Конспект урока по математике "Измерение площади фигур с помощью палетки"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Рубакова Наталия Анатольевна

Конспект урока по математике в 4 классе Измерение площади фигур с помощью палетки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика, 4-й класс. 


Тема: "Измерение площади фигуры с помощью палетки".

Цель: найти способ нахождения площади фигур с помощью палетки. 
Задачи урока:

1. систематизировать и обобщать знания о площади фигуры, её свойствах, расширять круг изучения единиц площади.
2.Учить анализировать геометрические фигуры. 
3.Развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать, выделять те стороны наблюдаемых явлений, которые необходимы для существа исследования и осмысления задачи. 
4.Создать условия для самостоятельного поиска знаний. 
5.Воспитать интерес к предмету, любознательность, дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе. 
Оборудование: авторская презентация "Измерение площади фигуры с помощью палетки", мультимедийная установка.
Дидактические материалы к учебному занятию: учебник "Математика", 4 класс, М. И. Моро; палетки, фигуры из цветного картона.

Ход урока

I. Оргмомент. Создание мотивационной основы учебной деятельности («ситуации успеха». Начинается урок с притчи.

 -Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

-Почти на каждом уроке математики мы открываем новые знания. И наш урок сегодня – не исключение. Мы откроем новый секрет математики. И, если вы будете верить в свои силы, то обязательно справитесь со всеми трудностями.

-Давайте представим ситуацию. Однажды ученики 4 Б класса побывали на кондитерской фабрике. Им показывали как делают вафли. В конце экскурсии кондитер отломил каждому ученику от большой пластины по маленькому кусочку хрустящей вафли. Кусочки были неодинаковые. Петя и Вася стали спорить: «Чей кусок оказался больше». Как же им помочь решить их спор?(вычислить площадь поверхности вафли и сравнить) 

-Что такое площадь? Выберите верное утверждение (Слайд 2)

 (число единичных квадратов полностью заполняющих эту фигуру.)

-На какие группы можно разбить данные величины? (Слайд 3)(единицы длины и единицы площади) 

- Запишите в тетрадь единицы измерения площади, расположив их в порядке увеличения.

-Проверьте! (Слайд 4)

-Площадь каких фигур вы можете найти? (5) Вот прямоугольник с заданными сторонами. Найдите его площадь (Слайд 6) – Как находили площадь? (7)

- Можем ли найти таким же способом площадь фигур, напоминающих форму кусочков вафель  №2,3,4? (нет)

- Сформулируйте цель нашего урока (необходимо узнать ещё один способ нахождения площади фигуры)

-Прочитаем тему нашего урока. (Слайд №8) -Что заметили? Новое слово - палетка.

 IV. Новая тема

- Интересное слово, на которое вы обратили внимание. Что же это за приспособление? (от франц. Паллет - «пластинка, планка»)  Найдите ответ в учебнике на с. 43. Вот как она выглядит. (Демонстрация палетки)

-Рассмотрите вашу палетку, чему равна её сторона. (1см) (Слайд 9) 

- На какие квадратные единицы разделена ваша палетка? (кв.см)

Работа в группах. - Давайте подумаем, как можно с помощью палетки измерять площадь. (Дети работают в группах, 2 группы находят площадь фигур, 3-я составляет алгоритм нахождения площади фигуры с помощью палетки)   5-7 мин.

Ответы детей.

- Обозначим последовательность действий. (Слайд 10-12)

1.Наложи палетку на фигуру.

2.Подсчитай кол-во полных см2 .

3.Подсчитай кол-во неполных см2  и раздели на 2.

4.Полученные результаты сложи.

- Как вы думаете, значение площади получилось точное или примерное? (Округляли результат неполных клеток, по-разному накладывали палетку)

V. Первичное закрепление нового понятия

Работа по учебнику. - Предлагаю вам закрепить ваше умение находить площадь фигур, выполнив задание по вариантам и записав решение выражением. (с.43 №191)

№196 – самостоятельно, 1 ученик за доской по карточкам. Проверка по эталону.

№ 198 – устно. Найти разные способы вычисления длины отрезка АВ. (1. Пересчётом количества см между концами отрезков; 2) 13-8=5см – универсальный способ для подобных ситуаций, т.к. точка А лежит на делении 8 см)

Решение задачи №193 – дополнить таблицу и решить самостоятельно

VI. Работа в парах №199

VII. Подведение итогов, рефлексия. (Слайд 16)

Я сегодня научился (ась)…

Мне понравилось…

Мне ещё трудно…

VIII .Домашнее задание (Слайд 15)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Математика, 4 класс.

