Работа с родителями
материал по теме

Беседы с родителями на родительских собраниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями.

На родительских собраниях я стараюсь не только сообщить родителям об учебе детей, поведении, о делах класса, успехах и неудачах, но и в интересной форме рассказать родителям о воспитании, времяпрождении с детьми.

Провожу 10-15 минут беседы "Как  помочь ребенку хорошо учиться". "Тип темперамента и помощь детям с разным темпераментом", "Чудища в комнате ребенка" ( про игрушки), чтобы дети "не разучились читать", "Как провести выходной день с детьми дома и на природе"...

1.  ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА ВАШЕГО РЕБЕНКА И СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА

Мама 8-летней Кати жалуется: "Что делать с дочерью ! Она совершенно не умеет общаться: чуть что- взрывается, говорит все, что в драку не лезет. Настроение у нее меняется сто раз на дню. Не может ни секунды подождать, если ей что-то нужно: нет ни терпения, ни усидчивости".

"Лучше уж так, чем, как мой Антон, -возражает мама 11-летнего мальчика,- он уже совсем взрослый, а с людьми теряется, друзей у него мало, да и то он предпочитает книжку почитать или музыку послушать, чем куда-то пойти. На малейшую критику обижается и несколько дней ходит подавленный. Конечно, с поведением у нас проблем нет: что скажешь, то и сделает. Но сам инициативу не проявляет".

Лед и пламень

Этим детям присущи разные типы темперамента. Катя- ярко выраженный холерик, а Антон меланхолик. В быту холерика обычно описывают так: вспыльчивый, нетерпеливый, упрямый, резкий, решительный. Меланхолик же робкий, впечатлительный, неуверенный в себе, обидчивый.

Такие свойства маленьких холериков, как прямолинейность, склонность к необдуманным поступкам, зачастую очень осложняют им жизнь. Однако несомненные достоинства такого ребенка- настойчивость, инициативность, находчивость, постоянное стремление к новому, умение постоять за себя.

В противоположность холерикам юный меланхолик легкораним и впечатлителен. Но к сильным его сторонам можно отнести умение анализировать события, хорошо понимать чувства окружающих, действовать в одиночку, выполнять кропотливую работу.

Кроме уже описанных выше холериков и меланхоликов, психофизиологии традиционно выделяют еще 2 темперамента: сангвистический и флегматический.

9-летняя Маша -типичный сангвиник. Она жизнерадостна, окружена друзьями, учеба дается ей легко- особенно то, что можно "схватить на лету". Она все делает быстро, уверенно , легко переключается с одной задачи на другую, у нее "море" увлечений. Однако часто она не доводит начатое до конца, а еще может легко что-то пообещать подруге и так же легко об этом забыть.

Флегматик же обладает противоположными качествами. 10-летний Ванечка не по годам молчалив и сдержан. Он всегда доводит начатое до конца, строго придерживается заданных правил. Друзей у него немного. Ваня любит порядок и аккуратность. Но ему приходится нелегко, когда требуется быстрая реакция. Иван с трудом привыкает к новой обстановке.

Возможные варианты

Так что такое темперамент? Это те качества, которые присущи нам от рождения. Изменить их никак нельзя, даже если очень хочется. А вот научится с ними считаться можно и нужно. Темперамент определяет то, как ваш ребенок общается, играет и учится, как переживает неприятности и даже как двигается! Но принадлежность к тому или иному типу темперамента- отнюдь не "диагноз" и не показатель нравственных и интллектуальных качеств. Добрым, умным, ответственным может быть человек с любым типом темперамента.

Если вы не можете с увереностью отнести своего ребенка ни к одному из описанных типов- знайте, что так оно обычно и бывает.

Что такое хорошо?

На первый взгляд кажется, что сангвистический тип- самый "лучший". На самом деле у каждого типатемперамента есть свои сильные и слабые стороны. Просто чаще всего самым лучшим мы считаем наиболее удобное для  нас поведение ребенка. Позвольте детям быть такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками!

Помогите ребенку найти свой стиль деятельности (например, при выполнении домашнего задания). Так, холерикам и сангвиникам лучше работать большими "порциями", чередуя время работы с перерывами. Меланхоликам и флегматиком больше подойдут длительные периоды работы и отдыха.

