Конспект урока по математике 3 класс «Проверка деления с остатком»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Методическая разработка урока математики «Проверка деления с остатком» 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Сергачская средняя общеобразовательная школа №2"

Методическая разработка урока математики

Составитель:

Маслова Ольга Александровна

Учитель начальных классов

г. Сергач, 2022 год

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Проверка деления с остатком»

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Цель: закрепление умений выполнять деление с остатком, подбирая цифру частного;

Задачи:

Дидактические:

- формировать у учащихся умение выполнять проверку деления с остатком, подбирая цифру частного;

Развивающие:

- развивать внимание и логическое мышление;

- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к предмету, аккуратность, учебные навыки.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знания:

-знать алгоритм выполнения проверки деления с остатком;

Умения:

- выполнять письменно действие деления с остатком;

- выполнять проверку деления с остатком способом подбора цифры частного;

- решать текстовые задачи арифметическим способом.

Метапредметные:

Регулятивные:

- переводить практическую задачу в учебную;

- определять способ решения учебной задачи, планировать ход деятельности;

- отслеживать выполнение плана;

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Познавательные:

- соотносить учебные задачи, поставленные в начале изучения раздела, с полученными результатами;

- использовать ИКТ в ходе работы с электронным приложением к учебнику;

Коммуникативные:

- отвечать на вопросы учителя;

- осуществлять диалог, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность, аргументировать свой ответ.

Личностные:

-становление мотивационной основы учебной деятельности;

-формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- возникновение заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Оборудования для учителя: интерактивная доска, учебник.

Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь, дневник.

План урока:

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (30 сек.)
  2. Актуализация знаний (8 мин.)
  3. Постановка учебной задачи (5 мин.)
  4. Открытие детьми нового знания (15 мин.)
  5. Физкультминутка (1 мин.)
  6. Первичное закрепление (7 мин.)
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин.)
  8. Итоги урока и рефлексия (3 мин.)
  9. Домашнее задание (1 мин.)
  10. Организационный момент (30 сек.)

Ход урока

Этап урока

Время проведения

Образовательная задача

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма организации учебной деятельности

(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты ( предметные, метапредметные, личностные)

  1. Организационный

момент.

Самоопределение к

деятельности.

30 сек.

Мотивировать к действиям на уроке

С: беседа

-Здравствуйте, ребята!

Прочитайте девиз нашего урока.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать!

- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении?

- Желаю вам на этом уроке многому научиться.

-  Начинаем наш урок.

- Открыли тетради. Запишите число. Классная работа

 -Пожелайте друг другу успехов!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Сам

Ф

Карточка с девизом

Контроль деятельности учащихся

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

  1. Актуализация знаний

8 мин.

Создать мотивацию к учебе;

С: беседа; Н: демонстрация; П: выполнение упражнения

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

- Вспомните, как называются числа при делении?

- Как найти неизвестное делимое?

- Что вы знаете про остаток?

Игра «Расшифруй слово»

- Ребята, у вас на столе карточки, рассмотрите выражения.

- Что в них общего?

- Работать будем в парах.

_ Решите выражения устно. Выбрав по порядку примеры с остатком 3, вы прочитаете слово.

У

49:8

О

66:9

Р

75:8

П

19:4

С

26:6

К

35:4

Э

55:6

В

59:8

И

43:6

Р

45:7

Е

38:5

А

84:9

- Какое получилось слово?

- Молодцы!

- Проверка – это один из важных этапов любой деятельности.

Деление с остатком

Делимое, делитель, частное

Надо делитель умножить на частное

Остаток всегда меньше, чем делитель

Все примеры на деление с остатком

Проверка

Ф, П

Интерактивная доска, карточки с заданием

Контроль устного ответа

Речевая деятельность;

Управление своей деятельностью, самостоятельность

  1. Постановка учебной задачи. Определение темы урока. Целеполагание.

5 мин.

Сформировать умение ставить цель на уроке и формулировать тему

С: беседа

Посмотрите на слайд. Что вы видите?

25:3=7 (ост.4)

58:9=6 (ост.4)

26:5=5(ост.1)

- Все ли выражения решены правильно?

-Найдите ошибки.

- Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения?

- Уточните, какого вида выражения?

- А вы знаете, как сделать проверку деления с остатком?

Как вы считаете, какова тема нашего урока?

Тема: «Проверка решения выражений деления с остатком»

Предположите, какая может быть цель урока?

Научиться выполнять проверку в выражениях  деления с остатком

25:3=7 (ост.4)

58:9=6 (ост.4)

26:5=5(ост.1)

Неправильно найдено частное, остаток больше делителя

Надо выполнить проверку деления

Деление с остатком

Нет

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ф

Интерактивная доска, учебник

Контроль устного ответа

Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; Слушать и понимать речь других;

  1. Открытие детьми нового знания

15 мин.