Тема:

Измерение площади фигуры с помощью палетки.

Цель: 

Формирование у учащихся умения находить площадь фигур с помощью палетки. 

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знания:

  • знание алгоритма нахождения площади фигур с помощью палетки

Умения:

  • находить площадь фигур с помощью палетки
  • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, определять порядок действий, объяснять выбор;
  • решать задачи, связанные с повседневной жизнью, основанные на знании смысла действия умножения, применяя формулу вычисления площади прямоугольника.

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

- обобщать, выводя общее для единичных объектов.

-выделять общий способ решения задач,

- использовать ИКТ в ходе работы с электронным приложением к учебнику.

Регулятивные УУД:

- переводить практическую задачу в учебную,

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

- мотивационная основа учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к новому способу решения частных задач;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационно-ориентировочный этап

Создание мотивационной основы учебной деятельности

Практическое задание. Учитель обращает внимание на то, что почти на каждом уроке математики мы открываем новые знания. И наш урок сегодня – не исключение. Мы откроем новый секрет математики. И, если вы будете верить в свои силы, то обязательно справитесь со всеми трудностями.

-Давайте представим ситуацию. Однажды ученики 4 Б класса побывали на кондитерской фабрике. Им показывали как делают вафли. В конце экскурсии кондитер отломил каждому ученику от большой пластины по маленькому кусочку хрустящей вафли. Кусочки были неодинаковые. Петя и Вася стали спорить: «Чей кусок оказался больше». Как же им помочь решить их спор?(вычислить площадь поверхности вафли и сравнить) 

Актуализация знаний. «Как решить данную задачу в общем виде? Запишите схему».

Ситуация затруднения. Учащиеся не умеют находить площадь фигур, не имеющих форму квадрата и прямоугольника

Цель УД: Научиться находить площадь фигур с помощью палетки

Учебная задача. Выявить принцип нахождения площади с помощью палетки.

Принимают практическую задачу.

Применяют освоенные ранее знания и умения для записи плана решения задачи.

Осознают затруднение, выявляют его суть.

Формулируют цель предстоящей работы.

Конкретизируют цель в виде учебной задачи.

Регулятивные УУД:

- принимать практическую задачу, переводить ее в учебную;

- самостоятельно выделять и формулировать цель учебной деятельности;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ.

Коммуникативные УУД:

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Поисковый этап

Предлагает учащимся составить план выполнения практического задания.

Раскладывают практическое задание на этапы, выявляют знакомые понятия (умения, действия) и то, что нужно узнать.

1. Выявить принцип умножения многозначные числа на числа, оканчивающиеся нулями, письменным способом.

2. Вычислить площадь каждой фигуры.

3. Сравнить площади фигур.

Регулятивные УУД:

планировать учебную деятельность, представляя учебную задачу в виде последовательных взаимосвязанных этапов.

Познавательные УУД:

определять недостающую информацию.

Практический этап

1. Беседа, нацеленная на актуализацию знаний и умений учащихся: Чем вызвано затруднение?

Организация экспериментирования на основе освоенных ранее способов решения примеров на умножение.

Предлагает учащимся самостоятельно найти способ решения примера.

Организует анализ проделанной работы, помогает сформулировать алгоритм действий нахождения площади фигур с помощью палетки.

Предлагает проверить найденный алгоритм при решении заданий, организует работу с учебником.

2, 3. Решение задачи.

На основе полученных данных предлагает самостоятельно решить задачу.

Динамическая пауза

Организует работу по электронному приложению к учебнику по теме «Нахождение площади фигур с помощью палетки».

Сравнивают пример, который необходимо решить, с заданиями, выполнявшимися ранее, выявляют черты сходства и различия.

Работают в группах, экспериментируют, выбирая оптимальный способ записи решения. Записывают на доске свои варианты решения, ответ. Осуждают, как проверить, кто решил и записал правильно.

Обсуждают и записывают алгоритм.

Выполняют задания, осуществляют взаимопроверку. Делают вывод о правильности разработанного алгоритма.

Работая индивидуально, решают задачу.

Работая в парах, составляют выражения, обмениваются заданиями, осуществляют само- и взаимопроверку.

Выполняют задания, осуществляют самооценку, при необходимости формулируют вопросы, описывают затруднения.

Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом,

осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана, взаимопроверку на основе алгоритма.

