урок математики в 3 классе. «Закрепление вычислительных навыков. Курская битва в фактах и цифрах»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Морозова Наталья Павловна

«Закрепление вычислительных навыков. Курская битва в фактах и цифрах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока математики

Учитель: Морозова Н. П. 

Предмет: математика

Класс: 3

Тема урока: «Закрепление вычислительных навыков. Курская битва в фактах и цифрах»

Тип урока:  закрепление изученного материала

Цели

Образовательные: закрепить вычислительные навыки  умножения и деления многозначных чисел, совершенствовать навыки  решения простых уравнений,   задач, решение заданий в тестовой форме.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, чувства патриотизма, уважения к старшему поколению; уважение к истории нашей страны, расширение знаний об истории Курской битвы.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

совершенствовать умения умножения и деления многозначных чисел, решения простых уравнений, развивать умения решать логические задачи.

Личностные:

 развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель и тему  урока с помощью учителя;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Алгоритм, множитель, произведение, делимое, делитель, частное, пробная цифра

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Л.Г. Петерсон  Математика: учебник для учащихся  3 классов общеобразовательных учреждений:  3 ч. – М.: Издательство «Ювента», 2016г.-80 стр.

1.карточки  для работы в парах;

2. задания для работы в группах

3.карточка самооценки;

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах

Используемые технологи:    технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии),  информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации  на тему: «Курская битва в фактах и цифрах» на всех этапах урока, тест, для выполнения обучающимися самостоятельной работы в электронном виде), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать  текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражен

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

1.Мотивация.

-Здравствуйте,ребята! Я приглашаю вас на урок математики.

Я желаю вам сегодня быть очень внимательными, точными, думающими.Что значит думать?

-Постараемся, чтобы сегодняшний  день принес вам что-то  новое.

-Думать, значит задавать себе вопросы

Способствует  созданию состояния психоэмоциональной стабильности, внешней мотивации.

Личностные:

формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

2.Актуализация опорных знаний

Математический диктант.

Цель: выявить  уровень знаний, определить типичные ошибки.

(по вариантам на карточках)

1 вариант:

- найди сумму чисел 466 и 235 (701);

- уменьшаемое 469, разность – 160, найди вычитаемое (309);

- число 18 увеличь в 8 раз (144);

- к частному чисел 100 и 5 прибавь 11 (31)

-Выпиши из каждого числа ту цифру, которая стоит на месте единиц (1941)

2 вариант:

- найди сумму чисел 438 и 263 (801);

- уменьшаемое 739, разность – 530, найди вычитаемое (209);

- число 26 увеличь в 4 раза (104);

- к частному чисел 100 и 5 прибавь 35 (55)

-Выпиши из каждого числа ту цифру, которая стоит на месте единиц (1945)

Взаимопроверка

- А сейчас я предлагаю вам поменяться тетрадями и сделать взаимопроверку

- Если, по вашему мнению, допущены ошибки, подчеркните эти ответы.

Проверка ( по эталону)

Как можно назвать полученные числа одним словом? (Целые числа)

- Дайте  характеристику числу, которое у вас получилось.

- Мы охарактеризовали эти числа с точки зрения математики, а с точки зрения истории вам эти числа ни о чём не говорят?

(1941 – 1945 даты начала и окончания ВОВ)

- На долю нашей Родины выпало много испытаний, но самым страшным, из них стала ВОВ.

22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Гитлер планировал молниеносную войну. Но  путь к победе для нашего народа  был очень долгим.

- Сколько дней длился этот путь?

Узнать это поможет нам магический  квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

413

218

474

567

569

374

630

979

195

  0

256

349

221

26

282

375

(Ответ: 1418 дней)  

- 1418 дней и ночей длилась ВОВ. За эти долгих 4 года погибли миллионы людей.  В истории раньше не было столько героев и столько подвигов, как на этой войне: люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись в партизанских отрядах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Летом 1943 году произошло главное военное событие Великой Отечественной войны – Курская битва

( 5 июля – 23 августа)  И чем дальше мы уходим от этого времени, тем более великой кажется эта победа. Именно она привела к стратегическому перелому в ВОВ.

Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции

(работают на карточках)

Обмениваются карточками и проверяют друг у друга правильность выполнения математического диктанта

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения.

Высказывают предположения.

Работают с магическим квадратом (выполняют задание в тетради)

(1418 дней и ночей)

Обеспечивает высокий уровень вовлеченности учащихся в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств.

Личностные:

-формировать потребность  в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

-умение задавать вопросы;

- формулирование собственного мнения.

Познавательные:

-поиск и выделение информации;

-умение  строить речевое высказывание;

-анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные:

-планирование своих действий;

-различение способа и результата действий;

3.Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока

Ребята, какую тему мы с вами изучаем уже несколько уроков?

