Технологическая карта урока по математике по теме "Конкретный смысл действия умножения"
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Сформировать представление о новом арифметическом действии -умножении, раскрыть его смысл,как сложение одинаковых слагаемых.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе

по программе « Школа России»

на тему: « Конкретный смысл действия умножения»

Цели:

  • Сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл, как сложение одинаковых слагаемых.
  • Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.
  • Развивать логическое и творческое мышление, устойчивое внимание, память и математическую речь.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: экран и мультимедийная система, рабочие листы,

дерево, листья зелёные, жёлтые, красные,

индивидуальные карточки для дифференцированной работы /разного цвета/,

конверты с пазлами, картинки кота и совы.

Ход урока.

#1054;рганизационный момент.

-Доброе утро, ребята!

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

- Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, пожелайте удачи себе и друг другу!

Почему торжественность вокруг? (1 слайд)
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость – царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.

И не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

- Не зря Математику называют Царицей всех наук!

-Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть много ещё интересного, но и трудного, что можно открыть для себя.

- Как же мы с вами должны будем потрудиться?

Я постараюсь быть особенно внимательным, чтобы не упустить ничего важного.

Я постараюсь думать быстрее, чтобы одним из первых поднять руку для ответа на вопрос учителя.

Я постараюсь считать без ошибок.

(Быть внимательными, думать быстро, решать без ошибок)

-Эти слова мы и возьмём девизом к нашему уроку:

-Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно! (2 слайд) Приложение 1

- Математика пришла к нам не одна. Вместе с ней к нам пришли и её помощники. Один из них – Мудрая Сова.

-А живёт Мудрая Сова на дереве. /На доске/

-Что вы видите необычного на дереве? (белые листья)

- Мудрая Сова предлагает вам помочь оживить дерево, окрасить листья.

Зеленый лист – для тех, кто не сделал ни 1 ошибки, доволен своей работой.

Желтый лист – для тех, кто допускал неточности, кому нужно ещё поработать.

Красный лист – для тех, кто больше ошибался, кто недоволен своей работой.

От ваших открытий и решений зависит, насколько успешно вы работали на уроке.

#1040;ктуализация знаний и постановка проблемы.

-От девиза урока Думай быстро – Гимнастика для ума. Как называют такую работу? (Устный счёт)

1) -Первое слагаемое 14, второе слагаемое 8. Чему равна сумма? (22)

-Я задумала число, прибавила к нему 7 и получила 15. Какое число я задумала? (8)

- Какое число нужно прибавить к 11, чтобы получить 20? (9)

2) - Задача от Мудрой Совы:

Раз к крольчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк крольчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(10) (3 слайд)

- Как посчитали?

3) – Сова и Кролик приготовили для вас логическую задачу:

-На одной чаше весов 3 совы, на другой – 2 кролика. Весы находятся в равновесии. Сколько весит 1 сова? Сколько весит 1 кролик? (Сова весит 2 кг, Кролик – 3 кг). (4 слайд)

3) – Молодцы! Справитесь ли вы со следующим заданием?

4) - Проверим ваше внимание:

- Это друг Совы - Кролик. (5 слайд, 1 клик)

- Сколько хвостов у 1 кролика?

- Сколько ушей у 1 кролика?

- Сколько лап у 1 кролика?

2)Работа в рабочих тетрадях

Сова просит узнать:

1) Сколько ушей у 5 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? (5 слайд, 2 и 3 клик)

2+2+2+2+2

2) Сколько лапок у 3 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? (6 слайд, 1 клик)

4+4+4

- Какой способ действия использовали, чтобы это узнать?

СЛОЖЕНИЕ (на доске)

-Что общего в этих выражениях? (Способ действия – сложение, складывали одинаковые слагаемые) (7 слайд)

-Чем выражения отличаются? (Слагаемыми и их количеством)

3)-У вас на столах лежат рабочие листы. Положите их перед собой. Работаем в них, задание 1.

