Технологическая карта урока математики «Приём письменного деления на однозначное число в пределах 1000» (3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Латмарина Марина Александровна

Цель урока: знакомство с приемом письменного деления трёхзначного числа на однозначное; развитие внимания, памяти, логического мышления; закрепление навыков устных и письменных вычислений.

Задачи урока

Дидактические:

1.     Познакомить с приёмом письменного деления многозначных чисел на однозначное число;

2.     Отработать арифметические навыки;

3.     Закрепить смысл деления в процессе работы на уроке.

 Развивающие:

1.     Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.

2.     Формировать умение у учащихся работать в парах.

3.     Развивать навык оценивания.

Воспитательные:

1.     Прививать интерес к изучаемому предмету.

2.     Воспитывать самостоятельность у учащихся.

       3.     Воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peremestitelnoe_svoystvo_umnozheniya.docx135.78 КБ
Файл dobryy_den.pptx900.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 17.05.2022

Студентка: Латмарина М.А.

Школа: МАОУ «МЛ №148 г. Челябинска»

Группа: 36

Класс: 3 «н»

Учитель: Васильева Н.А.

Урок: 2

Методист: Серебренникова С.В.

Время: 8:55-9:35   Кабинет: 224

Тема урока «Приём письменного деления на однозначное число в пределах 1000»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с приемом письменного деления трёхзначного числа на однозначное; развитие внимания, памяти, логического мышления; закрепление навыков устных и письменных вычислений.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с приёмом письменного деления многозначных чисел на однозначное число;
  2. Отработать арифметические навыки;
  3. Закрепить смысл деления в процессе работы на уроке.

 Развивающие:

  1. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
  2. Формировать умение у учащихся работать в парах.
  3. Развивать навык оценивания.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к изучаемому предмету.
  2. Воспитывать самостоятельность у учащихся.
  3. Воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1.        Приветствие.

2.        Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, меня зовут Марина Александровна и сегодня я проведу у вас урок математики.

- Математику, друзья,

  Не любить никак нельзя.

  Очень строгая наука,

  Очень точная наука,

  Интересная наука –

  Это математика!

-Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Теперь мы можем начинать наше занятие.

1.        Приветствуют учителя.

2.        Настраиваются на урок.

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Слайды презентации

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

И

Практический: 

Математическая игра

1. Устный счет

Числовая цепочка (работа в парах)

Математика. Расставь знаки действий, чтобы получилось верное равенство -  презентация онлайн

Назовите получившиеся числа.

- Молодцы!

2. Работа над задачами

-Какое число находится между числами?

234  …  236, 501 …  503, 710 … 712, 998 …   1000

Запишите число, состоящее:

  - из 1сотни и 5 единиц;          

  - из 50 десятков и 1единица;  

  - из 1десятка,5единиц;              

 - из 5 единиц третьего разряда и 1единица второго разряда;

 - из 1 единицы третьего разряда, 5единиц второго разряда и 4 единиц первого разряда

- Решите примеры по рядам. 3 человека выходят к доске.

154*5        89*6         334*2

- Какой приём вы использовали при решении этих примеров?

- Какое действие противоположно умножению?

- Прочитайте примеры, используя математическую речь.

64:2

864:2

-Что общего и в чем различие?

- Попробуйте устно разделить второй пример.

- А если письменно?

-Удобно ли так выполнять деление?

- Почему?

- Запись получается длинная, можно забыть промежуточные результаты.

1.        Отвечают на вопросы учителя.

8, 24, 4, 50

2. Пытаются решить проблемную ситуацию.

235, 502, 711, 999

105

501

15

510

154

154*5=770    89*6=534      334*2=668

- Письменный приём умножения (запись столбиком).

- Деление

- Оба выражения: деление.

В первом двузначное число, во втором трёхзначное.

- Затруднение.

864:2=(800+60+2):2=800:2+60:2+2:2=400+30+1=431

- Нет

- Запись получается слишком длинная, можно запутаться.

Предметные: актуализировать имеющиеся знания.

Метапредметные:

П: анализ

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

Примеры на доске

Выражения на доске.

Постановка учебной задачи (4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

И

Практический:

решение примеров

Ф

Словесный: беседа

  1. Помогает учащимся сформулировать тему, цель, план урока.

- Какой способ вам помогал быстро выполнять другие арифметические действия?

Предлагаю вам выяснить это.

- Какая тема нашего урока?

- Какую цель поставим?

Будем двигаться к поставленной цели.

1. Формулируют тему, цель, план урока.

- Решение в столбик.

Ответы детей.

- Письменный приём деления на однозначное число в пределах 1000.

