Конспект урока по математике "Слагаемые. Сумма"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Калачёва Екатерина Витальевна

Конспект урока "Слагаемые.Сумма" для 1 класса содержит не только учебный материал, но и небольшие комментарии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_slagaemye.summa_.docx55.36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике 1 класс

Тема: Слагаемые. Сумма.

Цель: создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма».

Ход урока

Комментарий

  1. Устные упражнения.

      А) - Ребята, для Вас мишка приготовил игру «Составь поезд». Давайте в неё поиграем вместе с мишкой.

– Расположите все вагончики в порядке возрастания результатов.

     

      Б)- А енот-полоскун приготовил  для вас задачи-шутки. Давайте поможем ему решить их.

 • Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2 кг.)

•  Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем - сколько найдем? (Нельзя ответить.)

•   Вова за 1 ч поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить.)

•   Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли еще 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2.)

      В) Игра «Веселый мяч»

Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал.

 • К 4 прибавь 2.(6.)

•  6 плюс 1. (7.)

•   Какое число на 2 меньше, чем 8? (6.)

•  Уменьши 10 на 1. (9.)

•  8 минус 1 (7.)

•   Из 4 вычти 2. (2)

•   Какое число больше 5 на 2? (7.)

•   Увеличь 7 на 2. (9.)

  1. Актуализация знаний.

- В нашей лесной школе учится белочка.

Ай да белка-мастерица!

Вяжет детям рукавицы.

Извязала три клубка,

Два еще лежат пока.

У кого ответ готов:

Сколько у нее клубков? (5.)

—  Как вы узнали? (3 + 2 = 5.)

  1. Создание проблемной ситуации.
  • Рассмотрите запись на доске:

3 + 2 = 5

—  Как можно эту запись прочитать по-разному?

—  Можно ли по-другому прочитать запись?

 (Дети пытаются выполнить задание, но не могут)

  • Почему вы не справились? В чём трудность?

(Мы не знаем, как прочитать запись)

  • Так какой возникает вопрос?

(Как называются числа?)

  • А вы можете предположить, как их можно назвать?

(Наверное, это слагаемые, раз они складываются)

  • Итак, какая же тема урока?

(Слагаемые. Сумма.)

       4. Поиск решения проблемы.

– Хотите узнать, как они называются?

(У учителя  корзина и грибы, с помощью которых он демонстрирует все действия ежа)

В лесной школе учится ёж. Он нашёл под деревом 2 гриба и положил их в корзину.

  • Положите на парту столько же кругов.

Потом он нашёл ещё 3 гриба и положил их в корзину.

  • Положите рядом столько же треугольников.
  • Что делал ёжик с грибами? (Складывал в корзину)
  • Какое действие он выполнял? (Сложение)
  • Что он делал? (положил сначала 2 гриба, а потом ещё 3 гриба)
  • Составьте выражение.

( 2+3)

В русском языке если человек ленится, его называют… (ленивый), если трудится - … (трудолюбивый), а как на математическом языке называются числа, которые складываются? (при затруднении учитель сам называет «слагаемые»)

  • Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.
  • Назовите первое слагаемое.(2)
  • Назовите второе слагаемое. (3)
  • Сколько у вас на столе фигур? (5)
  • Дополните нашу запись. (2+3=5)
  • Как вы можете назвать число 5? (то, что получилось, ответ, результат)
  • Запись чисел 3+2=5 – это сумма чисел 5 и 2. Числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения называется суммой.

Учитель вывешивает на доску таблицу:

      НАЗВАНИЕ ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ

 

Два слагаемые в ряд

Друг за дружкою стоят.

Вслед за ними знак «равно».

Он известен всем давно.

Что в итоге получаем

Словом «сумма» называем

  • Прочитайте выражение, используя слова «слагаемое», «слагаемое», «сумма» (первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5).
  • Какую цель мы ставили в начале урока?

  • Откройте учебник на с.86, прочитайте, что мы должны узнать на уроке.
  • Кто уже запомнил, как называются числа при сложении?
  • Прочитайте правило и скажите, что нового вы узнали.
  • Что кроме результата можно назвать суммой?
  • Прочитайте выражение 4+3=7 по-разному

Учителем проводится отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел».

               В этом же задании ученикам встретятся разности.

  • Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.)

  • Назовите первое и второе слагаемое и запишите, сколько получилось в сумме:

                   

  •   4+2=

                

  •   5+ 2=

                 

  •   3+4=

                           

  •  2+2=

5. Первичное закрепление.

