Урок по математике для 4 класса по теме "Деление на двузначное число. Пробная цифра."
план-конспект урока по математике (4 класс)

Цели: - сформировать умение делить многозначное число на двузначное в случае,

                          когда  пробная цифра частного не подходит с первого раза;

              - формировать навык умножения и деления многозначных чисел;

              - способствовать развитию мыслительных операций (анализ, сравнение,

                обобщение); 

              - воспитывать трудолюбие, любовь к природе.  

 Оборудование:  презентация, карточки с дифференцированным заданием,                

                                    таблица рефлексии, картинки пчёл, рисунок цветов, тетради,

                                    учебник, эталон решения выражения.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_v_4_klasse.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 1»

Конспект

урока математики

в 4 классе.

Разработала

учитель начальных классов

Соломко Л.Л.

Тема: Деление на двузначное число. Пробная цифра.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цели: - сформировать умение делить многозначное число на двузначное в случае,

когда пробная цифра частного не подходит с первого раза;

- формировать навык умножения и деления многозначных чисел;

- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, сравнение,

обобщение);

- воспитывать трудолюбие, любовь к природе.

Оборудование: презентация, карточки с дифференцированным заданием,

таблица рефлексии, картинки пчёл, рисунок цветов, тетради,

учебник, эталон решения выражения.

Ход урока.

Этап 1

Цели этапа.

Мотивация к учебной деятельности.

- мотивировать к учебной деятельности;

- определить содержательные рамки урока.

Этап 2.

Цели этапа.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем наш урок математики, который сегодня пройдёт под следующим девизом.

Слайд 1.

К новым знания стремимся, друзья!

Без открытий нам в жизни нельзя!

- Прочитайте его про себя. Марина, прочти, пожалуйста, вслух.

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

(открытию нового знания)

- Почему мы стремимся к новым знаниям?

- Как вы будете открывать новые знания?

(самостоятельно)

- Для чего на уроке нужен учитель?

(чтобы нам помогать, направлять нас)

- Чем мы занимались на предыдущих уроках?

(мы учились делить на двузначное число)

- Сегодня мы продолжим работу над этой темой и рассмотрим новые случаи деления.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового алгоритма, их вербальная, знаковая фиксация и обобщение;

- актуализация мыслительных и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

- мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;

- фиксация обучающимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Тест

Проверка теста

- Что нужно делать, прежде чем узнавать новое?

(повторить то, что знаем)

- Наше повторение пройдёт в виде теста, который мы затем проверим и оценим.

Вопросы теста появляются на слайдах. Я зачитываю каждый пункт, дети работают в тетрадях.

Слайд 2.

1. Как называется результат при делении?

а) произведение; б) частное; в) разность.

2. Между какими числами при счёте стоит число 45000?

а) 45001 и 45004; б) 44997 и 44999; в) 44999 и 45001

3. Какое число состоит из 8 единиц 2 класса?

а) 800; б) 8000; в) 8

Слайд 3.

4. Какое наибольшее четырёхзначное число можно записать с помощью цифр 1, 0, 8, 4?

а) 4801; б) 8401; в) 8410

5. Длина прямоугольника 40 см, а ширина в 2 раза меньше. Найдите площадь прямоугольника.

а) 800 см; б) 20 см²; в) 800 см²

6. Какое из утверждений верное?

а) ¼ часа – 12 минут; б) ½ суток – 12 часов; в) ½ года – 2месяца.

- А теперь проверим.

Слайд 4.

Ключ к тесту.

1-б. 2-в. 3-б. 4-в. 5-в. 6-б.

«5» - 6 правильных ответов.

«4» - от 4 до 5 правильных ответов.

«3» - 3 правильных ответа.

На доске:

23, 44, 70, 46, 24

70, 46, 44, 24, 23

Пчёлы

Работа с алгоритмом

Возврат к слайду 7

Пробное действие

Фиксация затруднения

Постановка цели обучающимися

Гимнастика для глаз.