-Познакомимся с приемом письменного деления трехзначного числа на однозначное;

-Сможем использовать алгоритм деления при решении примеров.

Метапредметные:

П: анализ.

Р:целеполагание.

Слайды презентации

Карточка на доске.

«Открытие» детьми нового знания (5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: объяснение

Практичсекий: упражнение

1. Организует работу по теме урока.

2. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение заданий.

- Как же вы записывали сложение, вычитание, умножение.

Да, в столбик. В делении этот приём  называется ” деление уголком ”. Слева записывается делимое, над чертой - делитель, а под чертой - частное.

- Для того, чтобы решать аналогичные примеры нужно составить алгоритм.

Выполняем деление в столбик.

Выполняя деление, рассуждаю так:

64 – 6 дес. и 4 ед.

Делим сначала десятки, а потом единицы.

1.Определяю первое неполное делимое. Оно должно быть больше или равно делителю. Начинаем деление с большего разряда.

2.Определяем количество цифр в частном.

3.Делим десятки.

4.Делим единицы.

5.Читаем ответ.

- Запишите в тетрадь.

864:2

Делим сначала сотни, потом десятки и, наконец, делю единицы.

1.Определяю первое неполное делимое. Оно должно быть больше или равно делителю. Начинаем деление с большего разряда.

2.Определяем количество цифр в частном.

3.Делим сотни.

4.Делим десятки.

5. Делим единицы.

6.Читаем ответ.

- Запишите в тетрадь.

- Справили с затруднением?

1.        Знакомятся с приёмом через решение проблемной ситуации.

2.        Отрабатывают приём.

- В столбик.

Слушают учителя. Делают записи в тетради.

- Да.

Предметные: умение самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Слайды презентации

Динамическая пауза

(1 мин)

Ф

Практический: физминутка

1. Организует проведение динамической паузы.

-Ребята, мы выполнили большую часть нашей работы, предлагаю вам отдохнуть. Выйдете из-за парт, соблюдайте расстояние между друг другом.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

-Отлично, садитесь на свои места.

1. Выполняют упражнения.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Первичное закрепление (15 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Практический: упражнение

Наглядный учебник

П

Словесный:

Пересказ правила

Наглядныйучебник

Практический: решение задачи

1.        Организует процесс закрепления полученных знаний

2.        Организует процесс закрепления умения решать задачи изученных видов.

Работа по учебнику

- Откройте страницу 92 №1.

Выполняем у доски по цепочке, комментируя свои действия.

- Остальные выполняют в тетрадях.

Решение задачи (стр.92 №6)

-О чем говорится в задаче?

-Что нам известно?

-Чему равна масса 8 мешков?

-В одном мешке известно сколько было кг картофеля?

-Как найти массу 1 мешка?

Запишем условие.

8м.-400 кг

?м.- 500 кг

Запишем выражение.

500:(400:8) =10(м)

Ответ : 100 мешков.

Решение задачи (стр.92 №4)

- Прочитайте задачу.

- Как находим периметр квадрата?

- Как выполнить обратную операцию - узнать сторону квадрата?

Р – 28см

а – ?см

S – ?см2

1.        Закрепляют полученные знания, работая в паре.

2.        Закрепляют умения решать задачи изученных видов.

936:3=312 486:2=243  848:4=212              555:5=111

- О мешках с картофелем.

- Масса 8 мешков картофеля.

- 400 кг.

- Нет

  1. 400:8=50 (кг)-в 1-м мешке.
  2. 500:50=100 (м)

- Сложить длины всех сторон.

28:4=7(см) – сторона

S=7*7=49(см2)

Ответ: а=7см,S=49 см2

Предметные: умение выполнять задания по теме урока.

Метапредметные:

П: анализ.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

И

Практический: самостоятельная работа

 1.        Организует самостоятельную работу с самопроверкой.

- Предлагаю Вам небольшую самостоятельную работу, которая позволит сделать вывод о том, достигли ли вы поставленной на  урок цели?

Самостоятельная работа

Тема: «Деление на однозначное число»

Вариант 1

1.Решить примеры.

963 : 3 =                      618 : 3 =               396 :  3 =                       450 : 9 =            105 : 5 =

192 + 714 : 7 – 448 : 4 + 37 × 3 =

Вариант 2

1.Решить примеры.

756 : 7  =                      545 : 5 =               147 :  7 =                       408 : 8 =             246 : 6 =

348 – 217 : 7 + 248 : 4 + 45 × 3 =

-Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли записаны решения.

- Если есть 1 ошибка, ставьте карандашом 4, 2 ошибки – оценка 3, 3 ошибки и больше – 2.

1. Выполняют самостоятельную работу.