А)  Учитель предлагает выполнить примеры, обращает внимание детей на то, чтобы они при комментировании читали выражения по-разному.

Б)  Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать задачу.

–Что  известно?

– Что нужно узнать?

– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос?

-Почему так считаете?

- Что обозначено зелеными квадратами?

- Что обозначено желтыми квадратами?

- Ответьте на вопрос задачи.

- Как вы узнали?

В) – Аналогично разбирается вторая задача.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой на доске.
  • Учитель предлагает выполнить задание на закрепление умения прибавлять и вычитать число 2.
  • Откройте тетрадь. Прочитайте первое задание.
  • Что такое слагаемые? (Числа, которые складываем.)
  • Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом.
  • Прочитайте следующее задание. Выполните его.
  • Какое равенство составили к первому рисунку?
  • Какое равенство составили ко второму рисунку?
  • Составьте рассказы по рисункам.

           Итог урока.

- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.

- Что нового узнали на уроке? Как называются числа, которые складываются?

-Как называется результат, полученный при сложении?

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Ученики лесной школы прощаются с вами и желают вам приходить на урок с хорошим настроением, а уходить с урока с новыми знаниями.

Оцените себя с помощью «Светофора»

Знания и навыки, приобретённые детьми на прошлых уроках, должны систематически углубляться и закрепляться. Для этого в каждый урок включаются задания на повторение изученного материала.

На прошедших уроках детьми уже наработан опыт решении примеров на сложение, выстраивание ответов в порядке возрастания и убывания.

«Задачи-шутки» проходят в быстром темпе, такие задачи позволяют формировать логику,  речь.

Основным предназначением устных упражнений на этом этапе является тренировка мыслительных операций, направленная на подготовку учащихся к «открытию» нового знания. Здесь воспроизводятся понятия и отношения между ними, необходимые и достаточные для «открытия» нового знания, тренируются логические операции, качества мышления.

Возникла проблемная ситуация, т.к. у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахнули глаза и недоумённо смотрят на учителя. Перед нами проблемная ситуация с затруднением. Возникло противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сначала учитель дал практическое задание, похожее на изученное ранее. Не замечая скрытого подвоха, ученики начинают его выполнять. Затем дети останавливаются, т.к. выполнить не могут из-за недостатка знаний.

Выходом из проблемной ситуации явилось самостоятельное формулирование темы урока.

Перед нами урок изучения нового материала с  учебной проблемой:

-Как называются числа при сложении.

Дети смогли на основе ранее изученного материала спрогнозировать пункты плана, поэтому далее учитель будет вести детей по этому плану.

Для знакомства с новыми терминами учитель использует приём наглядности.

На  этапе открытия нового знания чрезвычайно важно чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с обобщающей беседой.

Наиболее удачной с точки зрения поставленной цели является групповая форма работы, т.к. она учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решения.

На этапе воспроизведения знаний ученики сами, по-своему выражают в словесной форме полученные знания, развивая монологическую речь.

Развёрнутое словесное определение заменяют опорным сигналом – единым зрительным образом. Затем знакомятся по учебнику с общепринятой терминологией и схемой.

Этап первичного закрепления играет ведущую роль в процессе усвоения нового знания. Чтобы новое знание не стало для учащегося проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там.

Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух новых знаний. Проговаривать можно вслух всему классу, вполголоса своему соседу и шёпотом самому себе.

Цель этапа самоконтроля и самооценки – продемонстрировать, прежде всего самому ученику, что новое знание зафиксировано в  его сознании. Учащиеся выполняют то самое задание, с которым они не справились в начале урока. Применив новые знания, учащиеся попали в ситуацию успеха («Я могу!», «У меня получается!»). Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха, способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности.

Для закрепления нового материала целесообразно предлагать учащимся творческие задания, в которых они сами придумывают задачи на новый материал.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Сумма длин сторон многоугольника. Периметр." 2 класс

Хочу поделиться опытом. Я работаю по програме "Перспективная начальная школа". представляю свой конспект урока по теме:"Сумма длин сторон многоугольника. Периметр."...

конспект урока по теме "Сумма" 1 класс

Урок по теме "Сумма" 1 класс система Занкова....

Конспект урока математики "Деление суммы на число"

Урок для 3 класса, разработан по УМК "Планета знаний"...

Конспект урока математики "Деление суммы на число"

Урок для 3 класса, разработан по УМК "Планета знаний"...

Конспект урока + презентация "Деление суммы на число" (УМК"Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...