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

- выделять общий способ решения задач.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаться с мнением одноклассников, аргументировать ответ.

Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации из разных источников.

- использовать информацию для решения разного рода задач.

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования разных точек зрения, использовать речевые средства для решения разного рода задач.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия относительно достижения результата – реализации плана:

Предлагает оценить, удалось ли реализовать план, после уроков на практике проверить, верно ли решена задача.

Рефлексия относительно способов учебной деятельности:

Помогает выявить последовательность действий по составлению плана решения практической задачи, по определению сути затруднения, поиску способов его преодоления.

Рефлексия относительно мотивов деятельности:

Организует обсуждение: Как полученные на уроке знания и умения пригодятся в жизни.

Помогает на основе результатов урока сформулировать общее и индивидуальные домашние задания.

Сравнивают полученный результат и цель урока, делают вывод.

Осуществляют осмысление проделанной работы, сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач. Определяют, какие умения пригодились для решения поставленной задачи.

Определяют целевые основы деятельности и свои побуждения, эмоции, испытанные в ходе работы.

Регулятивные УУД:

оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Измерение площади фигур с помощью палетки

Слайд 2

Выберите правильное утверждение : Площадь-это внутренняя часть геометрической фигуры; Площадь- это сумма длин всех сторон; Площадь-это всё, что находится вокруг фигуры;

Слайд 3

Разделите на группы: мм дм 2 км а м 2 га дм см 2 мм 2 см км 2 км

Слайд 4

Площадь фигуры мм 2 см 2 дм 2 м 2 а га км 2 Проверь !

Слайд 5

1 4 2 3 Назовите те фигуры, площадь которых умеете находить.

Слайд 6

Найдите площадь 4см 5 см A D B C

Слайд 7

S=a b S= 5 4=20 см 2 Ответ: S= 20 см 2

Слайд 8

Измерение площади фигур с помощью палетки

Слайд 9

Палетка Палетка-это прозрачная плёнка, разделённая на равные квадраты. Измерьте, чему равна сторона квадрата. На какие квадратные единицы разделена ваша палетка?

Слайд 10

Алгоритм вычисления площади с помощью палетки Наложи палетку. 2. Посчитай количество полных квадратов в фигуре. (25)

Слайд 11

3.Посчитай количество неполных квадратов (28) и раздели на 2. 4.Сложи количество полных квадратов (25) и число неполных квадратов, делённое на 2: 28:2=14(кв) 25+14=39(кв) Ответ: площадь данной фигуры 39 см 2

Слайд 12

План Наложи палетку на фигуру. Подсчитай кол-во полных см 2 . Подсчитай кол-во неполных см 2 и раздели на 2. Полученные результаты сложи.

Слайд 13

яблоки 380 кг ? на сколько больше? ? 295 кг груши 180 кг 106 кг

Слайд 14

Практическая работа в парах с. 44 №199

Слайд 15

Продолжите фразу: Я сегодня научился(ась)… Мне понравилось… Мне ещё трудно…

Слайд 16

Домашнее задание : 1)Учебник с.4 4 , №195 (по вариантам) 2)задание под чертой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по теме "Измерение площади фигуры с помощью палетки"

Найти способ измерения площади фигур с помощью палетки, измерять площади геометрических фигур с помощью палетки...

Презентация + конспект урока математики "Измерение площади фигуры с помощью палетки" (4 кл. УМК "Школа России")

Цель:Познакомить учащихся со способом нахождения площади фигур различной формыс помощью палетки, закрепить знание единиц площади и единиц длины.Планируемые образовательные  результатыПредметные:...

Конспект урока "Нахождение площади фигуры при помощи палетки" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Нахождение площади фигуры при помощи палетки". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа Рос...

Конспект урока по математике "Измерение площади фигуры с помощью палетки" 4 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения решать учебные и практические задачи средствами предмета математика; ознакомление со способами измерения площади фигур различной формы с помощью палетки....

Палетка. Измерение площади фигур с помощью палетки. Математика. 4 класс.

Математика. 4 класс. УМК "Школа России". Палетка. Измерение площади фигур с помощью палетки. Цель:Ознакомиться с палеткой и научиться измерять фигуры с помощью палетки....

Технологическая карта урока математики "Изменение площади фигуры с помощью палетки" (УМК "Школа России", 4 класс 1 часть)

Цель урока: Формирование представлений у обучающихся о способе измерения площади фигур различной формы с помощью палеткиЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Уметь измерять площадь фигур с...