2. Оценивают работы друг друга.

В-1

321              26

132              50

21

192 + 714 : 7 – 448 : 4 + 37 × 3 = 293

В-2

108           109

21             51

41

348 – 217 : 7 + 248 : 4 + 45 × 3 = 514

 

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Распечатки у каждого ученика на парте.

Эталон на доске

Включение в систему знаний, повторение (4 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: беседа

1. Закрепляет полученные знания учащихся.

2. Оглашает домашнее задание.

- На листочках группах запишите алгоритм деления в столбик.

- Молодцы!

(Если успеют)

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник с.92 №5 (3,4 столбики)

1. Повторяют изученное.

2. Записывают домашнее задание.

1. Делю сотни.

2. Делю десятки

3. Делю единицы.

4. Читаю ответ.

379        210

852        320

1000      180

Метапредметные:

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Раздаточный материал

Домашнее задание на доске.

Рефлексия деятельности (3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

1. Побуждение к диалогу.

2. Подведение итогов.

3. Оценивание работы учащихся.

Какая была тема нашего урока?

Чем интересен был сегодняшний урок?

С каким новым математическим приёмом мы познакомились на уроке?

— Все ли вам было понятно?

  • Какое задание вам показалось трудным?
  • Кто доволен результатами своей работы?

-Спасибо за работу. Урок окончен!

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Подводят итоги.

3. Оценивают свою работу.

- Приём письменного деления на однозначное число в пределах 1000.

Ответы детей.

-Мы познакомились с приемом деления трехзначных чисел.

-Изучили алгоритм деления столбиком трехзначного числа на однозначное.

-Повторили решение задач изученных видов.

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Образец на доске.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 3

234 … 236, 501 … 503, 710 … 712, 998 … 1000

Слайд 4

Запишите число, состоящее: - из 1сотни и 5 единиц; - из 50 десятков и 1единица; - из 1десятка,5единиц; - из 5 единиц третьего разряда и 1единица второго разряда; - из 1 единицы третьего разряда, 5 единиц второго разряда и 4 единиц первого разряда.

Слайд 5

154•5 89•6 334•2

Слайд 6

64:2 864:2

Слайд 7

864:2 =(800+60+2):2=800:2+60:2+2:2=400+30+1=431

Слайд 8

Письменный приём деления на однозначное число в пределах 1000.

Слайд 9

Цель: познакомиться с приемом письменного деления трехзначного числа на однозначное.

Слайд 10

Выполним деление в столбик!

Слайд 11

Самостоятельная работа Тема: «Деление на однозначное число» Вариант 1 1.Решить примеры. 963 : 3 = 618 : 3 = 396 : 3 = 450 : 9 = 105 : 5 = 192 + 714 : 7 – 448 : 4 + 37 × 3 = Вариант 2 1.Решить примеры. 756 : 7 = 545 : 5 = 147 : 7 = 408 : 8 = 246 : 6 = 348 – 217 : 7 + 248 : 4 + 45 × 3 =

Слайд 12

В-1 321 26 132 50 21 192 + 714 : 7 – 448 : 4 + 37 × 3 = 293 В-2 108 109 21 51 41 348 – 217 : 7 + 248 : 4 + 45 × 3 = 514

Слайд 13

Домашнее задание: Учебник с. 92 №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Приём письменного умножения на однозначное число", 3 класс

Технологическая карта урока математики "Приём письменного умножения на однозначное число", 3 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока математики "Приёмы письменного деления на однозначное число"( УМК "Школа России ", 4 класс )

Цели деятельности учителя:    1.Формировать предметные умения: выполнять письменные приемы деления многозначного числа на однозначное число.2.Формулировать проблемный вопрос.3.Совершенс...

Технологическая карта урока математики "Приемы письменного умножения на однозначное число" УМК "Школа России"(3 класс)

Тема урока: «Приёмы письменного умножения на однозначное число»Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с приемом письменного умножения ...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм письменного умножения на однозначное число". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд; развитие устных и письменных вычисл...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм письменного умножения на однозначное число" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Создание условий для формирования представлений учащихся об алгоритме письменного умножения на однозначное число с переходом через разряд.Зад...

Технологическая карта урока математики "Прием письменного умножения на однозначное число" (УМК "Школа России" 3 класс 2 часть)

Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: Формирование представления у обучающихся о письменном умножении на однозначное число Задачи урока Планируемые результатыДидактические:...

Технологическая карта урока математики "Приём письменного умножения на однозначное число

Способствовать развитию умений выполнять умножение трехзначного числа на однозначное в столбик, составлять алгоритм умножения, краткую запись условия задачи, верные равенства с помощью знаков действий...