-Сколько глаз у 36 кроликов? Как найти? (8 слайд, 1 клик)

- Какое одинаковое слагаемое? Сколько раз повторяется? Почему я долго писала и не закончила?

- Что у вас вызвало удивление?

- Сложность задания – как короче записать решение.

-Можно ли с помощью таких записей ответить на вопрос? 36+2, 2+36. 36-2(Нет, это другой способ действия (9 слайд)

- Мы должны посчитать, сколько глаз у 36 кроликов, если у каждого кролика по 2 глаза.

- Наверняка, есть какой-то хитрый способ, который мы с вами ещё не знаем…

- Для удобства и краткости записи пользуются новым математическим действием.

(на доске)

- Знак умножения точка ( ∙ ) ( х ) (на доске)

#1057;ообщение темы урока.

- Попробуйте спрогнозировать тему урока. (Новое математическое действие – УМНОЖЕНИЕ) (10 слайд)

-С чем мы должны познакомиться? (Познакомиться с новым способом действия)

-Задайте 1 вопрос, начиная со слова ЧТО, а 2 – ЗАЧЕМ. (11 слайд)

(Что такое умножение? Зачем нужно умножение?) (12 слайд)

-Чему мы должны научиться? (Научиться выполнять арифметические действия, используя умножение)

-Кто может ответить на заданные вопросы? (Не хватает знаний)

-Ответим на эти вопросы в конце урока.

4. Решение проблемы.

1) -У каждой пары на столе лежит лист бумаги. На нём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе?

(На листе изображены точки)

-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (30)

-Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Обведите карандашом эти группы. Сколько групп получилось? (Получилось 6 групп)

-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?

(По пять сосчитать быстрее)

(Открытие!)

-При подсчёте видно, что удобнее - вести счёт по5.

- Запишем выражение на листе:

5+5+5+5+5+5=30

( получилось выражение из шести слагаемых, каждое из которых равно #1047;начит, сумма та же самая 30)

-Удобно ли так записывать? (Нет)

-Нужно придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых.

-Посмотрите на свои листочки и запись на них.

5+5+5+5+5+5=30

-Запишем иначе. Сначала запишем, по сколько точек группировали?

(По 5 точек)

-Далее поставим знак умножения (∙)

-Потом запишем, сколько раз по 5 у нас получилось? (6)

- Итак, мы по5 взяли 6 раз. У нас получилось выражение 5 ∙ 6=30

- Я показала вам знак, благодаря которому можно упростить запись суммы одинаковых слагаемых.

2)-Попытайтесь применить новый способ действия при решении следующей задачи.

На одной тарелке лежало 2 яблока. Сколько яблок лежало на 5 таких же тарелках? (13 слайд)

-Как сосчитать? Запишите (один на доске, остальные в тетради) (2+2+2+2+2=10)

-По сколько яблок было на тарелках? (по 2 яблока)

- Сколько было таких тарелок? (5 тарелок)

- Какие слагаемые? (одинаковые)

-Кто догадался, как записать решение с использованием нового способа действия?

По 2 яблока взять 5 раз 2 ∙ 5=10

3)- Вернёмся к рабочим листам. Мы пытались ответить на вопрос: Сколько глаз у 36 кроликов? Но так и не смогли этого сделать. Почему? (У нас получилась длинная неудобная запись)

- Но теперь мы знаем новый способ действия, который поможет нам упростить запись суммы одинаковых слагаемых.

- По сколько глаз у кроликов? (По 2)

- Сколько взяли кроликов? (36)

- Кто догадался, как записать решение с использованием нового способа действия?

(По два взять 36 раз 2 ∙ 36)

Физминутка «Пальчиковая гимнастика» (14 слайд)

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки.

1)- У лукоморья дуб зеленый, И днем и ночью…/Появляется на доске Учёный Кот/

Златая цепь на дубе том. Всё ходит по цепи кругом.

2) –Учёный Кот предлагает вам задание.

