«Проблемные ситуации как средства развития творческого мышления младших школьников на уроках математики по системе Л.В.Занкова».
статья по математике

Актуальность данной темы в том, что именно проблемные ситуации, направленные на развитие творческого мышления, активизируют такие качества личности как

находчивость,

сообразительность,

способность к нестандартным решениям,

гибкость ума,

способность к творческой переработке все возрастающего потока информации,

стремление к открытию нового для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon problemsituazia.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: Проблемные ситуации как средства развития творческого мышления младших школьников на уроках математики по системе Л.В.Занкова. Выполнил : Гречуха Ирина Анатольевна учитель начальных классов МОУ СОШ №2 п. Новоорск. Руководитель : Виноградова Е. П . к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПК ППРООГПУ

Слайд 2

Актуальность данной темы в том, что именно проблемные ситуации, направленные на развитие творческого мышления, активизируют такие качества личности как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, гибкость ума, способность к творческой переработке все возрастающего потока информации, стремление к открытию нового для себя. Объект исследования – развитие творческого мышления школьников на уроках математики по системе Л.В.Занкова. Предмет исследования – использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

Слайд 3

Цель – показать, как использование проблемных ситуаций на уроках математики по системе Л.В.Занкова влияют на развитие творческого мышления. Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников; 3) проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики по системе Л.В.Занкова в начальной школе; 4) выявить, способствует ли проблемное обучение математике по системе Л.В.Занкова развитию творческого мышления школьников.

Слайд 4

Гипотеза: уровень творческого мышления младших школьников на уроках математики повышается при использовании проблемных заданий, заданий на развитие гибкости, беглости и оригинальности мышления. Методы исследования: теоретический – анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме; социолого-педагогический – анализ работ учащихся; статистический – обработка полученных данных в ходе тестирования учащихся .

Слайд 5

База эксперимента: МОУ СОШ № 2 п. Новоорск, 2 класс «А»; учитель – Гречуха И. А. Практическая значимость разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования творческого мышления младших школьников; данная работа может быть полезна для учителей начальных классов .

Слайд 6

Психологи и педагоги, работающие по исследованию в области творческого мышления зарубежные Дж. Гилфорд Е.П. Торранс Л. Термен Р. Стернберг М. Воллах

Слайд 7

Психологи и педагоги, работающие по исследованию в области творческого мышления зарубежные Дж. Гилфорд Е.П. Торранс Л. Термен Р. Стернберг М. Воллах отечественные Данилова В.Л., Гальперин П.Я., Калмыкова З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарев Я.А., Пушкин В.Н., Шадриков В.Д., Тютюнник В.И., Медник С., Алиева Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинин В.Н., Хозратова Н.В

Слайд 8

Основные условия, влияющие на формирование творческого мышления: индивидуализация образования; исследовательское обучение; проблематизация.

Слайд 9

Основные условия, влияющие на формирование творческого мышления: индивидуализация образования; исследовательское обучение; проблематизация. Психологи и педагоги, работающие по вопросам теории и технологии проблемного обучения А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.

Слайд 10

Основные мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация , обобщение.

Слайд 11

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ теоретическое практическое понятийное образное наглядно-образное наглядно-действенное

Слайд 12

Формы мышления п оняти е, с уждени е, умозаключени е .

Слайд 13

Формы мышления п оняти е общими и единичными; конкретными и абстрактными; эмпирическими итеоретическими

Слайд 14

Формы мышления п оняти е общими и единичными; конкретными и абстрактными; эмпирическими итеоретическими с уждени е истинными; ложными; общими; частными; единичными

Слайд 15

Формы мышления п оняти е общими и единичными; конкретными и абстрактными; эмпирическими итеоретическими с уждени е истинными; ложными; общими; частными; единичными у мозаключени е индуктивное; дедуктивное; по аналогии.

Слайд 16

Особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Слайд 17

Первые исследователи творческого мышления, как психологического процесса : П. Энгельмейер (1910) разделил его на три части: акт выдвижения гипотезы; акт творчества; акт логически проработанной идеи.

Слайд 18

Первые исследователи творческого мышления, как психологического процесса : П. Энгельмейер (1910) разделил его на три части: акт выдвижения гипотезы; акт творчества; акт логически проработанной идеи. Г. Уоллес (1924г.) получил четырехфазный процесс: фаза подготовки идеи; фаза созревания идеи; фаза озарения; фаза проверки идеи.

Слайд 19

60-х годах XX в. зарубежная психология (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) креативность - мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Слайд 20

Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них: 1) беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени; 2) гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую; 3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов; 4) любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире; 5) способность к разработке гипотезы; 6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула; 7) фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией; 8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу; 9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 10) и так далее.

Слайд 21

Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: легкость - быстрота выполнения текстовых заданий; гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе; точность выполнения заданий.

Слайд 22

Отечественная психология ( разрабатываются проблемы творческого мышления человека) И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту;

Слайд 23

Отечественная психология ( разрабатываются проблемы творческого мышления человека) И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту; с точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы;

Слайд 24

Отечественная психология ( разрабатываются проблемы творческого мышления человека) И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту; с точки зрения Д.Б. Богоявленской , творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы; по В.Н. Дружинину творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний;

Слайд 25

Отечественная психология ( разрабатываются проблемы творческого мышления человека) И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту; с точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы; по В.Н. Дружинину творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний; по Я.А. Пономареву суть творческого мышления сводится к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности;

Слайд 26

Отечественная психология ( разрабатываются проблемы творческого мышления человека) И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту; с точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы; по В.Н. Дружинину творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний; по Я.А. Пономареву суть творческого мышления сводится к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности; В.А. Крутецкий к творческому мышлению относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Слайд 27

Т ворческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Слайд 28

Т ворческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Показатели, характеризующие творческое мышление беглость гибкость оригинальность.

