технологические карты по математике
план-конспект урока по математике

Воронкина Ольга Владимировна

технологические карты по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_b.docx113.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 «Б» классе (УМК «Школа России»)

Учитель: Сакович Елена Александровна

Студентка: Воронкина Ольга Владимировна

Методист: Шлапак Ирина Александровна

Дата проведения: 21.04.2023 г.

Тема

«Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида «󠆯+8; +9».

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида +8; +9»; развивать вычислительные навыки учащихся, развивать умения решать задачи изученных видов.

Тип урока

Изученного нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток вида +8; +9»;, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

Личностные результаты

Развивать целостное восприятие окружающего мира; демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развивать навыки сотрудничества

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку с доски или контрольного листа; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; представлять цепочки объектов и явлений; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство.

Коммуникативные: совершенствовать умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Основные понятия и термины

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, десяток, сложение с переходом через десяток

Методы, формы работы

Фронтальная, индивидуальная; словесный, практический, наглядный.

Образовательные ресурсы

м/м презентация, учебник «Математика» …., рабочая тетрадь, карточки для рефлексии, демонстрационный материал.

Технологическая карта урока математики

Этапы урока.

Цель

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: приветствие; эмоциональный настрой; проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учащихся.

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. Зовут меня Ольга Владимировна. Тихонько садитесь.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

- Ребята, проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь и письменные принадлежности.

Приветствует учащихся; эмоционально настраивает обучающихся на работу; проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя; эмоционально настраиваются на урок; проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

II. Мотивационно-целевой этап

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Дидактическая игра «Сбор грибов»

Определение темы и задач урока 

- Ребята, представим, что мы грибники. Мы идём в лес и нам нужно собрать много грибов и положить их в вёдро. Нужно решить примеры на грибах, чтобы их собрать и положить в ведёрко.

8 + 4 =            7 + 6 =

6 + 5 =          9 + 2 =

- Ребята, а мы можем решить примеры 8+8= , 9+9= ? (Нет, не можем)

- А раньше мы решали такие примеры? (Нет, не решали)

- Ребята, как вы думаете какая у нас сегодня тема урока? (Прибавление 8 и 9)

- А какие задачи мы поставим перед собой? (Научиться решать примеры +8; +9)

Проводит дидактическую игру «Сбор грибов» для подведения учащихся к теме урока.

Играют в дидактическую игру «Сбор грибов». Слушают учителя. Формулируют тему и задачи урока.

III. Актуализация опорных знаний

Цель: подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

Устный счёт

Решение примеров с окошками.

Сл. 1.

- Ребята, обратите внимание на доску. Сейчас вам необходимо заполнить окошки.

 + 5 = 13

- К какому числу нужно прибавить 5, чтобы получить 13? (8)

9 +  = 16

- Какое число нужно прибавить к числу 9, чтобы получить 16? (7)

 + 6 = 12

- К какому числу нужно прибавить число 6, чтобы получить 12? (6)

7 +  = 11

- Какое число нужно прибавить к числу 7, чтобы получить 11? (4)

 + 4 = 13

- К какому числу нужно прибавить 4, чтобы получить 13? (9)

8 +  = 15

-Какое число нужно прибавить к числу 8, чтобы получить 15? (7)

- Молодцы ребята!

Организует работу учащихся по решению примеров с окошками. (примеры с переходом через десяток.)

Решают примеры с окошками.

Работа с фигурами.

Сл. 2.

 

- Обратите внимание на слайд. Что вы видите? (геометрические фигуры)

- На какие две группы мы можем разделить представленные фигуры? (розовые и голубые фигуры, фигуры с углами и без углов)

- А на какие две группы мы можем разбить розовые фигуры? (фигуры с углами и без углов)

- А на какие две группы мы можем разбить голубые фигуры? (фигуры с углами и без углов)

- А на какие две группы мы можем разбить фигуры с углами? (на розовые и голубые фигуры)

- А на какие две группы мы можем разбить фигуры без углов? (на розовые и голубые фигуры)

- Ребята, а как называются фигуры, у которых есть углы? (многоугольники)

- А как именно называются многоугольники, представленные на слайде? (четырёхугольники и треугольники)

- А почему они так называются? (потому что у треугольника три угла, а у четырёхугольника четыре угла.)

Организует выполнение учащимися задания с фигурами.

Выполняют задание с фигурами под руководством учителя, сравнивают и анализируют.

Работа с логическими задачами.

- А сейчас вам необходимо решить задачи.

- На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов стало? (Три стакана, потому что, Костя поставил стакан обратно на стол)

- Красное яблоко тяжелее жёлтого, а жёлтое тяжелее зелёного. Какое яблоко самое тяжёлое? (Красное, потому что красное тяжелее жёлтого, а жёлтое тяжелее зелёного, то красное тяжелее и зелёного)

Организует работу по решению логических задач.

