Конспект урока по математике "Умножение многозначного числа на однозначное", система Л.В. Занкова, 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Тарасевич Ольга Сергеевна

Цель: сформировать способность к умножению многозначного числа на  однозначное; вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike_umnozhenie_mnogoznachnyh_chisel.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Умножение многозначного числа на однозначное.

Цель темы

 Сформировать способность к умножению многозначного числа на  однозначное; вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Обучающиеся научатся:

- умножать многозначные числа на однозначные числа в столбик.

Личностные:

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношении к школе;

Регулятивные:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

 Умение оформлять свои мысли в устной форме;

Тип урока

ОНЗ

Ресурсы

Система Л.В. Занкова Учебник Математика 3 кл., автор Л.Г. Петерсон, пособие к учебнику, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация

Математика – королева наук!

Без неё не летят корабли,

Без неё не поделишь ни акра земли,

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,

Что почём, не узнаешь,

А узнав, не поймёшь!

Личностные:

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

Актуализация знаний

УЗУ: Провести  математический диктант.

УЗу: Ребята, давайте выполним математический диктант.

ПЗ: Для этого, посмотрите на слайд и ответьте на  мои вопросы.

СУЗ:

- Множители 9 и 3, найди произведение.

 

- 5 умножили на 3 и получили

 - Делимое 24, делитель3. Найди частное.

 

- На какое число надо умножить 3, чтобы получилось 27?

 

- Число 6 увеличь в 4 раза.

 

- Число 48 уменьши в 8 раз.

 

- Во сколько раз число 49 больше, чем число7?

- Найди произведение 8 и 4.

КВ: Проверка заданий на слайде.

ИВ: Молодцы ребята, это нам пригодится на нашем сегодняшнем уроке.

- 27

- 15

- 8

- 9

- 24

- 6

- 7

- 32

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Постановка целей и задач урока

УЗУ: Сообщить цели и задачи урока учащимся, настроить их на работу.   

УЗу: Сейчас мы попробуем определить тему нашего урока.

ПЗ: Для этого, давайте решим примеры.

СУЗ:

http://festival.1september.ru/articles/413910/Image291.gif http://festival.1september.ru/articles/413910/Image292.gif http://festival.1september.ru/articles/413910/Image293.gif http://festival.1september.ru/articles/413910/Image294.gif http://festival.1september.ru/articles/413910/Image295.gif

Проверка. Анализ примеров.

- Что заметили при решении этих примеров.

-  Пишу на доске новый пример: 576 х 9

- Найдите сходство и отличие этого примера от уже решенных.

- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?

КВ: По правильности ответов детей.

ИВ:

- Вы не только узнаете, как умножаются эти числа, но и составите алгоритм такого умножения. Но вначале давайте рассмотрим различные приемы умножения многозначного числа на однозначное.

- 1. 1-й множитель увеличивается, а второй всегда 9, результат (произведение) тоже увеличивается.

 2. Умножение двузначного числа на однозначное.

3. При умножении круглого числа на нуль не умножали, а нуль просто сносили.

- 1. Умножали на 9

2. Умножение трехзначного числа на однозначное.

- Умножение многозначного числа на однозначное.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные:

Принимать участие в работе класса, делать выводы.

Восприятие

УЗУ:

УЗу:

ПЗ: Для этого давайте откроем учебник на стр. 1.  №1.

СУЗ: Используя рисунок, объясни смысл равенства:

            d        (a + b +c) * d = a * d + b * d + c * d

a

b

c

- Что вы видите под заданием № 1. Прочитайте задание.

- Объясните запись рядом с прямоугольником.

 

- Какой способ умножения нам дает данное выражение.

- Как его можно прочитать.

- Вернемся к нашему примеру: 576 х 9

- Расскажите, как можно умножить трехзначное число на однозначное?

- Итак, как же вы умножили трехзначное число на однозначное?

- Удобна ли такая запись?

- Посмотрим на следующую запись (2 столбик)

   

   576

*     9

     54

   630

 4500

 5184

- Как получили слагаемые суммы?

- А почему вычеркнули нули?

- А теперь сравните запись умножения во 2 и 3 столбике. Какая из них удобнее?

- Объясните эту запись.

- Что сейчас мы с вами сделали?

- Будет ли он отличаться, если будем умножать на 4,5 - значное число.

- Какое математическое свойство помогло создать прием умножения числа в столбик?

- Прямоугольник, который разбит на 3 части.

- Чтобы найти S данного прямоугольника, сложим ширину каждого из них и умножим на длину. Можно ширину каждого умножить на длину, а потом результаты сложить.

- Умножение суммы на число.

- Чтобы умножить сумму на число, умножим на это число каждое из слагаемых, а результаты сложим.

- Число 576 разбивается на удобные слагаемые (500+70+6) 9 и вычисляется по частям.

500 9+70 9+69 = (4500+630+54) =5184

- Перемножили на 9 разрядные слагаемые числа 576 и результаты сложили.

- Нет

 

- 6 единиц умножили на 9, получили 54.

Потом 7 десяток умножили на 9, получили 630.

Затем 5 сотен умножили на 9, получили 4500

Результаты сложили.

- Они не изменяют значение суммы.

-В 3- м

- 1. Сначала умножаем единицы

2. Единицы пишем под единицами,

десятки запоминаем.

3. Умножаем десятки.

4. Прибавляем десятки, которые запомнили.

