Математика, 1 класс, Перспектива, Вычитание с переходом через десяток.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Николаева Елена Ивановна

Урок математики в 1 классе по теме "Вычиатние чисел с переходом через десяток" и презентация к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 1

УМК: Перспектива

Технологии: Технология проблемного диалога.

Тема урока: Вычитание  чисел с переходом через десяток.

Цель — учить школьников способам вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.

Задачи:

- ознакомление с приемами вычислений с переходом через десяток, развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи;

- развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

- воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

- наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Ход урока :

I.Орг.момент

1,2,3,4,5, -я хочу успешным стать,

Буду я стараться, будет получаться

II.Составление плана урока детьми

устный счет

- решение задач

-решение примеров

- пресс- конференция

III.Устный счет (один ребенок у доски)

  1. Загадка (слайд 1)
  2. Задача (слайд 2)
  3. Решение задачи (слайд 3)

4. Записать числа в порядке возрастания (слайд 4)

5. Найти закономерность и записать следующее число (слайд 5)

6. Назвать самое маленькое двузначное число

5. Уменьшите это число на один

Оценивание

- Ребята, молодцы ,оцените свою работу. Кто не сделал ни одной ошибки нарисуйте красный кружок, кто ошибался и были затруднения зеленый, кто не справился синий.

6. Расскажите , что вы знаете о числе 9?

IV. Повторение пройденного материала

Решение задачи:  Над Москвой летело 5 вражеских самолётов ,на защиту города в небо поднялось на 4 самолёта больше. Сколько всего самолётов?

- какая это задача? (составная)

- составления алгоритма решения задачи: 

1. Анализ условия задачи

2. Составление модели

3. Поиск решения

4. План решения задачи

Дети решают задачи в группах на листочках (группа решила, взялись за руки и подняли руки вверх).Один человек из группы, которая первая решила задачу, записывает на доске решение.

Оценивание работы в группе.

V.Физ.минутка

VI. .Постановка проблемы определения темы и цели.

Решение примеров 

Решить примеры за 1 мин

4+4=

 7+5=

 8+4=

12-2=

У кого возникли проблемы при решении примеров? Какой пример не смогли решить?

– У кого нет ответа?

– Что вы не смогли сделать?

– Кто получил ответ?

(Учитель записывает варианты ответов из них выделяет правильный.)

– Кто получил неправильный ответ?

 Что показало ваше пробное действие?

Слайд 6.

12 –5 выполнить “по частям”

 (Учащиеся будут опираться на взаимосвязь между вычитанием и сложением – можно похвалить, но напомнить, что предлагалось выполнить действие “по частям”.)

– Зачем важно уметь это делать?

Проблема: высказывания и предложения учащихся. Устанавливается место и причина затруднения.

– Почему этот пример вызвал затруднение?

Какая цель нашего урокаЧему нужно научиться? (Вычитать “по частям” с переходом через десяток.)

Таким образом, фиксируется тема урока:

Вычитание чисел с переходом через десяток”.

Что можно использовать для достижения этой цели? (Графическая модель).

– Как вы будете действовать? Запишем числа с помощью графической модели, выполним вычитание и сделаем вывод. (слайд 7)

Практическая работа с моделями чисел

- Сколько единиц удобно сразу взять из уменьшаемого? (2)

Убираем по 2 кружков из уменьшаемого и вычитаемого.

– Сколько единиц ещё осталось взять? (3)

– Почему? (5 =2 + 3)

– Знакомый приём? (Да) из 10 вычитать умеем.

– Какой получится ответ? (10 –3 =7)

Выводчтобы вычесть число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а затем из десятка вычесть оставшуюся часть.

Результаты обсуждения можно зафиксировать в опорном сигнале.

– Ну вот, теперь в похожих ситуациях мы знаем, что делать. У нас есть новый способ! Проговорим его ещё раз (слайд 8)

1. Найти число единиц уменьшаемого.

2.Разбить второе число на 2 части, одна из которых равна найденному числу.

3.Выполнить вычитание по частям.

Чтобы вычесть число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а затем из десятка вычесть оставшуюся.

Составим «Алгоритм комментирования вычитания чисел “по частям”.

