Беседа на родительское собрание по ФГОС
статья (1 класс) по теме

Белеенко Елена Ивановна

. Сейчас информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Это тот принцип, который заложен в проекте современной школы и который будет в адекватной возрасту степени внедряться уже с начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informaciya_dlya_roditeley.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на родительском собрании по теме:

ЧТО ТАКОЕ ФГОС

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ «СТАРЫХ»?

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию ,

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных особенностей  учащихся.

           Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:

преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

                          КАК БУДУТ УЧИТЬ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ

Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое. Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Дополнительная — внеурочная — нагрузка на ребенка — не более 10 часов в неделю. По новым стандартам главное — не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам — это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств, универсальных учебных действий (УУД).

Сейчас у каждой школы есть учебный план и кружки, факультативы и другие формы деятельности. При этом образовательная и воспитательная деятельность могут мало соотноситься. С переходом на новые стандарты внеурочная работа станет обязательной и должна представлять единое целое. Отучившись на традиционных уроках, дети смогут позаниматься в кружках, секциях, студиях, съездить на экскурсии и т. д. Целый день сидеть за партой ребенок не будет. Как сейчас комментирует Минобрнауки, наполнение каждого направления, количество часов может меняться. На свое усмотрение школа может выбрать один или два курса развития внеурочной деятельности, но с точки зрения департамента школы должны охватить максимум из предложенных вариантов. Не может быть так, что в школе хороший учитель физкультуры или рядом находится спорткомплекс, поэтому все дети будут задействованы только в спорте. В течение недели ребенку должна быть предоставлена возможность позаниматься разными видами, чтобы он не развивался односторонне.

На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов останутся прежними. Изменится подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта — формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

Но признайте, сложно представить, как первоклассник, который только сел за парту, будет находить и наращивать знания. Что под этим подразумевается? Или речь идет о старшеклассниках, где диапазон действий действительно большой?

 НОВЫЕ СТАНДАРТЫ  НАПРАВЛЕНЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

В новых стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Мы не ставим задачи сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям должно поддерживаться. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности.

Оценивание, мониторинг

У каждого ученика появится портфолио. То есть некий комплексный портрет, который будет состоять, во-первых, из оценки знаний и — раз у нас сейчас важна и внеучебная часть — учитывать все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это тоже требования новых стандартов.

В портфолио должно быть видно: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были. Допустим, почему у школьника все хорошо по художественно-эстетическому направлению, а с математикой он еще на «вы». Или почему у него ухудшается здоровье. Первый класс не получает оценок. Их труд оценивается смайликами, цветочками, словами «молодец», «хорошо». В этом возрасте важно отметить старания ребенка, а не загонять его в оценочные рамки.

Обучение в любом случае дается школьникам бесплатно. Никакой оплаты новые стандарты не предполагают. Ни за уроки, ни за кружки и секции во второй половине дня, включенные в стандарт, платить не нужно.

Однако школа может предложить дополнительные услуги: допустим, углубленное изучение предметов, подготовку к поступлению в учреждения профессионального образования с привлечением преподавателей вузов. Если эти занятия выходят за рамки образовательного стандарта, то есть являются дополнительным образованием, то они могут проходить платно в соответствии с договором, заключенным с родителями.

Новый Стандарт дает нам ответы на эти вопросы.

Ребенка необходимо развивать и учить навыку саморазвития, самообучения независимо от класса обучения, но, конечно, с учетом возрастных особенностей. Раньше на этом не было акцента. Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Это тот принцип, который заложен в проекте современной школы и который будет в адекватной возрасту степени внедряться уже с начальной школы.

Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы.

Вот этому мы и обязаны учить начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.