5. Пишем под десятками, а сотни запоминаем

6. Умножаем сотни

7. Прибавляем сотни, которые запомнили

8. Записываем сотни.

- Записали алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.

- Нет

- Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.

Регулятивные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Физкультминутка

 Напишите носом и подбородком цифры от 1 до 10.

Цифры должны получаться максимально высокими и широкими.

Знают в мире люди все 22 (четыре)

Руки все (пошире)

2*3 (конечно шесть)

Сколько раз надо присесть

Четырежды два все скажем (8)

И похлопаем в ладоши.

Хорошо мы все считаем и урок наш продолжаем.

 

Осмысление

 УЗУ: Решение примеров (с комментированием).

УЗу: Ребята, давайте сейчас решим примеры.

ПЗ: Для этого, посмотрите на страницу 1, №3.

СУЗ: а)

   329         906            5706

       5            4               5

б)  824        407        3087

          8            7              6

ОРД: Работать будем у доски. Один ученик записывает у доски, другие решают примеры у себя в тетрадях.

КВ: По правильности выполнения решений примеров.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Закрепление

 УЗ№1: «Составление схемы задачи».

УЗУ: Составление схемы к задаче, правильно сформулировав условие и вопрос задачи.

УЗу: Ребята, сейчас мы с вами  решим задачу и составим к ней схему.

ПЗ: Для этого, откройте страницу 2, № 5.

СУЗ: На экскурсию в город Суздаль купили 4 детских билета по цене 835 руб. и 5 взрослых билетов по цене 1216 руб. Сколько сдачи даст кассир, если в кассу заплатили 10000 руб.?

- О чем говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

- Что неизвестно в задаче?

- Что надо найти в задаче?

ОРД: Для начала все вместе разберем схему задачи. Потом один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетради.

КВ: Давайте проверим себя по образцу, представленному на слайде.

ИВ: Вы молодцы. Теперь мы с вами можем легко решить задачу по схеме.

УЗ№2: «Решение задачи».

УЗУ: Решить задачу, с опорой на схему.

УЗу: Ребята, давайте решим задачу.

СУЗ:

- Как нам узнать сколько стоит 4 детских билета, по цене 835 руб.?

- Как нам узнать, сколько стоит 5 взрослых билетов по 1216 руб.?

- Как нам найти стоимость взрослых и детских билетов вместе?

- Как мы узнаем, сколько сдачи дал кассир?

Составим выражение:

КВ: Каждый ученик выходит к доске и записывает выражение на доске. Учитель корректирует его ошибки вместе с учениками.

ИВ:

- В задаче говорится о покупке детских билетов и взрослых в город Суздаль.

- В задаче известно, что на экскурсию в город Суздаль купили 4 детских билета по цене 835 руб. и 5 взрослых билетов по цене 1216 руб. В кассу заплатили 10000 руб.

- В задаче неизвестно, сколько кассир даст сдачи.

- Сколько кассир даст сдачи. 

- Чтобы найти, сколько сдачи должен дать кассир, надо из всей суммы 10 000 руб. вычесть стоимость детских билетов и стоимость взрослых билетов. Но мы не знаем стоимость взрослых и стоимость детских билетов. Чтобы найти стоимость детских билетов, надо цену 835 руб. умножить на количество билетов 4.

  1. 835 ∙ 4 = 3340 (руб.) стоимость детских билетов.

                 3 1 2

х 835

      4

3340

- Чтобы найти стоимость билетов для взрослых, надо цену 1216 руб. умножить на 5.

  1. 1216 ∙ 5 = 6080 (руб.) стоимость билетов для взрослых.

    1    3

х 1216

        5

  6080

- Чтобы найти, стоимость взрослых и детских билетов вместе, мы должны стоимость взрослых и детских билетов сложить.

- Найдем, сколько стоят все билеты:

  1. 3340 + 6080 = 9420 (руб.) стоят все билеты.

+ 6080

  3340

  9420

- Теперь найдем, сколько сдачи должен дать кассир, для этого из количества денег внесенных в кассу 10 000 руб. надо вычесть стоимость всех билетов 9420 руб..

  1. 10 000 – 9420 = 580(руб.)

_ 10000

     9420

       580

- 10 000 – (835 ∙ 4 + 1216 ∙ 5) = 580 (руб.)

Ответ: кассир должен вернуть 580 рублей.

Познавательные: использование схемы при решении задачи;

Коммуникативные: использовать речь регуляции своих действий.

Итог

- Что нового вы сегодня узнали?

 - Какую цель ставили?

- Достигли ли вы цели? Как доказать?

- Как умножать многозначные числа на однозначные числа в столбик.

- Создать алгоритм  умножения многозначных чисел на однозначное число и научиться решать примеры с применением этого алгоритма.

- Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение многозначных чисел на однозначное число.

Регулятивные: сохранять учебную задачу, самостоятельно адекватно оценивать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

Конспект урока математики "Деление многозначного числа на однозначное число ( вида 312: 3)" 3 класс

Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ)Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида...

Конспект урока математики «Умножение многозначного числа на однозначное». УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс.

Цели деятельности учителя:Знакомство учащихся с алгоритмом умножения многозначного числа на однозначное; закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи.Планируемые  результаты...

Конспект урока математики "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока математики  в 4 классе на тему: "Деление многозначного числа на однозначное"...

Сценарий урока математики "Умножение многозначного числа на однозначное. Решение практических задач" 3 класс

Формирование математической, финансовой и читательской грамотности посредством решения учебно-практических задач...