Технологическая карта урока математики. Тема: "Приёмы деления и умножения на 10" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Никифорова Полина Юрьевна

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Цель урока: создание условий для формирования знаний о приемах умножения и деления на 10.

Задача урока по практической части ВКР: формирование интереса младших школьников на уроках математики с использованием олимпиадных заданий направленных на развитие арифметических навыков.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать вычислительные навыки, навыки устного счета, умения решать задачи;
  2. Формировать уметь моделировать с помощью схематических рисунков и записывать действия умножения и деления;

Развивающие:

  1. Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  2. Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Воспитательные:

  1. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  2. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Моро М.И. Математика. 2 класс (2 часть), рабочие тетради, раздаточный материал

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 18.04.2022

Школа: №45

Класс:

Урок: 2

Кабинет: 40

Учитель: Лещева И.Г.

Группа: 42

Руководитель ВКР: Иванова Н.В.

Разработчик: Никифорова П. Ю.

Оценка:

Тема урока «Приемы умножения и деления на 10»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования знаний о приемах умножения и деления на 10.

Задача урока по практической части ВКР: формирование интереса младших школьников на уроках математики с использованием олимпиадных заданий направленных на развитие арифметических навыков.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать вычислительные навыки, навыки устного счета, умения решать задачи;
  2. Формировать уметь моделировать с помощью схематических рисунков и записывать действия умножения и деления;

Развивающие:

  1. Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  2. Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Воспитательные:

  1. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  2. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Моро М.И. Математика. 2 класс (2 часть), рабочие тетради, раздаточный материал


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Метод: словесный

Прием: беседа

-Посмотрите, все ли готовы к уроку. У вас на партах должны быть учебники, тетрадь, пенал.

- Заливистый школьный звонок,

Снова позвал на урок.

Будьте все внимательны

И ещё старательны.

-Какое у вас сейчас настроение?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:Самоопределение,

Смыслообразование

Метарпедметные:

Целеполагание;

Планирование учебного сотрудничества.

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Метод: словесный

Прием: беседа

Ф

Организация повторение пройденного материала.

-Откройте ваши тетради и запишите число и классная работа. Сегодня 18 апреля.

-Перед тем, как приступить к теме нашего урока, давайте выполним несколько заданий.

Дает олимпиадные задания для повышения интереса к математике.

1…2…3…4…5=5

Как вы думаете какие арифметические действия нужно использовать, чтобы выражение было равно 5?

Давайте каждый пропуск заменим действие сложения и посмотрим, чему же будет равно это выражение.

Теперь давайте посчитаем сумму первых 4 слагаемых, чему она будет равна? Что мы можем сделать с числом 5, которое мы не использовали?

Подумайте, как мы можем показать это в нашем выражении.

1...2…3…4…5=7

-Посмотрите на это выражение, какие арифметические действия мы можем использовать, чтобы получить 7?

-Верно, давайте переместим действие деления, куда?

-Как вы думаете, для чего мы выполняем такие упражнения?

Повторение материала, пройденного на прошлой теме.




ответы учащихся.

1+2+3+4+5=15

10

Из 10 нужно вычесть пять.

1+2+3+4-5=5

Мы уже знаем, что сумма этих чисел равна 15, а первых 4 равна 10.

-На месте первого пропуска оно стоять не может, так как вычитаемое будет меньше уменьшаемого.

Если мы запишем так: 1+2-3+4+5, то выражение будет равно 9.

Остается один вариант: 1+2+3-4+5 и выражение будет равно 7.

Ответы учеников.

Метапредметные:

Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Метапредметные:

Волевая саморегуляция в затруднения

Слайд

Слайд

Постановка учебной задачи  (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Метод: словесный

Прием: беседа

Ведет беседу, задает наводящие вопросы учащимся для подведения к теме урока

-Как называются компоненты при умножении? При сложении? при вычитании? При делении?

-посмотрите на слайд, назовите компоненты умножения.

Сравните их.

4*5=5*4

2*9=9*2

3*6=6*3

1*0=0*1

4*7=7*4 

5*10=10*5

-Какое математическое свойство вы использовали для сравнения выражений?

- Какие выражения мы умеем решать? Почему? 

- При решении каких выражений у нас могут возникнуть трудности? Какие трудности? 