Читает ученик: (15 слайд)

В нашем доме беспорядок,

Не найдёшь у нас тетрадок.

В трёх шкафах по 6 тетрадок

Саша разбросал.

Сколько же всего тетрадок,

Кто бы посчитал?

- По сколько тетрадей в каждом шкафу? (по 6 тетрадей)

-Сколько шкафов? (3 шкафа)

-Запишите решение 6+6+6=18

-Кто готов записать решение новым способом?

6 ∙ 3 =18

-Почему мы смогли заменить сложение умножением? (Потому что слагаемые одинаковые)

-А учёный Кот составил такое равенство 6+6+3=6 ∙ 3

-Правильно ли он сделал? Почему? (Такой способ не работает, так как слагаемые не одинаковые)

-Всегда ли сложение можно заменить умножением? (16 слайд)

-Какое открытие мы сделали? (17 слайд)

-Что такое умножение? (Это сумма одинаковых слагаемых)

-Зачем нужно умножение? (Для удобства записи и счёта) /На доске правило/

#1060;изминутка.

- Мы хорошо потрудились и наш гость приглашает нас отдохнуть.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднятие рук)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз (Приседание)

И сказали три кота:- Красота! Красота! (Развести руки в стороны)

-Продолжим работу.

#1055;ервичное закрепление.

1) Работа с выводами.

-Задайте вопросы ЧТО и ЗАЧЕМ друг другу в парах.

-Что такое умножение?

-Зачем нужно умножение? (17 слайд)

- Оцени товарища.

2)Выполняя следующее задание, помните открытия об умножении и применяйте их.

(Рабочие листы – Задание №2.)

–Замените выражения на сложение выражениями на умножение. (на доске)

-Не попадите в «ловушку»!

- Сколько групп примеров выделите?

-Первое выражение на доске с комментирование, второе с места с комментированием; второй столбик самостоятельно с проверкой по образцу на слайде (18 слайд)

в+в+в+в= 5+5+5+5+5=

с ∙ 2= 9 ∙ 3 =

а+в+с=

13+13+15=

-Кто заметил «ловушку»? (в 3 и 4 выражении слагаемые разные, поэтому эти выражения нельзя заменить умножением)

#1057;амостоятельная дифференцированная работа по карточкам с самооценкой. Приложение 3

1)- У вас на столах лежат карточки 3-х разных цветов: белого, жёлтого и красного. Выберите одну карточки, с заданием которой по-вашему мнению вы справитесь.

-Перед началом работы спрогнозируйте, на какую отметку вы выполните выбранное вами задание. Поставьте эту отметку на строку Моя отметка ______

-Выполните задание.

-Выполняем задание на цветных карточках.

- Проверка в паре: поменяйтесь карточкой со своим соседом. За каждый правильный ответ в таблицу ставьте один балл. Проверьте правильность выполнения задания, сверяясь с доской. В строке Оценка ____ поставьте свою оценку. (19 слайд)

-У кого поставленная заранее отметка и отметка соседа не совпала?

2) Задача от Кролика.

Кролик посадил 2 ряда капусты по 5 кустов в каждом ряду. Сколько всего кустов капусты посадил Кролик? (20 слайд)

- О чём говорится в задаче? (о кустах капусты)

- Что известно в задаче? (известно, что в одном ряду было 5 кустов капусты, а таких рядов было 2. По 5 кустов взяли 2 раза.)

-Что нужно узнать? (Сколько всего кустов капусты в двух рядах)

- Кто догадался, как записать решение задачи новым способом действия?

5 ∙ 2=10 (к.)

Ответ: 10 кустов капусты посадил Кролик.

3) – Все вы любите играть. Сова и кот прислали вам конверты с игрой в пазлы - это листья с дерева.

Составьте пазлы так, чтобы у вас получились равенства сложение и умножение.

1) 8+8+8+8=8 ∙ 4 2) 7+7+7+7+7=7∙5 3) 10+10+10=10∙3

-Переверните листы. Если половинки одного цвета, вы решили правильно!