- Кто ответил правильно на 6 вопросов, ставит себе отметку «5», на 4 или 5 вопросов – «4», на 3 вопроса – «3».

- Поднимите руку те, кто ответил на «5».

- Сегодня на уроке мы узнаем много интересных фактов об одном из насекомых. О ком, узнаете, найдя значение выражений.

Слайд 5.

4 • 8 – 27 : 3 6 • (89 – 83) + 8

6 • 7 +28 100 – 6 • 9

90 – (36 + 30

- Кто найдёт значение первого выражения, поднимает руку.

Ответы говорят несколько учеников. Если ответы одинаковые, я вешаю карточку с ответом на доску. Если значение выражения получается отличным, совместно решаем, приходим к единому мнению.

- Расположите числа в порядке убывания.

Выходит ученик к доске, переставляет карточки. Другой ученик выходит, переворачивает карточки, читает: «Пчёлы».

Слайд 6.

Картинка пчелы.

- Пчёлы – большие труженики. Мы сегодня будем трудиться, как пчёлки.

Слайд 7.

Примеры на фоне ульев:

1189 : 41 2688 : 32 3658 : 62

- Что это за интересные домики?

(это – ульи, в них живёт пчелиный рой – пчелиная семья)

- Пчёлы очень дружные. Трудолюбивые. Вот и мы сейчас дружно, быстро решим примеры. Что нам для этого надо сделать, чем воспользоваться?

(воспользоваться алгоритмом деления на двузначное число)

Ученики выходят к доске решают первые два примера, чётко проговаривая каждый шаг. Остальные пишут в тетрадях.

- Итак, каков же алгоритм деления многозначного числа на двузначное?

Дети по порядку называют каждый шаг алгоритма. Затем появляется слайд с алгоритмом, зачитывается.

Слайд 8

1. Найдём первое неполное делимое.

2. Определим количество цифр в частном.

3. Разделим первое неполное делимое.

4. Проверим пробную цифру частного.

5. Запишем первую цифру частного.

6. Найдём остаток (он должен быть меньше делителя).

7. Образуем второе неполное делимое.

8. Разделим полученное число. Запишем следующую цифру частного.

9. Найдём остаток (он должен быть меньше делителя).

10. Если найдена последняя цифра частного, назовём ответ, если нет – продолжим деление.

- Молодцы. А теперь попробуйте самостоятельно решить третий пример. Какое это задание?

(задание для пробного действия)

- С какой целью мы его выполним?

(чтобы понять, чего мы не знаем, и открыть новые знания)

- На выполнение задания вам даётся 1 минута.

- Кто не справился? У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать?

(не смогли выполнить это задание)

- Кто получил ответ?

- Среди результатов есть правильный ответ – 59. Кто не получил этот ответ? Что вы не смогли сделать?

(выполнить деление правильно)

- Кто получил правильный ответ? Чем вы пользовались?

(алгоритмом деления на двузначное число)

- Все ли шаги алгоритма подходят к данному выражению или у вас были затруднения?

(были затруднения)

- Чем это задание отличается от тех, которые мы выполняли на предыдущих уроках?

(тем, что пробная цифра частного подходит не с первого раза)

- Итак, у нас возникло затруднение?

(да)

- Чему мы должны научиться сегодня? Какая цель нашего урока?

(научиться выполнять деление в случаях, когда пробная цифра частного при делении не подходит с первого раза)

- Прежде чем учиться, решим задачу. Вы сейчас хорошо работали, были внимательны, смотрели в оба глаза. Давайте узнаем, сколько глаз у пчелы.

Слайд 9.

Пчела У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё раз пол столько. Сколько же глаз у пчелы?

Слайд 10.

У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.

- Перед дальнейшей работой поможем отдохнуть нашим глазкам. Наполним их энергией. Потрите сильно ладошки, до ощущения теплоты. Широко откройте глазки, приложите ладошки, почувствуйте, как глазкам становится тепло. (Повторяют до трёх раз)

Этап 3.

