Конспект урока "Дециметр"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Марина Владимировна Изотова

Технологическая карта урока математики "Дециметр", 2 класс автор Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detsimetr_2_klass.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  

 

Предмет: математика 2 класс, автор Л.Г. Петерсон

Тема: «Дециметр»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель  урока:  обеспечить усвоение обучающимися новой единицы измерения длины  - дециметра; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

- познакомить с  новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр;

учить переводить см в дм и дм в см; измерять длины отрезков; закреплять знания нумерации.

Развивающие:

- развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, мыслительных операций логического мышления (анализ, сравнение путём выделения общих и различных признаков); развитие регулирующей сферы (рефлексии) на основе самоконтроля, взаимоконтроля; реализация коммуникативного подхода обучающихся друг с другом и обучающихся с учителем.

Воспитательные:

- воспитание заботливого отношения к  птицам; воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности,  сообразительности, самостоятельности)

Предметные результаты: Обучающиеся узнают единицу измерения длины – дециметр, уметь использовать полученные знания в практической деятельности 

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Обучающиеся научатся  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  выполнять учебные задания в соответствии с целью; перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса; работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные: уметь формулировать и решать  учебную проблему и цель;

- проявлять готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- ориентирование в системе знаний: самостоятельно выбирать информацию необходимую для осмысления способа  решения учебной задачи;

- умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы.

Коммуникативные: -  отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- получать  с помощью вопросов   необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

-  вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-  аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, аргументировано  объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

 Личностные результаты: - придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе;

- самоопределение и  осознание  смысла учения, важности изучаемого материала;

- уметь оценивать свою учебную деятельность на уроке;

 - проявлять активность и познавательную инициативу, любознательность трудолюбие, аккуратность;

 Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                                                            Ученик получит возможность формирования:

- принятие и освоение социальной роли ученика;

- мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

-проявление самостоятельности, активности, целеустремленности.

 Метапредметные:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Познавательные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                               понимать учебную задачу урока;

- сравнивать и классифицировать по заданным критериям;

Регулятивные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                                                    

-действовать по алгоритму;

- развивать способность к самопроверке, взаимопроверке, проверке по образцу и корректировке;

-  контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:                                                                                                                                                                                                                                                                              формулировать учебную задачу урока на основе ранее изученного материала;

- излагать и аргументировать собственные мысли;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Основные понятия урока: дециметр 

Оборудование и материалы: учебник Л.Г. Петерсон, наглядный материал, опорные таблицы, компьютер, ноутбук, колонки, презентация, раздаточный материал, веревочки длиной 4 дм (14 шт), ножницы (14шт), полоски бумаги длиной 1 см и 1 дм (28 шт), листы в клетку.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к учебной деятельности

(мотивация)

Личностные

 -ценностно-смысловая ориентация;

- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

-   Сегодня на уроке математики нам предстоит выполнить важное поручение. Ребята-старшеклассники делают скворечники для птиц, а нас попросили начертить детали.

 Поможем им? Почему важно делать скворечники? Что нужно уметь и иметь для изготовления чертежа?

Включаются в деловой ритм урока

II. Актуализация знаний.

Познавательные

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

2.  Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Задание 1. Посмотрите, какие скворечники можно сделать. У большого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого  1 десяток и  1 единица. Запишите это число.

Дети записывают число.

   У правого скворечника - номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 3 единицы (13) Запишите.

   Какой номер у среднего скворечника, если они пронумерованы в порядке возрастания?

Посмотрите на номера скворечников и скажите, что общего у этих чисел?

Задание 2. Высота скворечников разная, как вы думаете, почему? Они предназначены для разных птиц. Ведь у птиц разный рост. Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Просто первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему все домики для птиц называют скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.
В парке или в лесу разыщет скворечник пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом. В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой. Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут, и зимой от морозов спрячутся.   Чтобы узнать для какой птицы, какой скворечник, отгадайте рост каждой птицы (11 см, 14 см, 19 см), если известно, что рост дятла не 11 см и не 19 см, а рост совы-сплюшки не равен 11 см.

   Запишите в тетради рост пестрого дятла и расскажите, как рассуждали. … совы-сплюшки? …воробья?

   Посмотрите на эти числа (11, 14, 19) и скажите, что обозначает цифра 1?

   А цифра 4 в числе 14?

   Сколько единиц в числе  11?

   Сколько десятков в числе 19?

Ответы называют.

В тетрадях записывают числа.

 

III. Постановка учебной задачи

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

    Вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. И мы тоже будем делать чертеж синичника. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно.

Отгадайте рост синицы:

1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см

   Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы.

  Какая величина нам известна?

  Что можно измерять в сантиметрах?

(при помощи линейки)

   Какая из величин нам не известна?  

   Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»?

   Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением).

Прочитайте по слогам, с ударением.

Хоровое чтение  

   Итак, с чем будем знакомиться сегодня на уроке?