#1048;тог урока.

-Какой способ действия мы открыли на уроке? (Умножение)

-Когда мы можем применить этот способ действия? (Для сокращения записи сложения одинаковых слагаемых)

- В каком виде работы мы можем использовать открытый способ действия? (При решении арифметических задач)

#1044;омашнее задание.

Составьте 3 числовых равенства на сложение и умножение . (21 слайд)

- Подумайте, чья работа соответствовала нашему девизу.

- Оцените и украсьте деревце листиком.

Зеленый лист – для тех, кто не сделал ни 1 ошибки, доволен своей работой.

Желтый лист – для тех, кто допускал неточности.

Красный лист – для тех, кто больше ошибался, кому нужно ещё поработать.

Дети подходят к дереву и прикрепляют лист.

-Посмотрите, какое разноцветное и весёлое дерево получилось!

-Спасибо за урок! Вы молодцы! Сова и Кот тоже благодарят вас! (22 слайд) - Урок закончен.

Рабочий лист.

______________________________

j0304933

Сколько глаз у 36 кроликов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в+в+в+в= _________ 5+5+5+5+5=____________

с ∙ 2= ____________ 9 ∙ 3 = _________________

а+в+с= ________________

13+13+15= _____________

Домашнее задание: 1)______________________________________________________________

2)______________________________________________________________

3)______________________________________________________________

Рабочий лист.

______________________________

j0304933

Сколько глаз у 36 кроликов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в+в+в+в= _________ 5+5+5+5+5=____________

с ∙ 2= ____________ 9 ∙ 3 = _________________

а+в+с= ________________

13+13+15= _____________

Домашнее задание: 1)______________________________________________________________

2)______________________________________________________________

3)______________________________________________________________

Карточка №1(белый цвет)

Сравни выражения, поставь знаки <, >, =:

  1. 2+2+2 … 2 ∙ 4
  2. 8+8+8+8+8 … 8 ∙ 5
  3. 7 ∙ 3 … 7+7+7+7
  4. 6 ∙ 7 … 7+7+7+7+7+7

Оцени себя:

Задание

1.

2.

3.

4.

Всего

Баллы

Карточка №2(жёлтый цвет)

Замени умножением сложение:

  1. 6 ∙ 3 = … + … +
  2. 5 ∙ 4 = … + … +
  3. 2 ∙ 2 = … + …
  4. 3 ∙ 5 = … + …+

Оцени себя:

Задание

1.

2.

3.

4.

Всего

Баллы

Карточка №3 (красный цвет)

Замени сложение на умножение:

  1. 3+3+3+3 = … ∙ …
  2. 5 + 5 +5+5+5 = … ∙ …
  3. 6+6+6+6+6+6+6+6 = … ∙ …
  4. 4+8+6+7 = … ∙ …

Оцени себя:

Задание

1.

2.

3.

4.

Всего

Баллы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике на тему «Деление и умножение чисел на 10 и на 100»

Тип урока: закрепление изученного материалаЦель: закрепить навыки умножения и деления чисел на 10 и на 100....

Технологическая карта урока по математике в 4 классе "Письменное умножение многозначного числа на двузначное"

На этом уроке обучающиеся научатся письменному умножению многозначного числа на двузначное. Это первый урок по этой теме. Предложенный алгоритм умножения поможет ученикам быстро усвоить новый материал...

Урок по математике 2 класс Смысл действия умножения

Конспект урока математики по теме "Раскрытие смысла действия умножения"...

Технологическая карта урока по математике «Практическое применение письменного приёма умножения в «столбик» (Школа России» 3 класс)

Цель урока: создание  условий для формирования умения использования приема письменного умножения трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд в «столбик»; способст...

Технологическая карта урока по математике в 3 классе "Таблица умножения и деления с числом 4"

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 4Тип урока: комбинированныйУМК: Школа РоссииЦель: познакомить учащихся с таблицей умножения на 4...