Решают логические задачи.

IV. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Решение примеров.

Работа по учебнику, с.71

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Запишем первый пример, который мы не смогли решить в начале урока.

8+8=

- Будем прибавлять по частям. Сколько нужно прибавить к восьми, чтобы получить десять? (два)

8+2+6=

- А сколько нам осталось прибавить? Почему? (шесть, потому что 8 – это 2 да 6)

- Сколько у нас получилось? (16)

8+2+6=16

- Значит, если к восьми прибавить восемь, сколько у нас получится? (16)

8+8=16

- Запишем второй пример, который мы не смогли решить в начале урока.

- Будем прибавлять по частям. Сколько нужно прибавить к девяти, чтобы получить десять? (один)

- А сколько нам осталось прибавить? Почему? (восемь, потому что 9 – это 1 да 8)

- Сколько у нас получилось? (18)

- Значит, если к восьми прибавить восемь, сколько у нас получится? (18)

- Откройте учебник на странице 71-ой. Обратите внимание на примеры в красной рамочке, это примеры, которые мы с вами сейчас решали. дома вам нужно будет выучить их наизусть.

- Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получить 16? (8)

- Какие числа нужно сложить, чтобы получить 17? (8 и 9)

- Какие одинаковые слагаемые в сумме дают 18? (9 и 9)

Организует работу по решению примеров.

Организует работу с правилом.

Решают примеры.

Слушают учителя. Выполняют работу с правилом.

Физминутка.

-Ребята, пришло время отдохнуть. Выходим все из-за своих рабочих мест, смотрим на меня и повторяем все за мной.

Поднимает руки класс—

Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)

Повернулась голова —

Это «два». (Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри -

Это «три».(Приседания.)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать —

Это «пять». (Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть». (Ходьба на месте.)

Осуществляет профилактику переутомления

Повторяют упражнения за учителем

V. Закрепление изученного материала.

Цель: усвоить новые знания и способы действий; первичная проверка понимания

Решение задачи №2.

- Отступили одну клеточку вниз. Записали слово «задача».

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитайте задачу вслух.

- О чём говорится в задаче? (О бензине)

- А что говорится о бензине? (Было 9 л бензина, залили ещё 10 л и израсходовали 10 л)

- Что надо узнать? (Сколько литров бензина осталось в баке)

- Значит какие слова возьмём для краткой записи? (Было, залили, израсходовали, осталось)

- Слово «было» обозначим заглавной буквой Б.

- Слово «залили» обозначим заглавной буквой З.

- Слово «израсходовали» обозначим Изр.

- Слово «осталось» обозначим Ост.

- От слова задача отступите одну клеточку вниз и одну клеточку от левого края. Запишите заглавную букву Б. Отступите одну клеточку вниз. Запишите заглавную букву З. Отступите одну клеточку вниз. Запишите Из. Отступите одну клеточку вниз. Запишите Ост.

- Итак, сколько литров бензина было в баке? (9 л)

- Запишите 9л.

- Сколько литров бензина ещё залили в бак? (10 л)

- Запишите 10л.

- Сколько литров бензина израсходовали на поездку в город? (10 л)

- Запишите 10л.

- Что нам нужно найти? (Сколько литров осталось в баке)

- Обозначим знаком вопроса на краткой записи.

- Повторите задачу по краткой записи.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет, потому что нам не известно, сколько литров бензина стало после заправки)

- А мы можем это узнать? Каким действием? (Да, нужно к 9 прибавить 10, получится 19)

- А теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Почему? (Да, потому нам известно сколько литров бензина стало после заправки и сколько израсходовали)

- Каким действием? (Нужно из 19 вычесть 10, получится 9)

- Сколько действий в задаче? (2)

- Что найдём первым действием? (сколько литров бензина стало после заправки)

- Что найдём вторым действием? (Сколько литров осталось в баке)

- Запишем решение задачи по действиям.

- Какой пример запишем первым? (9 + 10)

- Сколько получилось? (19)

- Что запишем в скобках? (л)

- Какое запишем пояснение. Что мы нашли этим действием? (Сколько литров осталось)

- Какой пример запишем первым? (19 - 10)

- Сколько получилось? (9)

- Что запишем в скобках? (л)

- Прочитайте вопрос задачи про себя.

- Прочитайте вопрос задачи вслух.

- Какой ответ мы запишем? (Ответ: 9 литров бензина осталось в баке.)

Предлагает решить задачу, объясняет выполнение задания, осуществляет контроль

Решают задачу, выполняют краткую запись

Решение примеров №1.

