Конспект урока по математике 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Конспект урока по математике 3 класс по теме: "Деление с остатком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по математике48.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Конспект

 Математике

 Тема: «Деление с остатком»

 

                                                                                    Составила – Дорогинина

                                                                                       Ольга Викторовна,

                                                                                учитель начальных классов,

                                                                                    ГБОУ лицей №329

Санкт-Петербург

2022

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Математика

Класс          

3 «Б»

Тема урока

Деление с остатком

Дидактическая цель

Создание условий для формирования у обучающихся навыка решения выражений на деление с остатком.

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Формирование стартовой мотивации к изучению нового.

Л2. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Л3. Формирование мотивации к аналитической деятельности (к анализу).

Коммуникативные:

МК1. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.

МК2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, слушать и понимать других

Регулятивные:

МР1. Оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»).

МР2. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

МР3. Самостоятельно определяет отклонения и отличия от эталона в своей (чужой) работе.

МР4.  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

МР5. Уметь составлять план действия.

Познавательные:

МП1.  Находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

МП2. Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

МП3. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач.

МП4. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

П1.Знать компоненты деления;

П2.Знать алгоритм выполнения деления с остатком;

П3. Уметь выполнять проверку на деление с остатком;

П4.Совершенствовать навыки устного умножения и деления.

П5. Уметь решать задачи на деление с остатком.

Решаемые учебные проблемы (учебная задача)

1. Что такое деление с остатком?

2. Как решать выражения на деление с остатком?

Приемы СОТ

Приемы из Здоровьесберегающей , рефлексивной, диалоговой технологий.

Вид используемых на занятии средств ИКТ

Компьютер, проектор, презентация

Образовательные ресурсы:

Для учителя

Для ученика:

Учебник Математика 3 класс Дорофеев, Миракова, Бука часть 2.

Учебник Математика 3 класс Дорофеев, Миракова, Бука часть 2;

Презентация.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ВРЕМЯ

ПРЕДМ. РЕЗ-ТЫ

  1. Организационно – мотивационный.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

Сейчас урок математики.

Давайте проверим, у вас на столе должны быть письменные принадлежности и учебники!

Во время перемены я раздала вам двойные листочки. Пожалуйста, поднимите руки все те, у кого есть листочки.  Давайте подпишем листочки, вверху листа отступим 1 клеточку вниз и 10 клеток вправо. Подписываем число, теперь отступаем клетку вниз и 6 клеточек вправо, подписываем словосочетание «классная работа». Обратите внимание на удвоенную согласную –с- в слове «классная».  Не забудьте подписать свою фамилию на листочке.

*Дублирую запись на доске каллиграфическим почерком*

 Приветствуют учителя.

Показывают наличие листочков. Подписывают листочки, пишут число и классная работа.

 

1 мин

Л1.

МР4.

  1. Актуализация знаний.

- Начнем мы наш урок с математической разминки. Я озвучиваю выражение, а ваша задача записать ответы в строчку, через запятую. Ответы не предполагают озвучивания.

(слайд 1)

1. 27 : 3 = 9

2. 3 * 50 = 150

3. 8 * 9 = 71

4.  35 : 7 = 5

5. 60 * 4 = 240

6. 320 : 8 = 4

- Теперь, пожалуйста, обменяйтесь листочками с соседом, и проверьте ответы по эталону, который вы видите на слайде. Поставьте +, если нет ошибок, и обменяйтесь обратно листочками. Пожалуйста, встаньте те, кто у кого нет ошибок. Молодцы! Давайте похлопаем себе за эту работу!

Ученики записывают ответы на листке в строчку.

Выполняют проверку. Проставляют плюсы.

6 мин

Л1.

МК1.

МК2.

МР1.

МР3.

МП3.

МП4.

 П1.

П2.

П3.

  1. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Отступите 2 клеточки вниз, 10 клеточек вправо.

Запишите слово “задача”.

В ведре 16 роз, их надо расставить в вазы по 5 роз в каждую.

Сколько потребуется ваз?  Сколько останется роз?

 

О чем идет речь в задаче?

Давайте закрасим строку в 16 строчек ярким розовым/красным/желтым цветом, а разделим их линиями зеленого цвета.

Также возьмем и закрасим по 2 клеточки голубым цветом – это будут вазочки.

Как необходимо расставить цветы в вазы?

Давайте запишем краткую запись:

5 р. - 1 в.

16р. - ?

Можем ли мы решить задачу сразу, в одно действие?

Каким действием будем решать выражение?

Итак, мы с вами взяли 16 роз и разложили (рисуем и на листе)по 5 роз в 3 вазы, а с одной розой что делать? А одну розочку мы можем поставить в вазу? Почему?

Так и запишем.