1.читаю пример…

2.Число единиц уменьшаемого – …

3.Поэтому вычитаемое…разбиваем на части… и …

4.Вычитаем из … сначала …единиц, получаем 10 единиц, а потом из 10 вычитаем оставшиеся … единиц. Получаем…

5 записываю ответ: 

VII. Первичное закрепление новой темы.

Отработка умений по применению нового способа (по алгоритму)

Один ученик у доски. Решение примера 14-7 по алгоритму с комментированием своей работы. Поскольку, к настоящему времени, случаи сложения чисел с переходом через десяток уже изучены, то учащимся можно порекомендовать делать проверку решения примеров на вычитание сложением, например 7+7=14

– Посмотрим, получится ли у Вас применять новый способ в похожих ситуациях.

Вывод: нужно вычесть ту часть, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а затем из десятка вычесть оставшуюся часть.

– Что можете сказать? (Мы сделали верное открытие).

– Смогли вы преодолеть затруднение? (Да). 

– Что теперь надо сделать? (Потренироваться в применении построенного способа).

VIII. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по алгоритму

12-8=          13-5=

18-9=          16-7=

(решить один пример, кто первый, тот записывает с комментированием на доске)

– Оцените свою работу: все верно – красный кружок, есть ошибка синий кружок

У кого есть ошибки? В чём они?

– какой можно сделать вывод. (Необходимо потренироваться в вычислениях).

– Где вы можете это сделать? (При выполнении домашней работы).

– У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выполнять вычитание двузначных чисел с переходом через десяток “по частям”.

IX. Рефлексия

– Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы открыли правило вычитания из двузначного числа с переходом через десяток “по частям”.)

– Достигли ли цели? Оцените свою деятельность на уроке. Работал хорошо мне было интересно - красный кружок,

старался, но не все получалось – зеленый,

было не интересно - синий. (слайд 9)

X. домашнее задание

Придумать, записать и решить по 2 примера на новую тему

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А теперь – задача! Да не простая, а лесная… На полянке у пеньков – Много ярких огоньков: Крылышками машут, Над цветами пляшут.

Слайд 2

Над цветами порхали 5 желтых бабочек, А синих на 2 бабочки больше, чем желтых Сколько всего бабочек?

Слайд 3

Решаем – проверяем! 5 + 2 = 7 (б.) 5 + 7 = 12 (б.) Ответ: 12 бабочек всего

Слайд 4

Решаем – проверяем! 5, 8, 3,7,2,9, 4,1,6 1, 2, 3,4,5,6,7,8,9

Слайд 5

Найди закономерность 3, 5, 7, ...

Слайд 6

А у пенька… Кто? Он всю зиму проспал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь… Кто же это?.. А ну-ка, реши пример 12-5

Слайд 7

Вычитание с переходом через десяток

Слайд 8

12 – 5 = 7 2 3 12 – 2 – 3 = 7

Слайд 9

Молодцы! Cпасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе "Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание без перехода через десяток" УМК "Перспектива"

Урок по математике в 1 классе по УМК "Перспектива" Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. Разработан и проведен с учетом требований ФГОС.Тема: Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание без перехода через десяток. ...

Урок математики "Сложение и вычитание с переходом через десяток"

Разработка урока по теме "Сложение и вычитание в пределах 100"...

Конспект урока закрепления по математике "Сложение и вычитание без перехода через десяток".

В данной разработке Вы можете увидеть конспект урока  по математике для 2 класса по теме "Сложение и вычитание без перехода через десяток". Так же вкладываю разработки для работы по ряд...

Конспект урока математики " Сложение и вычитание без перехода через десяток" 3 класс АООП "(вариант1, 8.3)

Данный урок разработан для обучающихся с нарушением в интеллектуальной сфере( вариант 1 и 8.3)...

Технологическая карта урока математики «Общие приемы вычитания с переходом через десяток» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений выполнять вычитание с переходом через десяток в пределах двадцатиЗадачи урокаДидактические:Научить выполнять вычитание с ...

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание с переходом через десяток" 3 класс, АООП 1

Материал предназначен для учителей, работающих по адаптированным основным образовательным программам в начальной школе....

Урок математики 1 класс «Приёмы вычитания с переходом через десяток».

Урок математики 1 класс «Приёмы вычитания с переходом через десяток»....