Помогайте детям с ярко выраженными типами темперамента приспасабливаться к жизни "обходя" свои слабые стороны.

Холерикам особенно рекомендуется заниматься спортом: плаваньем, теннисом, легкой атлетикой. Их неуемная энергия найдет выход в достижении спортивного разряда и преодолении рекордов. Таким детям нужно много жизненного пространства, поэтому следует чаще бывать с ними на природе. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, рассчитывать последствия "вспышек", прогнозировать отношение окружающих: обсуждайте с ним просмотренные фильмы, книги.

Сангвиникам также необходим подвижный образ жизни, но им не так важны результаты. Ребенку-сангвинику больше понравится спорт "для души". Очень важно научить его сосредотачиваться на выполняемом деле- например, с помощью совместных занятий: чтения книг, собирания конструктора, паззлов. С ребенком- сангвиником нужно обсуждать вопросы, связанные с его "легкомыслием" по отношению к другим людям: побуждать его задуматься о том, что испытывают окружающие. Что в поведении ребенка может их обидеть или обрадовать. Сангвинику пойдут на пользу занятия в театральных кружках.

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Подчеркивайте все, что ребенок смог сделать, отмечайте позитивные моменты даже в неудачах: "Ты не очень хорошо ответил на уроке? Все равно ты молодец, что поднял руку, встал". Если ребенок хорошо рисует, пусть вывешивает свои картины, если играет на музыкальном инструменте или поет- почаще просите его сыграть для вас. Побуждайте ребенка не таить обиды в себе, а рассказывать о своих чувствах, учиться находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение.

Родителям флегматика можно посоветовать больше доверять ребенку, его старательности и основательности. Помните, что золотое правило "тише едешь- дальше будешь" как нельзя более точно относится к маленькому флегматику. Хотя. Конечно, иногда такого ребенка приходится "подстегивать", чтобы он не спал на ходу. Кроме того, обращайте его внимание на интересные события в окружающем мире, развивающими творческое мышление: рисованием, музыкой, шахматами. В то же время не навязывайте ему того, чему он противится.

2. КАК ПРОВЕСТИ ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ ДОМА С ДЕТЬМИ

Конечно, любой маме-хозяйке дома хочется, чтобы ее дом был удобным, чистым. Но неужели, стоит тратить свои силы, время выходных на стирку, уборку, поход по магазинам? Ведь жизнь идет, дети растут и будут вспоминать не идеальную чистоту дома, а игры, шутки, веселье с родителями. Обычно это оставляет в памяти яркие солнечные пятна.

1. Как превратить уборку в удовольствие и игру.

Наша квартира-корабль. Папа-капитан, мама-кок, дети- матросы. Папа раздает команды и помогает матросам, матросы "драют" палубу, кок готовит праздничный обед.

2. Устройте день воспоминаний

Достаньте с полки альбомы с фотографиями. Нарисуйте генеалогическое древо. Это будет полезно детям любого возраста. Они с удовольствием слушают рассказы взрослых о себе и своих родных, им интересна буквально каждая мелочь: как познакомились их родители, где раньше жили, с кем дружили, какие отметки получали. Порой, после таких рассказов близкие люди становятся чуть ли не героями, достойными подражания.

3. Больше смеха!

Поваляйте дурака. Да-да! По мнению западных психологов, именно это на первый взгляд глупое занятие способствует установлению хороших отношений в семье. Радость и веселье сглаживают любые конфликты. Люди, которые с удовольствием смеются вместе, всегда найдут общий язык.

Сыграйте в прятки, попробуйте поменяться ролями: превратитесь в непослушных малышей. Кстати, таким образом можно посмеяться, а заодно и попытаться исправить вредные привычки ребенка.

4. Домашний кинозал

Пригласите своих домашних на "киносеанс". Заранее выберете фильм, который может понравится всем, а это значит, что героями должны быть как взрослые, так и дети. Посмотрите, например, старую добрую комедию типа "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", современные "Ползком от гангстеров", "Кудряшка Сью".  У вас нет видеомагнитофона? Заранее изучите программу телепередач и выберите фильм. Не забудьте о поп-корне, пепси, чипсах, соленых орешках. Конечно, это не самая здоровая пища. Но ведь иногда так приятно устроить себе именно такой праздник желудка. И поесть то, что под запретом. Подобный современный "подход" в кино очень сближает, тем более сейчас, когда у многих дома не по одному телевизору и каждый предпочитает смотреть свое. Это хорошая возможность расслабиться и побыть всем вместе. Испанские ученые установили, что состояние депрессии, чувства тревоги и другие нарушения психики чаще встречаются у детей из семей, где не принято ужинать вместе или отмечать праздники.