  1. 16 : 5 = 3 (вазы) (Проговариваю: одна роза осталась без вазы, потому откроем скобки и запишем) (ост.1) (роза).

А как мы прочтем эту запись? Кто может озвучить предположение, пожалуйста, поднимите руку на локоток?

Спасибо! Мы прочтем это так: 16 разделить на 5, получится 3 и остаток 1.

Таким образом, мы можем сказать, что мы выполнили деление с остатком.

Что в этом выражении является делимым? А что является делителем? А что такое 3?

А как мы назовем оставшуюся единицу?

Важно помнить, что остаток всегда меньше делителя!

А как же проверить правильность выполнения деления с остатком?

Все просто! Необходимо делитель умножить на частное, а к полученному произведению прибавить остаток. Если получится делимое, то деление выполнено верно.

Поднимите руку на локоток, те, кто могут озвучить то выражение, которое будет проверкой выполнения деления с остатком?

Все верно, деление выполнено правильно. Давайте запишем ответ: Потребуется 3 вазы, а 1 роза останется в ведре.

- Решая задачу, мы говорили о делении с остатком. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Слайд 2)

- А как же вы думаете, какая цель нашего урока?

Верно, молодцы. Цель, которую мы поставим перед собой – научиться выполнять деление с остатком.

Записывают.

Отвечают: “О вазах и цветах”

Отвечают: “По 5 роз в каждую вазу”

Отвечают: “Да”

Отвечают: “Делением”

Отвечают: “Одна роза останется в ведре. Мы не можем поставить одну розу в вазу, потому что в условии задачи сказано, что в 1 вазу нужно поставить 5 роз”

Записывают.

Учащиеся высказывают предположения.

Отвечают: “16”

Отвечают: “5”

Отвечают: “Частным”

Отвечают: “Остатком”

Поднимают руку на локоток и озвучивают : “ 5*3 + 1 = 16”

Отвечают: “Деление с остатком?”

Отвечают: “Научиться решать выражения на деление с остатком”

2 мин

Л3.

МК2.

МР2.

МП2.

МП4.

  1. Учебное действие.

Давайте откроем учебник на странице 79. Каждый прочтет правило в рамке “про себя”. Мы с вами хорошо справились с этой задачей. Предлагаю перейти на страницу 80. Запишем на листочке упражнение № 1.

Поднимите ручки на локоток те, кто смогут прочесть упражнение для класса?

Спасибо!

Давайте рассмотрим выражения, который выделен оранжевым цветом.

Поднимите руку на локоток те, кто смогут прочесть это выражение?

Спасибо! А поднимите руку на локоток те, кто сможет прочесть проверку, которая находится под выражением?

Давайте посмотрим на 2 выражение.

Поднимите руку на локоток те, кто смогут прочесть это выражение?

Спасибо! Запишите это выражение в тетради. А кто сможет выполнить проверку у доски?

Верно, проверка выглядит таким образом: 3*5+2=17

А теперь самостоятельно запишем выражение. А также проверку.

Поднимите руку на локоток те, кто готовы озвучить то, что у них получилось?

Верно, молодцы. Давайте отступим клеточку вниз, запишем - упражнение №2. Прочтите задание “про себя”.

Поднимите руку на локоток те, кто могут решить данные выражения у доски?

*Таким образом, каждое выражение последовательно решается у доски десятью учащимися, напоминаю о проговаривании выражения и/или компонентов действия*

(Объясняю по принципу: какое число делится без остатка на … ?

Значит …, а остаток …)

     1. 14:5= 2 (ост.4)

  1. 19: 3 = 6 (ост. 1)
  2. 23: 6 = 3 (ост. 5)
  3. 34:7= 4 (ост.6)
  4. 45:8=5 (ост. 5)
  5. 56: 9 = 6 (ост. 2)
  6. 73:9 = 8 (ост. 1)
  7. 82 : 8 = 10 (ост. 2)
  8. 46 : 15 = 3 (ост. 1)
  9. 57:17 = 3 (ост.6)

Физкультминутка.

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Ходьба на месте.)

Верно. Давайте прочтем задачу № 3.

Поставьте руку на локоток, те, кто готов прочесть задание для класса?

Спасибо. Здесь я предлагаю поработать в паре. Я даю 2 минуты на то, чтобы вы посовещались и ответили: кто из мальчиков выполнил задание правильно?

Поднимите ручку на локоток те пары, которые готовы озвучить ответ.

Почему же вы так решили?

Все верно! Спасибо.

Давайте обратим внимание на задачу на №6, которая находится на страничке 81. Прочтите задачу “про себя”.

Сейчас я буду задавать вопросы, но мы будем отвечать только по поднятой руке!

Как мы можем объяснить первое выражение, что мы им узнаем?

Что узнаем вторым выражением?

Что узнаем третьим выражением?

Четвертым выражением, что узнаем?