-  А можем мы, используя наши знания по математике,  связать их с Курской битвой и узнать о ней более подробно в фактах и цифрах?

- А как мы это можем сделать на уроке математики?

- Для чего нам необходимо знать факты и цифры о войне и Курской битве?

- Для многих из нас это обычные числа и цифры, но, сколько  фактов они скрывают, сколько судеб стоит за ними. Поэтому нам так важно знать об этом и помнить.

-  Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Какова цель урока на ваш взгляд?

- Сегодня на уроке мы вспомним некоторые события того тяжёлого героического времени и, решая примеры и задачи, проделаем небольшую исследовательскую работу «Курская битва в фактах и цифрах»

- Будем работать по следующему плану:

  1. Продолжительность Курской битвы.
  2. Курская битва в фактах и числах.
  3. Танковое сражение.

- Я желаю вам справиться сегодня со всеми заданиями и одержать пусть маленькую, но свою победу.

- Давайте попробуем ответить на 1 пункт плана. Сколько дней длилась Курская битва?

  1. 5 июля 1943 г. началось одно из самых крупнейших сражений Великой Отечественной  войны – битва на Курской дуге, Завершилась Курская битва 23 августа 1943 г. победой Красной армии, которая оказала решающее влияние на дальнейший ход  Второй мировой войны. Сколько дней продолжалась Курская битва?

 

-50 дней и ночей  (с 5 июля по 23 августа) упорно отстаивали советские воины каждый оборонительный рубеж, уничтожая тысячи вражеских солдат и офицеров, сотни танков, орудий и другой боевой техники.

 Мы с вами переходим ко 2 пункту нашего плана

- Я предлагаю вам поработать в паре.

- Достаньте карточку работа в паре.

- Выполнив это задание, вы узнаете количество техники собранной Советским Союзом перед битвой на Курской дуге.

- Вам необходимо расшифровать это задание и вставить числовые данные в текст.

1) Т + 25 * 1000 + 4400 = П

2) 100 * 20 + 3100 = Т

3) П :10 + 250 = С

Т – танки и САУ

П – орудия и минометы

С – самолеты

- Чья пара готова, поднимите руки

- Прочитайте текст, который у вас получился

- Проверяйте

- У кого всё правильно поставьте  на карточке +

-Историческая  битва на Курской дуге продемонстрировала миру превосходство нашей армии в стратегическом руководстве. А разрабатывали стратегию наступлений нашей армии командующие фронтами.

- Выполнив следующее задание,  вы узнаете командующих фронтами, принимавших участие в Курской битве.

1 ряд – 690 : 3 * 20 – 450 + 850 = 5000

-Первое выражение – ответ 5000–Константин Константинович Рокоссовский, маршал, дважды герой советского Союза, командовал Центральным фронтом. (показ фотографии)

2 ряд (5381 – 2381) : 30 + 3273 -337 = 3000

 3000 – Иван Степанович Конев, маршал, дважды герой Советского Союза, командовал войсками Степного фронта, освобождая Белгород и Харьков.

3 ряд  1000– 120 * 8 + 9000 – 1040= 8000

- 8000 – Николай Фёдорович Ватутин, генерал армии, герой Советского Союза, командовал Воронежским фронтом

Умножение  и деление многозначных чисел

Высказывают свои предположения.

Определяют тему:

- Умножение и деление многозначных чисел. Закрепление вычислительных навыков. Курская битва в фактах и числах

Намечают цели урока:

(Закрепить алгоритм  умножения и деления многозначных чисел,  применять знания на практике, узнать больше об исторических фактах Курской битвы).

Предлагают варианты ответов. Объясняют свои действия.

Распределяют роли, выслушивают ответы, корректируют ответ товарища, если это необходимо

Перед Курской битвой Советский союз собрал танков  и САУ – 5100 штук, орудий и миномётов – 34500 штук, самолётов 3700 штук.

Выполняют проверку по образцу.

Используя алгоритм, выполняют самостоятельную работу. (ученик, который справляется с работой первым, берёт карточку со своим ответом и читает информацию о главнокомандующих фронтами)

Личностные:

-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

-формирование мотивов достижения;

-формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:

-формулирование собственного мнения (позиции);

-использование речи для регуляции своего действия,
построение монологического высказывания.

Регулятивные:

-принятие и сохранение учебной задачи;

-учёт правила в планировании и контроле способа решения;

-различение способа и результата действия.

4.Физминутка

5.Применение знаний и умений

- А сейчас я предлагаю вам решить задачу. (Фронтальная работа)

Я думаю вам будет интересно узнать, скольким курянам, участвующим в Курской битве присвоено звание Героя Советского Союза

Задача

За участие в Курской битве  100000 человек были награждены орденами и медалями разного уровня, героями Советского Союза  стали на 99820 человек меньше, из них куряне  составили 1/12 часть.