5. Играют все!

Если вы ждете к себе в гости семейные пары,  можно разделиться на две команды: в одной собрать женщин и девочек, в другой- мужчин и мальчиков и провести такие конкурсы: дать мужчинам иголки, нитки, ножницы и посмотреть, кто из них быстрее пришьет пуговицы, а женщин в это время попросить собрать детали детского конструктора. Беспроигрышный вариант для общего веселья: командное решение математической задачи для 3 класса. Попробуйте! А можно еще устроить конкурс на то, какая команда знает больше песен про любовь или детских считалок.

И конечно, танцы. Разложите на полу газету и танцуйте на ней, стараясь не наступать на пол. Побеждают те, которые продержались дольше всего. А уж сколько радости доставят эти конкурсы вашим детям!

6. Забытое старое

Купите несколько настольных игр. Вспомните старинные русские традиции: лото, карты, шахматы и шашки. Сегодня им на смену пришли "Монополия", различные виды паззлов. Все это прекрасный повод пообщаться друг с другом и собраться за общим столом.

И вы увидите, что дети потянуться к вам, захотят общаться с вами, вы станете друзьями.

3. КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ НА ДАЧЕ

Весной начинается дачный сезон, и уже с пятницы дети с родителями уезжают на дачу. Как проводить свободное от грядок время?

"Культурная программа" на свежем воздухе приятно украсит вашу жизнь.

"Шарады". Одна команда загадывает слово (стихотворную строчку, пословицу). Выбирает игрока из другой команды и сообщает ему загаданное прямым текстом. А тот должен с помощью пантомимы донести эту информацию до своей команды.

Какой праздник может обойтись без песен? Но выводить нестройными голосами народные хиты, обрывающихся после одного-двух знакомых всем куплетов,- не самый лучший вариант. Можно предложить всем игру "Держи свою мелодию". Каждый вспоминает какую-нибудь песню. Ведущий хлопает в ладоши- каждый начинает про себя петь свою песню. Ведущий хлопает два раза-каждый поет вслух. Один хлопок-опять про себя, два- опять громко. Все стараются удержать мелодию.

Дети с восторгом отнесутся к предложению устроить перед взрослыми "музыкальный дивертисмент". Ребятам раздают разные инструменты: ложки, погремушки, кастрюли, бубны, металлофоны. Выступает шумовой оркестр.

Одного ребенка можно нарядить предсказателем, надев ему на голову синий бумажный колпак со звездами из фольги и повесив на шею табличку с надписью:

Великий маг, колдун и чародей

Большой знаток сердец и дум людей

Завесу приподнимает осторожно

Над настоящим, будущим и прошлым.

Дайте ребенку мешочек с "предсказаниями", из которого будут вытягивать свою судьбу.  Тексты можно сочинять самим, если у вас есть литературные наклонности, а можно воспользоваться готовыми афоризмами и цитатами.

Экспедиция

Экспедиция идет по следу пирата Роджера, который зарыл где-то клад. Кто-то из взрослых "находит" записку о кладе и указание в форме загадки. Где его искать. Например: "У нас в доме под окошком висит теплая гармошка". Дети отгадывают: это-батарея, и там ищут следующую подсказку. Дальше может быть "груша, которую нельзя скушать". На ней висит новая записка: "Всем. Кто входит и выходит, свою ручку подаю". На дверной ручке- новое указание. А кладом могут оказаться баночки с раствором для мыльных пузырей.

Красивый финал

Если вы расположились на берегу реки, в конце вечера можно предложить, чтобы каждый загадал желание, прикрепил свечку к маленькой дощечке и пустил вниз по реке. Если свечка скроется из виду, не погаснув, то желание непременно сбудется.

А несколько торжественных залпов из петард станут ярким и запоминающимся завершением вечера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...


 

Комментарии

Толмачева Татьяна Николаевна

Интересные рекомендации для работы с родителями и беседы на родительских собраниях. Буду стараться применять в своей работе.