа, величины, геометрической фигуры, формированию действий с предметами, направленных на объединение множеств, удаление части множества, позволяющих подготовить учащихся к усвоению абстрактных математических понятий.

Формировать БУД:

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением  школы, занятиями. Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; Самостоятельность в выполнении учебных заданий; Умение вступать в контакт, работать в коллективе, использовать принятые ритуалы взаимодействия с учителем и одноклассниками; Умение обращаться за помощью и принимать помощь. Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; Умение ориентироваться в учебнике;

Планируемые результаты

Предметные: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими);

Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач; Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни; Получение элементарных математических представлений о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления; Формирование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки, их количественных и пространственных отношений; Формирование навыков измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов  записи и выполнения несложных алгоритмов;

Личностные: Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Инструментальный  блок

Задачи урока

Образовательные:  учить узнавать и называть цифру 1, обозначать один предмет цифрой 1, находить цифры в окружающей обстановке, объяснять их смысл.

Способствовать развитию: оперативной памяти, произвольного и  зрительного внимания, наглядно-образного и предметно-логического мышления, мелкой и общей моторики,

Воспитывать: культуру поведения на уроке, навыки сотрудничества, дисциплинированность, положительные личностные и нравственные качества.

Тип урока:

комбинированный урок

Учебно-методический комплекс:

Учебник для 1 класса «Математика» Т.В. Алышева, часть 1.  Стр.48

- счетный раздаточный дидактический материал, геометрический материал, числовой луч, рабочие тетради, индивидуальные наборы со счетным материалом.

Организационно - деятельностный  блок

Организация пространства

 фронтальная, индивидуальная работа, коллективная

Методы и приемы, используемые на уроке

Методы  стимулирования  и мотивации учебно-познавательной деятельности: речевая ситуация, игровые методы: ситуации с игровыми  персонажами

Методы,  направленные на принятие учеником учебно-познавательной задачи: собщение темы  с мотивирующим приемом

Методы  организации учебно-познавательной деятельности: репродуктивные: сообщение учителя; работа с учебником;

Межпредметные связи

Речевая практика,  мир природы и человека

Технология обучения

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

1.Приветствие

2.Проверка готовности учащихся к уроку, готовность рабочих мест

Отработка  навыков взаимодействия с педагогом, умения приветствовать учителя

Формирование учебного поведения

II.Постановка цели урока

1.Психологическая настройка:

Мы сюда пришли учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно. 

Подготовка к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с педагогом, формирование умения выполнять инструкцию

III.  Актуализация  опорных знаний, предметных умений

1.Устный счет:

- счет предметов в прямой последовательности;

- присчитывание и отсчитывание по одному

- сравнение групп предметов по их форме, величине, цвету, количеству

- упражнение на уравнивание групп приемом добавления и убавления предметов

Осуществление самоконтроля

- умение слушать и понимать речь других;

Определение границ собственного знания/незнания

Формирование умения выполнять задание по  инструкции  педагога

IV. Введение в тему урока

1.Знакомство с пространственными понятиями:  

- Отгадайте о ком или о чём идёт речь.

Один костёр весь мир согревает.(Солнце)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня….. ( луной)

Кто один имеет рог?
Отгадайте…. (носорог)

- Что объединяет все эти загадки?

- Какое число есть в каждой загадке?

- А бывает два солнца, две луны?

- Число один – это тема сегодняшнего урока.

 

Наблюдение  за предметами в пространстве, расположением предметов на плоскости, упражнение в использовании в речи новых слов и понятий:  один.

Определение границ собственного знания/незнания.

Формирование умения определять положение предметов на плоскости, в пространстве

Упражнение в использовании в речи понятий « один»

V.Открытие новых знаний, первичное восприятие и усвоение нового материала

1. Упражнение в нахождении   предметов в пространстве с опорой на зрительное восприятие  с   использованием в речи понятий «один, одна, одно»

- Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного.

(Доска, дверь, указка, стол…)

- А что лично у вас связано с числом один?

(Номер квартиры или дома, день рождения 1-го числа, 1-ый класс…..)

- Как можно показать число один?

(Точкой, палочкой, пальцем,….., цифрой)

Учитель делает вывод, опираясь на ответы детей.

- Число один показать можно по-разному. Кто–то сказал, что можно показать одну палочку – это похоже на римскую цифру один.

Упражнение в определении положения предметов в пространстве с опорой на зрительное восприятие

Упражнение в использовании в речи понятий «один»

Упражнение в практическом перемещении предметов в пространстве по заданию учителя

Упражнение на практическое использование полученных знаний

ДИНАМИЧЕСКАЯ  ПАУЗА

 Облака бегут по небу высоко, высоко.

(Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.)

Улетают самолёты далеко, далеко.

(Разводят руки в стороны, поворачивают корпус вправо и влево.)

Земляничная полянка от деревни близко.

(Идут по кругу.)

Чтобы ягодку сорвать, поклонись ей низко.

(Наклоняются.)

Выполнение упражнений с опорой на демонстрацию учителя, повторение речевки  со слов учителя

VI. Развитие умений - применение новых знаний в условиях выполнения упражнений

1.Упражнение в определении положения предметов в пространстве:

Положить на стол 1 круг, положить справа  1 треугольник, положить слева от круга 1 квадрат.

2. Работа с раздаточным геометрическим материалом:

Показать на картинке каких предметов по одному.

3. Работа с иллюстрацией – стр.48 №3

 Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.

- Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и послушайте, как её описал поэт Г.Виеру:

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

- А вот как пишет о цифре один С.Я. Маршак:

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

- Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.

- А теперь выложим из палочек.

- В воздухе попробуем написать эту цифру.

Отработка умения определять место расположения предметов в пространстве

Упражнение в практическом перемещении предметов в пространстве по заданию учителя

Упражнение на практическое использование полученных знаний.

Овладение видами доступной предметно-практической деятельности.

VII. Самостоятельное творческое использование нового материала

1.Работа в тетради:

Учитель просит детей открыть тетради, взять ручки, сесть правильно. Затем объясняет правильное написание цифры, показывая на доске, разлинованной в клетку.

- Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.

При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.

- Из серединки в уголок и с наклоном ножка.

Можно попросить детей самим проверить свою работу и подчеркнуть самые красивые цифры.

-Нарисуйте в тетради один круг, один треугольник, 1 квадрат.

 

Овладение видами доступной предметно-практической деятельности.

Выполнение упражнения на использование полученных знаний и умений при решении простейших житейских задач

Диагностика результатов урока

(итог урока)

- Какую цель ставили? Достигли ли цели?  Какая тема урока была? Чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе "Число 9, цифра 9."

Конспект урока в 1 классе "Число 9, цифра 9." вместе с презентацией....

Конспект урока в 1 классе "Число и цифра 7"

Конспект урока математики в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова "Число и цифра 7"...

конспект урока "Числа 8 и 9. Письмо цифры 9"

Образовательная – записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки; называть состав числа; сравнивать пары чисел; определить место чисел 8 и 9 в натуральном ряду; писать циф...

Конспект урока математики по теме"Число 8. Цифра 8"

Конспект урока математики по теме " Число 8. Цифра 8 ". УМК " Перспектива "...

Конспект урока математики "Цена, количество, стоимость" (2 класс, Школа России)

Конспект урока математикиТема: Цена, количество, стоимостьЦели деятельности учителя: формирование умения решать задачи с величинами "цена", "количество", "стоимость"...

Конспект занятия "Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве."

Конспект занятия "Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве."...