Конспект урока математики 3 класс "Деление с остатком методом подбора"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Конспект урока по математике 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass_delenie_s_ostatkom.docx61.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Ф.И.О. учителя: Дашеева Людмила Бадмаевна

Предмет: Математика

Класс: 3 «а»

Тема: «Деление с остатком  методом подбора»

Тип урока: открытия нового знания

Образовательная программа, автор: УМК «Школа России», М. И. Моро, М. А. Бантова

Цель: создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий выполнения деления с остатком при помощи метода подбора.

Деятельностная цель: способствовать формированию представлений о делении с остатком.

Содержательная цель: познакомить обучающихся со случаями деления с остатком  и с алгоритмами решения

таких выражений.

Дидактическая: разработать алгоритм деления с остатком;

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память;

Воспитательная: воспитывать навык учебного труда, доброжелательное отношение друг к другу.

ХОД УРОКА

Этап а урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (2 мин)

Проверка подготовленности классного помещения.  Организация внимания школьников

Словесный метод. Приём «ребус»

- Здравствуйте, ребята!

- На сегодняшнем уроке мы будем снова раскрывать тайны математики. Готовы?

- Посмотрите на экран. Разгадайте ребус и узнайте, какое арифметическое действие будет главным на сегодняшнем уроке.

загруженное.png

Отгадывают ребус

Ф

Презентация

Индивидуальный

-

К:

 умение слушать и слышать

Р:самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Сформировать потребность в самореализации.

2. этап Актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин)

Актуализация субъектного опыта уч-ся и фиксирование возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

Устный счёт

- Сейчас мы с вами потренируемся.

Посмотрите на доску:

Задание.

- А сейчас, давайте выполним математический диктант. Записываете только ответ, в строчку, через запятую.

- Подберите такое число, чтобы от умножения его на 16 получилось 48.

- Запишите только те числа, которые делятся на 5: 36, 40, 6, 15, 0, 72, 45.

- На передних лапках у белки по 4 пальца, а на задних по 5. Сколько всего пальцев на лапках у белки?

- Давайте проверим ваши ответы. У кого не было ошибок? Молодцы!

- Ребята, сейчас я покажу вам геометрические фигуры, вы запомните их, а когда я их уберу, вы нарисуете их в своих тетрадях, в том порядке, в котором я их показала.

 4.  Как можно назвать числовые выражения, которые я записала?

      6 · 2

      4 · 5

Какой сумме соответствует произведение чисел 6 и 2, произведение 4 и 5

6+6

2+2+2+2+2+2

4+4+4+4+4

5+5+5+5

- А теперь, решим вот такие примеры, решите их самостоятельно.

 27:7

35:8

42:16

Почему возникло затруднение?

Какой возникает вопрос?

- Какое слагаемое мы берём. Сколько раз мы берём это слагаемое.

- Это произведения

3(ост.6)

4(ост.3)

Затрудняются ответить

- Не знаем способ как решить, трудно длиться

Ф, П.

Презентация

Индивидуальный,

Знать таблицу умножения производить устный счёт, умеют подбирать необходимые числа в соответствие с заданием.

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения примеров в зависимости от конкретных условий.

Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества.

3. этап Выявление места и причины затруднения (1-2 мин)

Зафиксировали, какого знания или умения недостаёт для решения исходной задачи.

Словесный метод. Беседа.

- Ребята, чтобы узнать о чем мы будем говорить, поставьте буквы со слайда в правильном порядке.

ЕМОТД ОПБДОРА

Выполняют задание

Ф, П.

Презентация

Индивидуальный

-

К:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Формирования границ собственного знания и "незнания".

4. Построение проекта выхода из затруднения (1 мин)

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации

Словесный метод. Беседа

- Сформулируйте тему урока.

- Предположите тему урока.

- Сегодня мы с вами узнаем о новом методе – методе подбора.

 Поставьте перед собой цели.

- Тема: Деление с остатком методом подбора

Цели: Узнать о методе подбора

Научиться решать методом подбора

Ф

Презентация

Контроль со стороны учителя

-

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Развитие познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения.

5. Реализация построенного проекта (7 мин)

Обеспечить формирование целостной системы знаний у уч-ся.

Словесный метод. Беседа

  • Итак, у нас возникли затруднения с некоторыми примерами.
  • С каким?

Сейчас мы будем работать над первым пунктом нашего плана.

Итак, мы уже знаем, что для того, чтобы разделить число нужно вспомнить какое самое большое число делится без остатка.

  • Но есть еще один способ разделить число.

- Решим пример  34:9

- Если трудно вспомнить самое большое число до 34, которое делится на 9 без остатка,  можно найти подбором частного.

- Надо 34 разделить на 9. Пробуем в частном 2.

- Давайте проверим подойдет или нет. 9 умножаем на два получаем 18.

- Подходит ли 2 в частном?

- Почему?

- Давайте попробуем в частном 3. Проверим. 9 умножаем на 3, получаем 27.

  • Подойдёт ли в частном 3?

-  Теперь вернемся к нашему примеру.

  • Надо 42 разделить на 16. Пробуем в частном 2.
  • -Давайте проверим подойдет или нет. 16 умножаем на 2 получаем 32.
  • Подходит ли 2 в частном?
  • Как вы это поняли?

- Как же будем делить в тех случаях, когда трудно подобрать частное?