- Ребята, отступим от написанного 1 клеточку вниз, 9 клеточек в право. Запишите №1.

- Будем решать примеры с проговариванием,  по цепочке.

- Примеры запишем в два столбика.

5+5=10        7+8=15

5+6=11        5+9=14

6+6=12        9+5=14

6+7=13        4+7=11

7+7=14        7+4=11

Предлагает решить примеры, объясняет выполнение задания, осуществляет контроль

Решают примеры по цепочке.

Решение задачи №3.

- Отступили одну клеточку вниз. Записали слово «задача».

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитайте задачу вслух.

- А с какой величиной связана эта задача? (с массой)

- А какие единицы массы мы встретили в задаче? (килограммы)

- О чём говорится в задаче? (О тыкве)

- А что говорится о тыкве? (масса тыквы 6 кг, одна покупательница взяла 2 кг тыквы, а другая 1 кг)

- Что надо узнать? (Сколько килограммов тыквы ещё не продано)

- Значит какие слова возьмём для краткой записи? (Было, продали, осталось)

- Слово «было» обозначим заглавной буквой Б.

- Слово «продали» обозначим заглавной буквой П.

- Слово «осталось» обозначим Ост.

- От слова задача отступите одну клеточку вниз и одну клеточку от левого края. Запишите заглавную букву Б. Отступите одну клеточку вниз. Запишите заглавную букву П. Отступите одну клеточку вниз. Запишите Ост.

- Итак, сколько килограммов тыквы было? (6 кг)

- Запишите 6 кг.

- Сколько килограмм тыквы продали? (2 кг и 1 кг)

- Запишите 2 кг и 1 кг.

- Что нам нужно найти? (Сколько килограммов тыквы ещё не продано)

- Обозначим знаком вопроса на краткой записи.

- Повторите задачу по краткой записи.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет, потому что нам не известно, сколько всего килограмм тыквы продали)

- А мы можем это узнать? Каким действием? (Да, нужно к 2 прибавить 1, получится 3)

- А теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Почему? (Да, потому нам известно сколько всего килограммов тыквы продали)

- Каким действием? (Нужно из 6 вычесть 3, получится 3)

- Сколько действий в задаче? (2)

- Что найдём первым действием? (сколько всего килограммов тыквы продали)

- Что найдём вторым действием? (Сколько килограммов тыквы ещё не продано)

- Запишем решение задачи по действиям.

- Какой пример запишем первым? (2 + 1)

- Сколько получилось? (3)

- Что запишем в скобках? (кг)

- Какое пояснение напишем? Что находили этим действием. (Всего продали)

- Какой пример запишем первым? (6 - 3)

- Сколько получилось? (3)

- Что запишем в скобках? (кг)

- Прочитайте вопрос задачи про себя.

- Прочитайте вопрос задачи вслух.

- Какой ответ мы запишем? (Ответ: 3 килограмма тыквы ещё не продано.)

Предлагает решить задачу, объясняет выполнение задания, осуществляет контроль

Решают задачу, выполняют краткую запись

VI. Самоконтроль и самооценка.

Работа по карточкам

- У вас на столах лежат карточки с заданиями. Подпишите свою фамилию и имя. Прочитайте внимательно задания и запишите необходимые числа в пустые клеточки.

Ф.И._______________________________

6+ … =10          9+ …=10        

9+ … =10          9 = 4+ …

7+ … =10          8 = 2+ …      

8+ … =16          18 = 9 + …

Сл. 3 (для самопроверки)

Организует работу по карточкам.

Выполняют работу по карточкам.

VII.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: провести анализ проделанной работы,

рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

Беседа

Рефлексия

- Чему мы научились сегодня на уроке? (Научились решать примеры +8; +9)

- Какие примеры вы сегодня решали на уроке? (примеры +8; +9)

-У каждого из вас на партах лежит листочек с изображением лестницы (3ступенек) – лестница успеха.

-Вы должны будете поставить галочку на той ступеньке, на которой считаете нужным:

Верхняя ступенька - если вы справились со всеми заданиями отлично.

Средняя ступенька – если вы считаете, что вы справились со всеми заданиями на уроке хорошо

Нижняя ступенька -  если вы не справились с заданиями на уроке.

- Урок окончен. Всем спасибо, до свидания!

Подводит итоги., мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты.

Учитель: ________________ Сакович Е.А.

 Методист: ______________  Шлапак И. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....

Технологическая карта урока математики "Как в математике применяют союз "и" и союз "или" (4 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

Цель урока: рассмотрение строгого логического смысла союзов «и», «или» при построении математических предложений, формирование представления о двойном неравенстве.Задачи урокаД...