Сколько курян были награждены званием героя Советского Союза участвуя  в Курской битве?

-Мы переходим к третьему вопросу нашего плана.                                                                                                      

-   Сейчас первой группе предстоит разгадать кроссворд. Разгадав его,  вы  узнаете, как назывался план гитлеровского командования, в ходе которого предполагалось прорвать  оборону Курского выступа  с севера и юга  и отрезать город  Курск, а затем уничтожить располагавшиеся неподалеку советские армии.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Символ для записи чисел.        

2. Знак арифметического действия.

3. Часть прямой, ограниченная двумя точками.        

4. Результат сложения.

5. Прямоугольник, у которого все углы прямые.

6. Равенство, содержащее букву.

7. Математическое действие.

8. Делить на нуль…

Для второй группы у меня не менее интересное задание, выполнив которое,  вы узнаете, сколько танков участвовало с двух сторон  в сражении под Прохоровкой 12 июля 1943 года

(решить уравнение: х -700 = 160*5)

Развернувшееся на Курской Дуге крупное танковое сражение не имело себе равных за все время минувшей войны. В этом сражении приняли участие все пять наших танковых армий. С двух сторон в танковом сражении принял участие около 1500 танков.

 

Задание для 3 группы

Ожесточенные бои были не только на земле, но и в небе. В воздушных боях Курской битвы прославились многие советские летчики. Один из них Александр Горовец.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  –Решив цепочку действий, вы узнаете,                      сколько немецких самолетов сбил в одном бою Александр Горовец

         *100              * 2                     : 6                      : 2                   + 300

 

-       Александр  Горовец – посмертно удостоен звания героя Советского Союза.  Это единственный в мире летчик сбивший в одном бою 9 самолетов противника.

 Составляют совместно план решения задачи. Решение задачи у доски и в тетради

15 человек

Работа в группах

1группа разгадывает кроссворд.( Военная операция фашистов называлась «Цитадель»)

2 группа - решают уравнение

3группа - решают задание

Личностные:

-формировать потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

-умение задавать вопросы;

-формулирование собственного мнения.

Познавательные:

-поиск и выделение информации;

-умение  строить речевое высказывание;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-выдвижение гипотез;

-их обоснование;

Регулятивные:

-планирование своих действий;

-различение способа и результата действий;

внесение необходимых корректив в действие.

6. Итог урока. Рефлексия

Чему был посвящён урок?

Какую проблему мы затронули сегодня на уроке?

Какие факты, события, цифры вы запомнили?

- Какие знания по  математике нам  пригодились  на сегодняшнем уроке?

- Мы сегодня затронули лишь малую долю фактов и событий Курской битвы.

Мы будем продолжать исследовать Курскую битву на последующих уроках математики.

- Оцените свой вклад в достижении поставленных целей, свою активность

Карточка самооценки

  1. Довольны ли вы своей работой ( +, - )
  2. Я работал (нужное подчеркнуть) активно и не допускал ошибок, не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок
  3. Я научился (ась) выполнять действия с многозначными числами и могу помочь другому  +, - )
  4. Если вы считаете, что урок для вас прошёл плодотворно, с пользой поставьте +, если нет –

Вот такой сегодня получился урок из фактов и цифр о войне и Курской битве. А отрывок из стихотворения Э. Асадова пусть подведёт итог нашему счёту.

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: — запомните навек,
Что в сражениях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!
На восьми фронтах моей Отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днем — невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Всё сумел и одолел народ!

Заполняют карточку самооценки

Анализируют, делают выводы, определяют достижения целей на уроках

Оценивают работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к интегрированному уроку (математика+экология) 4 класс "Закрепление вычислительных навыков в пределах миллиона"

Интегрированный урок (математика + экология). В течении всего урока учащиеся закрепляют устные и письменные вычисления в пределах миллиона. Все задания связаны с природой, с экологическими проблемами....

«Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков»

Материал для 1-4 класса "Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков"Устойчивый познавательный интерес формируется разными средст...

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Урок математики 2 класс. Закрепление знаний по теме: Таблица сложения в пределах 20. Порядок действий в выражениях со скобками. Учитель начальных классов МОУ сош № 6 г. Щёлкова Мартынюк Татьяна Евгеньевна

Цели    и  задачи:   -совершенствование вычислительных навыков;-развитие умения соблюдать порядок действий в выражениях со скобками;-совершенствование умения с...

Конспект урока математики по теме: "Совершенствование вычислительных навыков"

"Дидактическая цель: совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач; закреплять навыки применения понятий “увеличить в…”, “уменьшить в…”:...