Цели этапа.

Выявление места и причины затруднения.

- восстановить выполненные операции и зафиксировать место затруднения;

- соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

- Какое задание вы выполняли, используя алгоритм?

(мы делили многозначное число на двузначное)

- В чём возникло затруднение?

(в подборе пробной цифры частного)

- Почему возникло затруднение?

(мы не знаем правила выполнения таких вычислений)

Этап 4.

Цели этапа.

Построение проекта выхода из затруднения.

- построить проект выхода из затруднения.

- Вы поняли, чего вы не знаете? Что вы сделаете теперь?

(самостоятельно будем открывать новое знание)

- Правильно, вы будете трудиться, как пчёлки. Но сначала один интересный факт.

Слайд 11.

Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа и заканчивается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 часов до 12. Во сколько раз больше работает пчела?

Краткая запись.

- Прежде чем начать работать, нужно поставить цель. Какую цель мы сейчас перед собой поставим?

(научиться выполнять деление, где пробная цифра частного с первого раза не подходит)

- Составим план действий.

Слайд 12.

#1057;оставить правило деления, когда пробная цифра частного не подходит.

#1042;ыполнить деление в соответствии с правилом.

Этап 5.

Цели этапа.

Реализация построенного проекта.

- организовать коммуникативное взаимодействие для реализации построенного проекта;

- зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

- организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия, и зафиксировать преодоление затруднения;

Уточнить общий характер нового знания.

Работа в группах

- Если пробная цифра частного не подходит, что надо делать?

(выяснить, другая пробная цифра будет больше или меньше исходной, взять нужную цифру, проверить, подходит ли она)

- Попробуйте осуществить это на практике, работая в группах. Выведите правило деления.

Дети решают пример 3658 : 62 = 59, работая в группах. Во время работы хожу по группам, направляя к составлению правила деления. После выполнения задания они представляют свои проекты, обсуждают их и выбирают наиболее оптимальный вариант.

Правило: Если пробная цифра частного при делении не подходит и при проверке получается число больше первого неполного делимого, то пробную цифру надо уменьшить и продолжить деление.

- Мы преодолели затруднение?

(да)

- Что мы можем делать с помощью данного правила?

(выполнять деление в случаях, когда пробная цифра частного не подходит с первого раза)

Этап 6.

Цель этапа.

Первичное закрепление.

- организовать усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Дифференциро

ванное задание

работа в парах

- Что мы должны сделать дальше?

(потренироваться)

Ученики выполняют №243 на стр. 50 (1 и 2 столбики) – фронтально у доски, с комментированием.

6 учеников в это время работают в парах, решая примеры, данные им на листочках.

Красный цвет – высокий уровень – 4 примера

Желтый цвет – средний уровень – 3 примера

Зелёный цвет – низкий уровень – 2 примера

2124 : 59(36) 1530 : 34(45) 5576 : 68(82) 1254 : 38(33)

Пара, выполнившая задание, поднимает «домик», им даётся эталон выполнения задания, они совместно проверяют себя, оценивают.

Этап 7.

Цели этапа.

Самостоятельная работа.

- проверить умение проверять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

- организовать рефлексию нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Взаимопроверка

- Вы очень хорошо поработали, как пчёлки. Оказывается…

Слайд 13.

1. За всю свою недолгую жизнь, протяжённостью в 2 месяца, пчела собирает несколько граммов нектара, а сколько – вы узнаете, решив пример 1050 : 7

#1042; состав мёда входит много полезных для здоровья человека веществ. Узнаете сколько, решив пример 4500 : 15

3. Чтобы нектар превратился в мёд, пчела, изготавливающая его, выпускает нектар изо рта и вновь проглатывает его. Сколько же раз она проделывает эту операцию?

7200 : 30

- После того как мы совместно решали примеры, что нам надо сделать?

(выполнить самостоятельную работу)

-Для чего?