  • Давайте составим алгоритм. Как выполнить деление с остатком методом подбора.

- Вам дан алгоритм, ваша задача восстановить его в верном порядке.

Сравниваем делитель и остаток

Подбираем в частном цифру

Если же остаток получился меньше делителя, то решение верно

Вычитанием найдем остаток

Умножаем делитель на частное

Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор.

-Что будет самым первым?

-Что будет вторым?

-Что будет следующим?

- Что будет четвертым?

- Что будет пятым?

- Что будет шестым пунктом?

Выполняют

- 42:16

Нет

18>9, Остаток сравнили с делителем и получили, что остаток больше, значит 2 мало.

Да, 7<9, остаток меньше делителя, значит 3 подходит.

- Да

- 10<16, остаток сравнили с делителем и получили, что остаток меньше, значит 2 подходит.

1. Подбираем в частном цифру

2. Умножаем делитель на частное

3. Вычитанием найдем остаток

4. Сравниваем делитель и остаток

5. Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор

6. Если же остаток получился меньше делителя, то решение верно.

Ф

Презентация, учебник

Индивидуальный

Знать основные пункты алгоритма; уметь составлять алгоритм решения примеров.

Р:

учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

П:

 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

6.

Первичное закрепление (8 мин)

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Практический метод: упражнение

  •  А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Что? Где? Когда?»
  • Итак, сейчас у нас будет крутиться колесо, которое даст нам определенное задание. Готовы?
  • Одного ученика я буду вызывать к доске, остальные самостоятельно работают в тетрадках.

Выполняют задание.

Ф

Доска, презентация, учебник, тетрадь

Индивидуальный

Знать таблицу умножения; уметь работать с алгоритмом, использовать приёмы деления.

Р:

 учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

П: использовать знаково-символические средства;

К:

формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование мотивов достижения целей.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (5 мин)

Применение нового знания в типовых заданиях.

Практический метод. Упражнение

Самостоятельная работа.

- Теперь выполним самостоятельную работу.

  • Вам представлены примеры с окошками, в которые вам надо вставить цифру. После того, как вы выполните задание, вместе проверим.

Задание выполняем на листочках.

ПРИМЕРЫ:

42:12 = …  (ост. …)

61:24 = …  (ост. …)

- Проверьте друг друга в парах по эталону на доске.

Решают примеры самостоятельно

И

Учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Взаимоконтроль (проверка по эталону)

Уметь проводить взаимопроверку по эталону; решать подобные задания.

Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование адекватной позитивной оценки.

8. Включение в систему знаний и повторения (7 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод. Упражнение

- Прочитайте про себя.

- Что нас просят сделать?

- Хорошо. Давайте попробуем решить эту задачу.

О чем задача?

- Что нам известно?

- Что нам требуется узнать?

- Как мы можем оформить кратко?

- Назовите тройку величин.

  • Посмотрите на слайд.

Расход муки за 1 день

Количество дней

Общий расход муки

- Поставьте в тетради номер 2.Оформите таблицу в тетради.

- Что нам известно о ежедневном расходе муки?

- Значит в первый столбик мы запишем одинаковый

- Что мы можем записать во второй столбик? Что нам известно?

- А сколько мешков израсходовали за 3 дня?

- Значит в третий столбик запишем 48 мешков

- Какое данное нам еще известно?

- Куда мы его запишем?

- А нам известно на сколько дней хватит 80 мешков муки?

- Значит, поставим знак вопроса во второй столбик

  • Внимание на слайд:

Расход муки за 1 день

Количество дней

Общий расход муки

Одинаковый

3 дн.

48 м.

?

80 м.

- Что требуется найти в задаче?

- Что нам для этого надо знать?

- Нам известен общий расход муки?

- Нам известен расход муки за 1 день?

- А что нам сказано?

- Как тогда мы можем найти расход муки за 1 день, зная какие данные?

-Знаем расход изначально?

- Знаем количество дней?

- Запишите решение в тетради. Проверьте по эталону. Объясните решение

(читают задачу)

  • Решение:

1) 48:3=16 (м.) - расходуют за 1 день

2) 80:16=5 (дн.)

Ответ: на 5 дней хватит 80 мешков муки

На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход умки не изменится

Ф

Интерактивная доска, учебник, тетрадь

Индивидуальный

Уметь решать задачу.

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

Р:

 учитывать правило в планировании контроле способа решения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Словесный метод. Беседа

Приём «Рефлексивные вопросы», приём «Лесенка успеха».

- Урок подходит к концу. Какое открытие вы сделали на уроке? Какую тему прошли?

Оцените свою работу на уроке. (на слайде)

-Вы молодцы! Вы решили все задания, и мы открыли с вами новое знание в математике!

Запишите домашнюю работу.

Спасибо за урок. До свидания!

- «Деление с остатком методом подбора»

Ф

Интерактивная доска

Индивидуальный (устный опрос)

 Уметь анализировать собственную деятельность.

Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности

К:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Деление с остатком" (закрепление), 3 класс

Урок построен в виде "путешествия" . Программа " Школа России"...

Конспект урока математики "«Деление с остатком методом подбора». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком методом подбора». 3 кл школа россии...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...

Конспект урока математики на тему: "Нахождение частного подбором вида 87:29, 66:22" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о новом приёме внетабличного деления вида 87:29 способом подбора;развитие навыка внетабличного деления;совершенствование навыка решения текстовых задач;ра...