А теперь задача №7.

Выполним ее под запись. Отступите 2 клетки вниз от прошлых записей. Запишите слово “задача”.

Поднимите ручку на локоток те, кто могут прочесть эту задачу для класса?

На пошив одной блузки расходуют 3м. Шёлка. Сколько таких блузок можно сшить из двух отрезов, в одном из которых 12 м. шёлка, а в другом 15 м. такого же шёлка?

О чем идет речь в задаче?

Что нам известно?

Давайте запишем краткую запись:

1 бл. - 3 м.

12 м. - ? Бл.

15 м - ? бл.

Можем ли мы решить задачу сразу, в одно действие?

Давайте запишем план решения задачи.

     1.  :

  1. :
  2. +

Давайте запишем действия.

  1. 12: 3 = 4 (бл.) - получится из отреза в 12 м.
  2. 15: 3 = 5 (бл.) - получится из отреза в 15 м.
  3. 5 + 4 = 9 (бл.).

Запишем ответ: Из двух отрезов можно сшить 9 блузок.

Подумайте, а каким еще способом можно решить эту задачу?

Поработайте в парах, посовещайтесь. Те, кто готовы озвучить ответ, поднимите руку на локоток.

Читают теоретический материал.

 Читающий озвучивает предложение для всех.

 Читающий озвучивает :”27 разделить на 6, получится 4, остаток 3”

 Читающий озвучивает :”6 умножить на 4 и прибавить 3, получится 27”

 Читающий озвучивает :”17 разделить на 3, получится 5, а 2 остаток”

Один учащийся выполняет проверку у доски, остальные записывают самостоятельно.

Озвучивают:” 8 * 6 + 5 = 53 “

Часть учащихся решает выражения у доски, а часть самостоятельно, в тетрадях.

Выполняют физкультминутку.

Работают в парах.

Поднимают руки и отвечают: “Только Коля выполнил задание правильно”

Отвечают: “Потому что только в выражении Коли остаток меньше делителя”

Отвечают: “Площадь кухни

Площадь прихожей

Сумму площади комнаты и кухни.

Узнаем насколько площадь кухни больше площади прихожей или насколько площадь прихожей меньше площади комнаты.”

Читают задачу.

Отвечают: “О блузках и шёлке”

Отвечают: “На одну блузку расходуется 3 м ткани, у нас 2 отрезка ткани, в одном- 12 м шелка, а в другом 15 м шелка”

Отвечают: “Нет, нельзя”

Записывают и проговаривают действия.

Отвечают: “Второй способ решения: 1) 12+15=27(м)

2) 27:3=9(бл.)

25 мин 

Л3.

МК1.

МК2.

МР5.

МП1.  

МП2.

МП3.

МП4.

П1.

П2.

П3.

П4.

  1. Действие контроля.

Какова была тема сегодняшнего урока?

Как понять какое действие необходимо выполнить в задаче?

Я хочу проверить, как вы усвоили сегодняшнюю тему,

Отступите от последней записи 2 клеточки

1 вариант, поднимите руку. Подпишите вариант посередине листа.

2 вариант, поднимите руку. Подпишите вариант посередине листа.

Посмотрите на слайд, здесь вы видите выражения и задачи по вариантам. Вам необходимо оформить краткую запись, решение и ответ.

(Слайд 3)

- На решение этой работы у вас будет 7 минут.

 

Отвечают: Тема нашего сегодняшнего урока задачи на сравнение.

Отвечают: Посмотреть на слова помощники «Во сколько раз / на сколько раз», «больше / меньше» и др.

- Поднимают руки, пишут

Пишут самостоятельную работу по вариантам.

8 мин

Л2.

МК2.

МР1.

МР5.

МП1.  

МП3.

МП4.

П1.

П2.

  1. Оценка и самооценка.

Теперь передайте работы с последних парт на первые.

Какова тема урока?

Какая цель урока?

Мы смогли выполнить нашу цель?

Как мы ее достигли ?

Сейчас я раздам вам сигнальные карточки. Поднимите карточки зеленого цвета, если вам понравился этот урок и вы смогли достичь целей урока.

Поднимите карточки красного цвета, если вам не понравился этот урок и вы  не смогли достичь целей урока.

Отвечают: деление с остатком.

Отвечают: научиться решать выражения на деление с остатком.

Отвечают: да.

Отвечают: выполняли действие, его проверку и др

Поднимают карточки.

2 мин

Л2.

МК1.

МК2.

МР1.

МП3.

МП4.

  1. Организационный.

Откройте дневник и запишите домашнее задание.

Задание …, на странице … .

Спасибо за активный и плодотворный урок! Мне было приятно с вами работать! Вы можете отдыхать! До новых встреч.

Ученики записывают домашнее задание.

1 мин

МК2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...