-Давайте попробуем из него составить выражение, которое содержит деление.

- А как вы нашли значение выражений?

- Какое правило взаимосвязи компонентов

и результата действия вам помогло?

- На сегодняшнем уроке мы продолжим

учиться выполнять умножение и деление

чисел и познакомимся с новым приёмом

А кто догадался, что это за приём?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель мы можем перед собой

поставить?

- Проверьте своё предположение, откройте

с. 74 и прочитайте задачу урока

Отвечают на вопросы учителя

 

- от перестановки множителей результат умножения не изменяется.

-знаем правило

не умеем умножать на 10

50:10 = 5 и 50:5 = 10 - зная произведение чисел 5 и 10 можно найти их частное

- Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой

- Приём умножения и деления на число 10

- Тема урока «Прием умножения и деления на 10»

- Цель научиться выполнять умножение и деление с числом 10.

Личностные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Слайд

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Метод: словесный

Прием: беседа

Ф

Наводящими вопросами выводит учащихся к открытию «нового» знания. Работа с учебником

- Прочитайте объяснение вычислительного

приѐма рядом с красной чертой.

- Что вы можете сказать о наших выводах

и выводах в учебнике?

-Хорошо, что мы сейчас с вами сделали?

(схематичное правило выводится на слайд)

- Найдите задание №1 С.74

Фронтальная работа у доски и в

тетрадях

- Как связаны между собой четыре

столбика примеров?

- Проверяем по цепочке.

- Что особенного заметили в записи

примеров первого столбика?

     

 Динамическа пауза

Открывают «новое» знание, рассуждая, отвечая на вопросы и выполняя задания

-От перестановки множителей результат

умножения не изменяется. Если произведение

разделить на один из множителей, то получится

другой

-Убедились, что наши предположения

правильны

- При составлении 2 столбика

используется переместительное свойство

умножения, при составлении 3 и

4 столбика – правило о том, что если

значение произведения разделить на один

множителей, то получится другой

множитель.

- 10*2=20 2*10=20 20:2=10 20:10=2

10*3=30 3*10=30 30:3=10 30:10=3

10*4=40 4*10=40 40:4=10 40:10=4

- цифра, обозначающая число десятков в

ответе, равна второму множителю.

Метапредметные:

Волевая саморегуляция в затруднении

Личностные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Метарпедметные:

Контролируют свою

деятельность и деятельность

партнёра.

Учебник

Учебник

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод: практический

Прием: выполнение задания

Ф

Организация выполнения упражнений из учебника.

-Итак, найдите упр.2 на стр 74.

Прочитайте задачу.

- Что значит «такие ручки»?

- Составьте выражение в виде суммы

одинаковых слагаемых к первому вопросу.

- Сколько раз прибавили по 6? Почему?

- Замените сложение произведением

- Составьте выражения к остальным

вопросам.

- -Прочитайте задачу №3.

- Что известно? Что нужно узнать?

-Каким действием мы можем ответить на

вопрос?

-Запишите решение

-  Какое правило применили при

вычислении ответа?

- Что заметили в ответе?

 - Составьте и решите две обратные задачи.

-Каким действием мы сможем решить эту

задачу?

- Запишите решение этой задачи?

- Какую задачу мы еще сможем составить?

-Какое буде решение этой задачи?

-Запишите решение этой задачи

-Итак, найдите упр.5. Запишите номер

упражнения в тетрадь, решите примеры

самостоятельно

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по

парте. Проверяем.

Выполнение заданий из учебника совместно с учителем.

 

Цена ручки 6р. Сколько стоят 2 такие

ручки? 3 ручки? 4 ручки?

- Ручки, которые стоят 6 р

- 6+6

- 2 раза, потому что 2 ручки

- 6*2

- 6*3, 6*4

- Повар разложил 40 пирожков на 10

тарелок поровну. Сколько пирожков он

положил на каждую тарелку?

- Известно, что повар разложил 40

пирожков на 10 тарелок поровну. Сколько

пирожков он положил на каждую

тарелку?

 - Нахождением частного

- 40:10=4(п.)-в каждой тарелке

- Если произвед. разделить на один из

множителей, получится другой

множитель

Число в ответе равно числу десятков в

делимом.

