Освоение детьми представлений о величинах и овладение измерительной деятельностью
методическая разработка по математике (3 класс)

Ефимова Елена Витальевна

Освоение детьми представлений о величинах и овладение измерительной деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_modul_predstavleniya_o_velichinah.pptx456.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Освоение детьми представлений о величинах и овладение измерительной деятельностью

Слайд 2

МОДУЛЬ 3. ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ОВЛАДЕНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Тема 3.1. Особенности освоения детьми представлений о величинах и овладения измерительной деятельностью § 1. Понятие величины. Свойства величин. Измерение величин § 2. Генезис представлений детей о величинах § 3. Система работы по формированию представлений о величинах у детей § 4. Формирование представлений о величинах у детей младшего и среднего дошкольного возраста § 5. Развитие представлений о величинах и их измерении в старшем дошкольном возрасте Тема 3.2. Формирование представлений о временных отношениях у детей § 1. Время как величина. Свойства времени § 2. Особенности восприятия времени § 3. Технологии развития представлений о времени у детей

Слайд 3

§ 1. Понятие величины. Свойства величин. Измерение величин Свойства величин Величина Однородная Разнородная

Слайд 4

Скорость Величины в курсе математики Емкость Площадь Масса Длина

Слайд 5

§ 2. Генезис представлений детей о величинах Анализаторы Осязательный Двигательный Зрительный

Слайд 6

Способность воспринимать величину предмета начинает формироваться в раннем возрасте в процессе выполнения предметных действий. До 2–3 лет Игнорирование величины Различение резко контрастных по величине предметов

Слайд 7

К 3–4 годам К 4–5 годам Восприятие величины недифференцированно Ориентация на общий объем предмета Отсутствие четких представлений о трехмерности предметов

Слайд 8

Исследование Р. Л. Березиной Уровни ориентировки детей 3– 7 лет в величинах 1. Общее представление о величине 5. Выделение трехмерности в объемных объектах 4. Выделение двух протяженностей в плоских предметах 3. Выделение значимой в ситуации протяженности 2. Различение, называние протяженностей

Слайд 9

§ 3. Система работы по формированию представлений о величинах у детей Этапы знакомства с величинами ( Белошистая А.В.) 1-й этап Выделение Распознавание Сравнение без измерения Свойств и качеств предметов Субъективные Объективные Оценивающие разность

Слайд 10

2-й этап Сравнение величин с использованием промежуточной мерки Знакомство со способом счета мер через посредство меток Система заданий На измерение величин Сравнение Уравнивание На установление разницы

Слайд 11

3-й этап Знакомство с общепринятыми стандартными мерами Знакомство с измерительными приборами Использование стандартизированной мерки для сравнения величин Запоминание условно-согласительных названий и соотношений

Слайд 12

§ 4. Формирование представлений о величинах у детей младшего и среднего дошкольного возраста 1 этап. Сравнение предметов по одному признаку 2 этап. Обучение сравнению путем приложения. 3 этап. Обучение сравнению предметов по трем измерениям. 4 этап. Воссоздание отношений между предметами по величине по представлению. 5 этап. Обучение сравнению при помощи предметов-посредников 1 направление. Обучение детей сравнению предметов по величине.

Слайд 13

2 направление. Обучение сериации 1 этап. Сериация по одному измерению 2 этап. Сериация по нескольким измерениям. 3 этап. самостоятельное построение сериационных рядов

Слайд 14

§ 5. Развитие представлений о величинах и их измерении в старшем дошкольном возрасте Измерительная деятельность – новый для ребенка вид математической деятельности. 1 направление. Обучение измерению величин условными мерками. 3 этап. Измерение величины одной условной мерой. 2 этап. Измерение осуществляется одной мерой 1 этап. Измерение проводится одновременно несколькими одинаковыми мерами 4 этап. Одновременное выполнение счета и измерения одной меркой 5 этап. Измерение сложной (составной) мерой

Слайд 15

2 направление. Освоение зависимостей между измеряемой величиной, меркой и результатом измерения При измерении одного и того же объекта разными по величине мерками его количественная характеристика будет различной. Чем больше мерка, тем меньше раз она уложится в объекте, и наоборот – это обратная функциональная зависимость.

Слайд 16

Общая последовательность обучения 1. Активизация представлений об измерении объекта различными условными мерками 2. Демонстрация модели единицы измерения, измерительного прибора 3. Демонстрация способа измерения. 4. Упражнения в измерении различных объектов.

Слайд 17

ТЕМА 3.2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ У ДЕТЕЙ § 1. Время как величина. Свойства времени. Объективность Абсолютность Длительность Количественная и качественная бесконечность Необратимость Одномерность Неразрывная связь с пространством и движущейся материей. Единство прерывности и непрерывности в структуре

Слайд 18

§ 2. Особенности восприятия времени ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СКОРОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 19

На восприятие времени влияют следующие факторы: Текучесть времени Отсутствие специального анализатора Легко искажается субъективными факторами Обозначение временных отношений изменчиво Отсутствие наглядных форм

Слайд 20

Этапы развития представлений о времени у детей

Слайд 21

§ 3. Технологии развития представлений о времени у детей Овладение представлениями о календарных временных эталонах предполагает: освоение умений измерять время знание количественной характеристики временных эталонов осознание зависимости между отдельными звеньями системы временных эталонов

Слайд 22

Развитие чувства времени Факторы, на основе которых формируется чувство времени: Обобщенное представление о временных эталонах. Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Развитие умения оценивать временные интервалы без часов. Учет времени самими детьми – по часам.

Слайд 23

Порядок работы по Рихтерман Т.Д.: 1. Материал излагается в необходимой последовательности 2. Вычленяется временная последовательность в содержании материала 3. Педагог воспроизводит временную последовательность на модели 4. Дети самостоятельно устанавливают временную последовательность на модели 5. Дети восстанавливают нарушенную последовательность звеньев 6. Дети выполняют задания в предложенной последовательности без модели

Слайд 24

Моделирование временных отношений Линейные модели Циклические модели

Слайд 25

Работа выполнена по учебнику: Габова , М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие : [12+] / М.А. Габова . – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ -Медиа, 2019. – С. 178 - 203 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования

  Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...

Проектирование как интегрирующее начало освоения детьми окружающего мира.

Чем раньше начинается развитиетворческих способностей личности,тем больше творческих результатовможно ожидать от неё в будущем....

Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....

Результат проведения диагностики в 1 классе по теме"Уровень сформированности у первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельностью, к обучению грамоте, математике"

В работе дается подробный анализ о проведениее диагностики в 1 классе по теме"Уровень сформированности у первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельности....

Роль родителей в освоении детьми образовательной программы

Информационный буклет для родителей.Рекомендации, как помочь первокласснику успешно адаптироваться в школе и без проблем осваивать основную образовательную программу, а также признаки, по которым можн...

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...

Презентация «Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»

laquo;Реализация регионального компонента  в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»......