Слайд 29

Отличительные особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова: многоаспектность; отсутствие четкого их разделения на привычные этапы: повторение, изучение нового материала, закрепление, а также проверка домашней работы и сообщение о новом задании; активно используется технология проблемно-диалогического обучения.

Слайд 30

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания; предлагает решение задач нестандартного типа.

Слайд 31

Проблемная ситуация помогает решить следующие задачи на уроке : способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта; предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску путей решения этих заданий; выявляет реальные интересы детей; дает возможность вести личностно ориентированную работу с каждым ребенком; помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность; поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки; учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение; побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

Слайд 32

Фигурный тест Торренса «Дорисовывание».

Слайд 33

Уровни развития творческого мышления . Уровни Самый высокий Высокий Средний Низкий Количество баллов 12 10-11 7-9 6

Слайд 34

Распределение учащихся по уровням развития творческого мышления учащихся 1 «А» (экспериментального), 1 «В» (контрольного) классов перед началом эксперимента. (в %).

Слайд 35

Сравнительная диаграмма распределения уровня творческого мышления учащихся 1 «А», 1 «В» классов перед началом эксперимента.

Слайд 36

Отличительные особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова: многоаспектность - Найти значения сумм: 5+3, 3+2, 7+2, 4+4. (дети находят значения и записывают ответы в строчку) - Послушайте внимательно: это непростое задание. «Значения каких других выражений можно найти при помощи записанных равенств?» (после некоторого раздумья дети начинают поднимать руки) - Я могу по равенству 5+3=8 узнать, сколько будет 5+2. - Я не поняла, как ты узнаешь. Докажи. - Из 8 отнять 1 будет 7, так как 2 меньше 3 на 1. ( дети в классе оживляются, начинают предлагать свои варианты) - Я знаю, что 4+3=7, так как 4+4-8, а меньше 4 на 1. -В равенство 5+3 поставим вместо 5 шесть и получим 9

Слайд 37

отсутствие четкого их разделения на привычные этапы: повторение, изучение нового материала, закрепление, а также проверка домашней работы и сообщение о новом задании: 1) найди значения сумм, сделав подробную запись: 38+49, 27+56. 2) как ты можешь выполнить действия короче? Сделай такую запись. 3) найди значения разностей, сделав подробную запись: 94-31, 87 - 55 4) подумай, как можно короче записать выполнение вычитания, постарайся предложить свой способ ( познакомились с вычитанием в столбик).

Слайд 38

технология проблемно-диалогического обучения темы «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» 75 – 20, 98 -25, 15 – 8, 86 – 43, 60 - 20, 75 – 28 Побуждающий диалог, направленный на осознание затруднения и формулирование проблемы. – Почему затрудняетесь в нахождении результата? – Мы такие ещё не решали. – В чём затруднение? Не умеем вычитать из меньшего числа большее. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами? Подводящий диалог, помогающий выбрать верный вариант решения. – Какой вариант решения наиболее удобный? (Сравнивают). – Какие выражения, встретившиеся в устном счёте, помогли бы найти значение выражения ( 75 – 20, 15 – 8, 60 - 20)

Слайд 39

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке решение задач нестандартного типа Задачи с несформулированным вопросом Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка?) Задачи с недостающими данными Банка с медом весит 500 г. Такая же банка с керосином – 350г. Сколько весит пустая банка? (Нужно знать отношение веса меда и керосина) Задачи с излишними данными Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних Задачи с несколькими решениями В четырех классах всего 118 учеников, в том числе в I и II классах вместе — 70 учеников; в I и III вместе — 65 учеников: во II и III вместе — 59 учеников. Сколько учеников в IV классе? Задачи с меняющимся содержанием Задачи на соображение, логическое мышление В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? (Решить и доказать. Доказать, что это — единственный ва­риант решения.)

Слайд 40

Сравнительная диаграмма определение уровня творческого мышления учащихся2 «А», 2 «В» классов после проведения формирующего эксперимента .

Слайд 41

Распределение учащихся по уровням развития творческого мышления (в %) 2 «А» класс 2 «В» класс самый высокий уровень мышления 4% - высокий уровень мышления 12% 13 % средний уровень мышления 76% 75 % низкий уровень мышления 8% 12 %

Слайд 42

Динамика качества знаний по математике учащихся 2 «А», 2 «В» классов (в %) Отметки 3 четверть 4 четверть «3» «4» «5» «3» «4» «5» 2 «А» 4% 60% 36% 2% 54% 44% 2 «В» 21% 58% 21% 17% 62% 21%

Слайд 43

Динамика качества знаний по математике учащихся 2 «А», 2 «В» классов (в %) III четверть.

Слайд 44

Динамика качества знаний по математике учащихся 2 «А», 2 «В» классов (в %) IV четверть.

Слайд 45

Динамика выполнения задания повышенной трудности в экспериментальном 2 «А» и контрольном 2 «В» классах. Диагр 6

Слайд 46

Школьный этап всероссийской олимпиады по математике.

Слайд 47

Использование проблемных ситуаций должно быть рациональным: использоваться для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу; использоваться, когда содержание материала имеет средний уровень сложности; учащиеся должны быть подготовлены к проблемному изучению темы; учитель должен хорошо владеть методами проблемной технологии, уметь ставить проблемы и иметь время для проблемного изучения темы.

Слайд 48

«Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев». Л.С. Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»

Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского...