Занятие № 13 по внеурочной деятельности РПС "Обучение поиску закономерностей" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ковалева Светлана Владимировна

Занятие № 13 по внеурочной деятельности РПС "Обучение поиску закономерностей" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учитель

Ковалева Светлана Владимировна

Предмет

Развитие познавательных способностей (Математика)

Класс

Дата проведение

20.01.2021

Тема

Обучение поиску закономерностей

Педагогическая технология (ведущий прием)

Технология проблемного обучения

Цель урока

Развитие логического мышления на основе системы развивающих заданий

Этапы урока*

Технология проведения

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный этап.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения, вас сегодня ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Личностные УУД

Определять под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

«Мозговая гимнастика» 

Показывает упражнения.

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

3. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения)

Выполняют упражнения

1.Голова медленно качается из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи..

2.Рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

3.

Актуализация знаний.

Организует самостоятельную работу. Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «плюс», если затрудняетесь ответить – «минус».

Организует работу по проверке правильности выполненного задания.

- Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А кто нашел ответ на этот вопрос? (проверка)

1. Что путешествует по свету оставаясь все время в одном углу? (МАРКА)

2. Ношу их много лет, а счета им не знаю. Что это? (ВОЛОСЫ)

3. У меня сестер и братьев поровну. А у моей сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько нас? (ТРОЕ: ДВА БРАТА И СЕСТРА)

4. Детёныш верблюдицы? (ВЕРБЛЮЖОНОК)

5. Имя медвежонка по прозвищу Пух? (ВИННИ)

Напоминает о необходимости оценить выполненную работу.

- Кто смог ответить на все вопросы?

А у кого возникли трудности?

Я думаю, в следующий раз вы обязательно справитесь.

Отвечают на вопросы.

Проверяют свои работы.

Оценивают

выполнение работы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться давать оценку своей деятельности.

4.

Тренируем логическое мышление

Учитель зачитывает задания

Задание №1.

Выбери нужную фигуру из шести пронумерованных.

Задание №2.

Вставь вместо точек слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например: КИПА (РИС) УНОК

ВАМ (ПИР) АТ

ВОС (ТОК) АРЬ

НА (ВОЗ) НЯ

ДРА (КОН) УРА

КОВ (БОЙ) НЯ

ПО (РОГ) АТКА

Задание №3. Прочитай анаграммы. Какая по смыслу подходит к данному значку. Напиши рядом с вопросительным знаком.

ДОЖДЬ =                    СУАРП ______ (парус)

МОРЕ =                      ЧУТА _______ (туча)

ЛОДКА =                    ЯЛЖП ____ (пляж)

? _________ =

РИСОВАНИЕ =           ИНОХОК___(охотник)

ПЕНИЕ=                    ДОЖКИНУХ (художник)

СТРЕЛЬБА =                    ЦЕВЕП (певец)

? _________ =

 

ШПРИЦ =               ВЯЗОПКА _____( повязка)

ГРЕЛКА =                ЛОУК _______(укол)

БИНТ =                БАТТЕЛАК _____(таблетка)

? _________ =

Задание № 4

Вставьте пропущенное  число.

42   (44)   38                    651   (331)   342

23   (55)   28                   449    (324)    523

(Закономерность: в левом столбике: разность между числами, стоящими вне скобок, нужно умножить на 11.

В правом столбике: сумму чисел, стоящих вне скобок, разделить на 3.)

Задание № 5

Слово в скобка в верхнем ряду каждого задания образовано из двух рядом стоящих. Пойми закономерность и выпиши недостающее слово в скобках нижнего ряда.

КАТЕР (БУЛКА) БУЛЬВАР

АКТЁР (КУЛАК) КУЛОН

ШЕПТУН  (ПЕШКА)  КАНАЛ

МУСКАТ (НАРОД) КАБЕЛЬ

Дети выполняют задания устно

Оценивают

выполнение работы.

Регулятивные УУД:

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться давать оценку своей деятельности.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор информации.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

с помощью учителя.

5.

Веселая переменка

Показывает упражнения.

Физминутка «Веселая переменка»

Сядьте прямо на стуле. Дотроньтесь вначале левой рукой до правого уха, а правой – до левого. А теперь поменяем руки, переведем левую руку на правое плечо, правую – на левое; поменяли руки. Дотронулись до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени – талия – плечи – уши.

Выполняют упражнения.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

6.

Логическо-поисковые задания

Организует самостоятельную работу учащихся в группах по 4 человека.

1)Поставь вместо букв такие цифры, чтобы равенство оказалось верным. (Одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры, разные буквы – разные цифры)

БЕДА НИТКА НАУКА

ЕДА +НИТКА + УЧЕБА

+ ДА ТКАНЬ РАБОТА

А

8 8 8 8

2)Подберите слово, которому могут предшествовать любые из букв слева.

ЗА

ПО

У

ВЫ                                  ( БОР )

ТА

ОТ

                             

Организует проверку на доске.

Напоминает о необходимости оценить выполненную работу.

Организует самостоятельную работу учащихся в парах.

Контролирует правильность выполнения.

Организует фронтальную работу по проверке.

Напоминает о необходимости оценить выполненную работу.

Работают в группах по 4 человека.

Проверяют свои работы, пользуясь образцом на доске.

Оценивают

выполнение работы.

Работают самостоятельно в парах.

Проверяют свою работу.

Оценивают   выполнение работы.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

7.

Нестандар

тные задачи 

Организует самостоятельную работу учащихся с последующей проверкой, демонстрацией ответа.

Задание 1

Майя и Кира вместе весят 40 кг, Кира и Соня – 50 кг, Соня и Дина – 80 кг, Дина и Галя – 70 кг, Галя и Майя – 80 кг. Сколько весит каждая из девочек?

Организует коллективное обсуждениие.

Помогает принять решение о ходе решения задачи, использует схемы на доске.

Напоминает о необходимости оценить выполненную работу.

Задание 2

Для перенумерования страниц книги (со второй страницы до последней) потребовалось ровно 100 цифр. Сколько страниц в этой книге?

Самостоятельно находят решение задачи, записывают ответ, участвуют в проверке.

1)Как видно из условия задачи, в парах имя каждой девочки используется дважды. То есть, если сложить вес всех перечисленных пар, то получим удвоенный вес всех девочек 40+50+60+70=300 (кг) – удвоенный вес девочек. 300:2=150 (кг) – весят все девочки вместе.

Теперь можно узнать вес девочки, например, Дианы. Для этого сложим вес тех пар, где нет веса Дианы:(Кира и Соня + Галя и Майя)

50+80=130 (кг) – весят Кира, Соня, Галя, и Майя вместе.

150-130=20 (кг) – весит Диана.

Теперь можно узнать, сколько весят остальные девочки:

60-20=40(кг) – весит Соня

50-40=10 (кг) – весит Кира

40-10=30 (кг) – весит Майя

80-30=50 (кг) – весит Галя.

ПРОВЕРКА

10+20+30+40+50=150 (кг) – все правильно!

ОТВЕТ

Галя – 50 кг, Соня – 40 кг, Майя – 30 кг, Дина – 20 кг, Кира – 10 кг.

 2)Итак, на первые 9 страниц потребовалось 8 цифр (так как на первую страницу номер не ставят). Остальные 92 цифры потребовались на двузначные номера, то есть на 46 страниц

92:2=46 (страниц) книги

Значит, в книге

9+46=55 (страниц)

.ОТВЕТ

В книге 55 страниц.

Выдвигают свои версии хода решения; Решают задачу.

Оценивают выполнение работы.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Рефлексия

Организует подведение итогов.

- Вы сегодня молодцы!

Справились со всеми заданиями.

Кто может положиться на своё логическое мышление?

Кто не допустил ошибок?

Оцените свою работу, если вы считаете, что неплохо потренировали сегодня своё логическое мышление - нарисуйте веселого смайлика, если в чём-то на ваш взгляд ваша тренировка не удалась – смайлика задумчивого.

Подводят итоги занятия.

Поднимают тот смайлик, который нарисовали.

Личностные УУД:

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс

Тема: Кто нас окружает в школе? Цели:   - расширять и конкретизировать представления о профессии  библиотекарь;            - спос...

Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс

Занятие по внеурочной деятельности "Мир профессий" 1 класс...

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...

Занятие по внеурочной деятельности. Занимательная математика. 1 класс

Занятие по занимательной математике интеллектуальное напрвление. тема"Выделение заданной фигуры из множества фигур на чертеже. составление заданной фигуры из других". здесь представлен ход занятия....

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Культурные растения" 1 класс

Разработка занятия для учеников 1 класс для организации внеурочной деятельности сс использованием презентации на тему "Культурные растения"...

Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» в 3 классе по теме З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).

   Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3-4 КЛАССАХ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕЛЕШИНСКАЯ СОШ НА ТЕМУ: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУТОНА ТЮЛЬПАНА »

Цветы — самое скромное и красивое украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. К великому сожалению, живые цветы не дол...