Ученики выбирают для себя индивидуальные цели и определяют средства и способы решения затруднений.

С: беседа;

Н: демонстрация; П: работа с учебником, с заданием на карточках

- Ребята, у вас на столе конверт с заданием Разрезанный на предложения алгоритм 

- Работать будете в группах.

- Составьте алгоритм, проверки деления с остатком, вспомните. Как выполняется проверка деления и исправьте ошибку в решении выражения?

К полученному результату прибавим остаток.

Делитель умножаем на частное.

Сравниваем делитель и остаток. (Остаток должен быть меньше, чем делитель)

Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.

25:3=     (ост.     )

Проверка:

1)

2)

  Ученик из группы самостоятельно объясняет.

(Составим алгоритм на доске или на слайде)

-При проверке решения примеров на деление с остатком какой первый шаг?

- В чём надо убедиться?

Слайд

1.Сравниваем делитель и остаток.

25:3=8 (ост.1)

Проверка:

1) 1<3

-Какой второй шаг?

- Как найти?

2.Делитель умножаем на частное.

-Следующий шаг проверки?

3.К полученному результату прибавим остаток.

3*8+1=25

-Какой сделаем вывод?

4.Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.

1. Сравниваем делитель и остаток. (Остаток должен быть меньше, чем делитель)

2. Делитель умножаем на частное.

3.К полученному результату прибавим остаток.

4.Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.

25:3=8 (ост.1)

Проверка:

1)1<3

2)3*8+1=25

- При решении выражений деления с остатком пользуйтесь алгоритмом.

- Алгоритм проверки вам надо запомнить.

- Ребята, а теперь откройте учебник на стр.32, объясните, как выполнена проверка?

-Выполним задание № 1 с комментированием по алгоритму. (у доски три ученика)

Ученик:

1.Сравниваю остаток с делителем.

2. Затем частное умножаю на делитель и прибавляю остаток.

3. Мы получили делимое, значит, деление выполнили верно.

50:15=3 (ост.5)

Проверка:

  1. 3<15
  2. 15*3+5=50

89:22=4 (ост. 1)

Проверка:

  1. 1<22
  2. 22*4+1=89

75:18=4 (ост. 3)

Проверка:

  1. 3<18
  2. 18*4+3=75

- Самостоятельно решаем:

I вариант – 3 столбик

II вариант - 4 столбик

1 ученик на доске 5 столбик

- Взаимопроверка.

- Сравните свой ответ с эталоном.

- Оцените свою работу. Работу ученика на доске.

Остаток должен быть меньше, чем делитель 

Как найти делимое

Вспомнить компоненты при делении

50:15=3 (ост.5)

Проверка:

1)        3<15

2)        15*3+5=50

89:22=4 (ост. 1)

Проверка:

1)        1<22

2)        22*4+1=89

75:18=4 (ост. 3)

Проверка:

1)        3<18

2)        18*4+3=75

100:30=3 (ост.10)

Проверка:

  1. 10<30
  2. 30*3+10=100

76:20=3 (ост. 16)

Проверка:

  1. 16<20
  2. 20*3+16=76

57:42=1 (ост. 15)

Проверка:

  1. 15<42
  2. 42*1+15=57

28:17=1 (ост. 11)

Проверка:

  1. 11<17
  2. 17*1+11=28

25:26=0 (ост. 25)

Проверка:

  1. 25<26
  2. 26*0+25=25

9:13=0 (ост. 9)

Проверка:

  1. 9<13
  2. 13*0+9=9

Проверяют

Оценивают

Ф, Г

Учебник, классная доска, карточки с заданием

Контроль устного ответа

Осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий;

  1. Физкультминутка

1 мин.

Создать условия для восстановления физических сил ученика

С: слово учителя; Н: демонстрация

Ребята, а теперь давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли!

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо-влево,

Тихо сели – вновь за дело!

Выполняют упражнения

Ф

Интерактивная доска

 

 Контроль деятельности учащихся

  1. Первичное закрепление

7 мин.

Проверить уровень усвоение детьми нового материала; использовать приобретенные знания на практике

С: беседа; Н: демонстрация; П: выполнение упражнений, работа с учебником

- Найдите в учебнике задание №3 на с.32

- Прочитайте задачу.

- За сколько минут мальчик прошел половину пути от дома до школы?

- А известно, сколько он затратил на остальной путь?

- Но что нам сказано в задаче?

- Прочитай вопрос задачи снова. Что надо найти?

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Что нужно найти в начале?

- Посмотрите на экран, выберите правильный схематический чертёж?

1)

2)

- Решите задачу самостоятельно в тетради.

Ученик у доски.

- Проверьте решение задачи и оцените себя.