Записывают тему урока

Физ.минутка

IV. Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Познавательные УУД

-поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;

-анализ, синтез, установление причинно- следственных связей.

Личностные

-личностное самоопределение, ценностно - смысловая ориентация;

Коммуникативные

-участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли;

-умение строить взаимодействие

Познавательные:

- постановка и решение проблем;

Именно эта единица длины необходима нам для создания чертежей деталей синичника, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать.

Задание 1. У вас на парте у каждого лежит две полоски бумаги. Измерьте их и подпишите.

Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см,  10 см).

   Проверьте правильность выполнения задания.

   Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему?

Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз.

Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной одному  …?

   Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм».

Подпиши полоску с другой стороны.

Задание 2. Узнайте,  сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм?

(Дети укладывают, измеряют линейкой) Так всегда и будем говорить: в 1 дм – 10 см. Это важно.

Задание 3. Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?

По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см

   (Учитель чертит на доске).

Проверьте, верно ли вы начертили с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?… надо положить…

   Как подпишем? 1 дм или 10 см

   Сколько же см в 1 дм? В 1 дм – 10 см

   Запишем.

Открыли учебник стр. 51.   С какой единицей длины мы были знакомы? С какой единицей длины мы познакомились?

   Как они связаны между собой? В 1 дм – 10 см.

   Для чего необходима эта мера длины – дециметр?

…для измерения более крупных предметов.

1)дети записывают в тетрадь.

2)работают в парах.

V. Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Установление правильности и осознанности изучения темы «Дециметр».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

№1  стр.51. Что нужно сделать?

…отрезать 2 дм верёвки.

   Сколько дм верёвки нужно отрезать?

…2 дм (повторяет слабый ученик)

  Как отмерить?

Уложить 1 дм 2 раза, отмерить по линейке.

   Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 2 дм и отрезает.

У вас получилось две верёвочки. Сравните их длину.

… одинаковые, 2 дм

   Сколько см в 2 дм?

В 2 дм – 20 см.

   А теперь прижми конец верёвочки к парте, а другой подними, чтобы верёвка натянулась. Вот это рост взрослого скворца 2 дм. Эти верёвочки вы после урока сможете взять домой и показать родителям рост скворца.

Выполнение №2 стр.51:

- Начертите отрезок длиной 12 см. Сколько это дм и см? Как это число связано с птицами? Рост синицы.

Задание №1  выполняется на доске и в тетрадях.

Учатся строить отрезки

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Познавательные

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Регулятивные

планирование

А сейчас, когда вы уже знаете, что такое дм и умеете использовать свои знания на практике,    настала пора помочь старшеклассникам - начертить детали синичника по заданным данным. Давайте посмотрим, из каких частей состоит синичник. Как и скворечник, он состоит из 6 частей. Передняя и задняя стенки, боковые стенки, дно и крыша. Но вы будете делать чертеж четырех деталей. Как вы думаете, почему? Каждый ряд должен сделать свой чертеж. Для этого будем работать в парах. Каждая пара первого ряда  чертит деталь передней (задней) стенки.

Каждая пара второго ряда – боковую стенку, а каждая пара третьего ряда – дно и крышу. Не забудьте подписать длины сторон, выразив их в см. Потом ваши работы соединим и получим чертеж синичника. Постарайтесь правильно  перевести дм в см, сделать чертеж аккуратным и подписать размеры сторон деталей в см.

Задание 3-х видов на клетчатой бумаге:

1) начерти прямоугольную деталь передней и задней  стенки со сторонами 1дм5см и 2дм5см.

2) начерти прямоугольную деталь боковой стенки со сторонами 1дм и 2дм5 см.

3) начерти прямоугольную деталь крыши со сторонами 1дм5см и 2дм, дна со сторонами 1дм и 1 дм.

Работы подписать, чтобы ребята знали, кого поблагодарить за помощь.

Взаимопроверка по эталону

VII. Включение в систему знаний и повторения?

- Что изучали сегодня на уроке?

- Кто желает сформулировать определение дециметра?

Дети отвечают на вопросы.

VIII. Итог урока.

Личностные

-нравственно- этическая ориентация,

личностно-моральный выбор

Коммуникативные

-продуктивное взаимодействие учителя и учащихся

-Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

IX.Рефлексия.

Ваши чертежи мы соберем в конверты и передадим старшеклассникам.

 Подведем итог урока. Какие приобретенные на уроке знания помогли нам создать чертеж? …познакомились с новой единицей длины – дм.

 Как связан см и дм? В  1 дм - 10 см.

 Зачем люди придумали дм?…измерять крупные предметы.

 Как вы думаете, есть ли другие единицы измерения длины? Почему вы так считаете? С ними вы познакомитесь позже. А понравилось ли вам выполнять задание, работая в парах?

   А сейчас пусть каждый из вас скажет своему товарищу по работе комплимент, оценивая его работу на уроке.

Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с птичками:  жёлтый (не было ошибок),  зелёный (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).

       

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...