(чтобы проверить себя)

- Решите самостоятельно № 243 на стр. 50 третий столбик.

После решения дети выполняют взаимопроверку по эталону решения, записанному на обратной стороне доски.

Этап 8

Цели этапа.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- выявить границы применимости нового знания,

- повторить алгоритм решения уравнения.

- Где на уроках математики мы встречаемся с делением многозначного числа на двузначное?

(при решении задач и уравнений)

- Решите уравнение х • 23 = 147 + 37

Дети решают уравнение, предварительно повторив алгоритм. Один ученик решает у доски.

Этап 9.

Цели этапа.

Рефлексия.

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных обучающимся;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- обсудить и записать домашнее задание.

-Какую цель вы ставили на уроке?

(научиться выполнять деление, когда пробная цифра частного не подходит с первого раза)

- Вы достигли поставленной цели?

(да)

- Докажите.

(мы выполнили самостоятельную работу)

- Как мы открывали новые знания?

(мы выполнили пробное действие, поняли, что мы не знаем и открыли новое знание)

- Оцените свою работу на уроке. Заполните таблицу рефлексии.

У каждого лежит напечатанная таблица. С помощью слайда объясняю, как работать.

Слайд 14

Таблица рефлексии.

1. Тема урока мне понятна

2. Я достиг цели урока.

3. Я справился с самостоятельной работой

4. Мне необходимо поработать над…

- Где вы можете ещё потренироваться?

(дома)

- Ваше домашнее задание стр.50 № 243 (4 ст), № 247.

Слайд 15.

Картинка пчёл

- О каком насекомом мы говорили?

(о пчеле)

- Что интересного о них узнали?

- Сейчас начало весны. Человеческому организму после зимы не хватает витаминов. Вы слышали об авитаминозе – нехватке витаминов. В пчелином мёде много полезных веществ, его надо употреблять в пищу. Он очень полезен.

- Кому понравился урок, посадите пчёлок на цветок. Урок окончен.

Таблица рефлексии.

1. Тема урока мне понятна

2. Я достиг цели урока.

3. Я справился с самостоятельной работой

4. Мне необходимо поработать над…

Таблица рефлексии.

1. Тема урока мне понятна

2. Я достиг цели урока.

3. Я справился с самостоятельной работой

4. Мне необходимо поработать над…

Таблица рефлексии.

1. Тема урока мне понятна

2. Я достиг цели урока.

3. Я справился с самостоятельной работой

4. Мне необходимо поработать над…

Таблица рефлексии.

1. Тема урока мне понятна

2. Я достиг цели урока.

3. Я справился с самостоятельной работой

4. Мне необходимо поработать над…

Таблица рефлексии.

1. Тема урока мне понятна

2. Я достиг цели урока.

3. Я справился с самостоятельной работой

4. Мне необходимо поработать над…

2

1

2

4

5

9

1

5

3

0

3

4

1

7

7

3

6

1

3

6

4

5

3

5

4

1

7

0

3

5

4

1

7

0

0

0

5

5

7

6

6

8

1

2

5

4

3

8

5

4

4

8

2

1

1

4

3

3

1

3

6

1

1

4

1

3

6

1

1

4

0

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 4 класс. Тема. Умножение на двузначное число

Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число"...

Урок математики. 4 класс «Письменное деление на двузначное число. Закрепление».

Урок нацелен на подготовку к контрольной работе по теме "Письменные приемы деления на двузначное число". В ходе урока, сопровождающегося презентацией и мультимедийным приложением к учебнику, отрабатыв...

Урок математики 3 класс "Приём устного деления двузначного числа на однозначное "

Урок математики 3 класс "Приём устного деления двузначного числа на однозначное "...

Конспект урока по математике 1 класс по программе Петерсон. Тема " Число ноль. Цифра ноль"

. Урок для 1 класса по программе Петерсон.  Основные аспекты урока: 1 Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.   2.Научить писать цифру...