- Молодцы!

За 15 минут

Нет

 Что мальчик затратил на 6 минут больше. Нужно узнать, сколько времени мальчик затратил на весь путь.

Нет

Сколько времени мальчик потратил на оставшуюся часть пути

1

  1. 15+6=21 (мин.) – на остальной путь;
  2. 15+21=36 (мин.) – на весь путь.

Ответ: 36 минут

Ф, И

Учебник, классная доска

Контроль ответа учащихся

Самоконтроль

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач;

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин.

Проверить уровень усвоение детьми нового материала

С: слово учителя; П: выполнение упражнений, работа с учебником

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно стр. 32 №8 Под чертой.

65:20=3 (ост. 5)

Проверка:

  1. 3<5
  2. 3*20+5=65

39:12=3 (ост. 3)

Проверка:

  1. 3<12
  2. 12*3+3=39

18:5=3 (ост. 3)

Проверка:

  1. 3<5
  2. 5*3+3=18

29:7=4 (ост. 1)

Проверка:

  1. 1<7
  2. 7*4+1=29

17:4=4 (ост. 1)

Проверка:

  1. 1<4
  2. 4*4+1=17

28:13=2 (ост. 2)

Проверка:

  1. 2<13
  2. 13*2+2=28

47:15=3 (ост. 2)

Проверка:

  1. 2<15
  2. 15*3+2=47

37:17=2 (ост. 3)

Проверка:

  1. 3<17
  2. 17*2+3=37

18:27=0 (ост. 18)

Проверка:

  1. 18<27
  2. 27*0+18=18

20:25=0 (ост. 20)

Проверка:

  1. 20<25)
  2. 25*0+20=20

10:15=0 (ост. 10)

Проверка:

  1. 10<15
  2. 15*0+10=10

Ф, И

Учебник, классная доска, интерактивная доска

Контроль ответа учащихся

Самоконтроль

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, анализ объектов с целью выделения признаков

  1. Итог урока и рефлексия

3 мин.

Оценить деятельность детей на уроке

С: беседа

Какова была цель сегодня на уроке?

Достигли ли цели?

Расскажите алгоритм    выполнения проверки примеров деления с остатком.

Оценки сегодня получают …

Да

Ф

Интерактивная доска

Самоконтроль

Самоконтроль результата учебной деятельности

  1. Домашнее задание

1 мин.

Проверить усвоение материала

С: беседа

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: с.32 № 5,6 (1 фигура)

Записывают домашнее задание

Ф, И

Дневник, классная доска

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Использовать приобретенные знания, умения, навыки

  1. Организационный момент

30 сек.

Завершить урок

С: беседа

- Всем спасибо за урок. Урок окончен, можете быть свободны!

Прощаются с учителем

Ф

Самоконтроль

Создать условия для формирования положительного отношения к учению.

Приложение 1

У

49:8

О

66:9

Р

75:8

П

19:4

С

26:6

К

35:4

Э

55:6

В

59:8

И

43:6

Р

45:7

Е

38:5

А

84:9

Приложение 2

К полученному результату прибавим остаток.

Делитель умножаем на частное.

Сравниваем делитель и остаток. (Остаток должен быть меньше, чем делитель)

Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.

25:3=     (ост.     )

Проверка:

1)

2)

Приложение 3

Алгоритм проверки деления с остатком.

1. Сравнить делитель и остаток (остаток должен быть меньше делителя)

2. Делитель умножаем на частное.

3. К полученному результату прибавить остаток.

4. Сделать вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по математике по теме: "Деление с остатком"

Предмет: МатематикаКласс:  3 Тема урока: Деление с остаткомЦели урока: познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток; способствовать актуализации...

3 класс. Конспект урока по математике по теме: "Деление с остатком"

Предмет: МатематикаКласс:  3 Тема урока: Деление с остаткомЦели урока: познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток; способствовать актуализации...

3 класс. Конспект урока по математике по теме: "Деление с остатком. Остаток меньше делителя"

Предмет: МатематикаКласс:  3 Тема урока: Деление с остатком. Остаток меньше делителя.Цели урока: познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток; с...

3 класс. Конспект урока по математике по теме: "Деление с остатком. Закрепление"

Предмет: МатематикаКласс:  3Тема урока: Деление с остатком. Закрепление.Цели урока: совершенствовать навыки  деления чисел в случаях, когда получается остаток; познакомить с делением, когда ...

Конспект урока для 3 класса "Проверка деления с остатком" (УМК "Школа России")

Конспект урока для 3 класса "Проверка деления с остатком" (УМК "Школа России")...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 3 классТема: «Деление с остатком. Внетабличное умножение и деление»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 3 классТема: «Деление с остатком. Внетабличное умножение и деление»...