- Повар разложил на 10 тарелок по 4

пирожка. Сколько всего пирожков он

разложил?

- Нахождением произведения

- 4*10=40(п.)–всего разложил повар

-У повара было 40 пирожков, на каждую

тарелку он разложил по 4 пирожка.

Сколько всего было тарелок?

- 40:4=10(т.)–было всего

- 74-58=16

 46+37=83

 83-29=54

 64+36=10

Метапредметные:

Волевая саморегуляция в затруднения

Слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

С

Взаимопроверка

Самостоятельная работа на карточках.

- Сейчас я раздам вам карточки с

заданиями. Не забудьте подписать

Фамилию и первую букву имени.

Задание№1

Вставьте пропуски

10*6=

… :6=10

6*…=60

… :10=6

Задание№2

Реши задачу, запиши решение

Вася купил 60 марок и наклеил по 6 марок

на конверт. Сколько всего было

конвертов?

Задание №3

 Найди значение выражений

9+6–8=

7+5–6=

32–(24+6)=

49–(33+6)=

28+37+2+3=

64+18+2+6=

-Закончили, обменяйтесь карточками со

своим соседом по парте и сверьте с

эталоном на слайде.

-Если нет ни одной ошибки – ставьте плюс,

если есть – минус.

- Передайте карточки мне.

Самостоятельная работа на карточках

 

60, 60, 10, 60

1) 60:6 = 10 (кон.) – столько всего было конвертов.

7

6

2

10

70

90

Метапредметные:

Волевая саморегуляция в затруднения

карточки

Включение в систему знаний, повторение         (7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Метод: практический

Прием: выполнение задания

Организует работу в тетради совместно с учителем

- Откроем упражнение 4.

- Что за формулы перед вами?

- В первой формуле поменяйте

местами произведение и значение

произведения

- чему равен периметр квадрата по условию задачи?

- подставьте это значение в равенство

- что у вас получилось?

- решите уравнение самостоятельно.

Работают в тетрадях по учебнику.

- периметр квадрата

- а*4=Р

-20см

- а*4=20

- уравнение

20/4=5

Метапредметные:

Волевая саморегуляция в затруднении

Метарпедметные:

Учебник

Рефлексия деятельности     (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Метод: словесный

Прием: беседа

Задает вопросы.

-Какую тему мы с вами изучали сегодня?

-Какие задачи мы ставили на урок?

- Выполнили ли мы их? 

- Я сейчас прочитаю вам начала предложения, а вам нужно его дополнить. Сейчас внимательно послушайте, и придумайте про себя продолжение фразы.

-Было интересно узнать, …

-Было трудно…

-Теперь я знаю, …

-Теперь я могу…  

Наш урок подходит к концу. Всем спасибо за работу, вы все молодцы!

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность на уроке, дополняют фразы.

Личностные:

Способствовать формированию положительной адекватной самооценки;

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики. Тема: «Приёмы вычислений для случаев 30-7». 2 класс

Тема урока: «Приёмы вычислений для случаев 30-7»Тип урока: открытие новых знаний.Цель: обучающийся получит возможность усвоить прием  вычисления примеров вида 30-7.Учебные задачи...

технологическая карта урока математики Тема: «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом деления», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:  Познакомить с приёмом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения.Планируемые результатыПредметные:Знать:  - как использовать св...

технологическая карта урока математики Тема: «Приёмы нахождения частного и остатка», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:  научиться находить частное и остаток разными способами; учить находить результат  деления с остатком  способом подбора наибольшего  делимого; формирован...

Технологическая карта урока математики по теме: «Деление двузначного числа на однозначное» 3 класс УМК «Школа России».

Технологическая карта урока математики по теме:  «Деление двузначного числа на однозначное» 3 класс УМК «Школа России». Урок изучения и первичного закрепления новых з...

Технологическая карта урока математики по теме «Деление на 2» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения;Задачи урокаДидактические:1) использовать взаимосвязь ...

Технологическая карта урока математики. Тема «Приёмы письменных вычислений».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Приёмы письменных вычислений» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о приемах письменных вычислений; отработка вычисл...

Технологическая карта урока математики. Тема: "Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: ознакомление учащихся с приёмом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения.Задача урока по практическ...