Родительское собрание. "Как помочь ребёнку делать уроки"
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Цели:

  • 1)  дать представление  об особенностях младшего школьного возраста;
  • 2)  помочь организовать подготовку домашних заданий.

      Разработка  включает подборку материала   по теме  «Как помочь ребёнку делать уроки».

        На слайдах размещена  информация, которая  поможет родителям разобраться в проблемах, возникающих при выполнении домашних заданий ребёнком. К  презентации прилагается  текстовые документы, которые удобно распечатать и прочитать интересующий материал:

  1. 1.Памятка. «Как помочь ребёнку выполнять домашние задания».
  2. Памятка для родителей. «Как развивать интерес к чтению литературы»
  3. Инструкция по организации выполнения уроков.
  4. Советы родителям "психотерапия неуспеваемости".


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               ПАМЯТКА.
    Как помочь ребёнку выполнять домашние задания.

1. Первое время посидите со своим ребёнком, когда он делает уроки. Вселите в него  уверенность. Пусть  поверит в свои силы. От этого  зависят его  успехи в будущем.

2. Вырабатывайте  у ребёнка привычку делать уроки  в спокойной обстановке. Напоминайте об уроках, не приказывая и не повышая голоса, будьте терпеливы.

3. Обустройте  рабочее место: поставьте  письменный стол, настольную лампу. Красиво оформите расписание уроков.

 4. Приучайте  ребёнка выполнять домашнее задание только  на своём рабочем месте и в одно и то же время.

5. Всегда  требуйте  приводить в порядок рабочее место после выполнения уроков. На первых порах помогайте ребёнку это делать. Через некоторое время он привыкнет и  будет сам убирать своё рабочее место.

6.Если ребёнок  делает уроки в вашем присутствии, пусть  попробует рассказать вам, что он должен сделать. Это успокаивает , снимает тревожность. Некоторые дети считают, что  не поняли  задание  и испытывают страх, ещё не начиная  это задание выполнять.

7. Если ребёнок  ошибается, не спешите его ругать. То, что для вас просто и понятно, для него пока кажется трудным.

8. Обращайте внимание на то, чтобы ребёнок писал чисто, аккуратно при выполнении письменных заданий.

 9. Не следует переписывать домашнее задание несколько раз. Это  утомляет ребёнка, и он может потерять интерес к учению.

10. Постарайтесь,  как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно, а к вам обращаться лишь в случае  явных затруднений.    

 11. Учите ребёнка выполнять домашнее задание с интересом и удовольствием, без  раздражения. Это сбережёт его здоровье и ваше спокойствие.

12. Задумайтесь, ведь  у вас есть возможность окунуться в прошлое, вспомнить свои детские годы, а главное помочь своему ребёнку становиться взрослым и самостоятельным!    



Предварительный просмотр:

                         Памятка для родителей.

                      «Как развивать интерес к чтению литературы»

1.  С раннего детства читайте ребёнку книги, прививая  интерес к чтению.

2. Для чтения выбирайте книги  с яркими иллюстрациями и интересным содержанием.

3. Старайтесь читать ребёнку ежедневно. Это сформирует  привычку общения с книгой и потребность в чтении.

4.  Прочитанную книгу обязательно обсуждайте, давая ребёнку возможность  высказывать своё мнение о  прочитанном произведении.    

5. По возможности рассказывайте ребёнку об авторах читаемых книг.

6. Если  во время чтения вам нужно прерваться, то сделайте это на самом интересном месте, чтобы у ребёнка появилось желание  узнать продолжение. Начните читать продолжение, спросив, на каком месте прервали чтение.

7. Задавайте ребёнку вопросы о прочитанных книгах, чтобы проверить, насколько хорошо он помнит то, что вы читали.

8. Читаёте ребёнку любимые книги своего детства. Делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его мнения.

9. Устраивайте дома  обсуждения по прочитанным книгам.

10. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книгам.

12. Дарите ребенку книги с тёплыми пожеланиями.  



Предварительный просмотр:

      Инструкция по организации выполнения уроков.

  1. Не стоит сажать ребенка за уроки сразу после того, как он пришел из школы.
  2. Поощрять за старания. Можно разработать систему бонусов — например, выдавать значки за каждое сделанное в срок задание, а в конце недели обменивать их на поход в кино, театр или на аттракционы.
  3. Ругать за невыполненное домашнее задание не стоит — наказанием вполне может послужить то, что ребенок не получил бонус и не пойдет в кино.
  4. Оборудовать для школьника удобное рабочее место подальше от телевизора и компьютера или радио.
  5. Если задали выучить наизусть стихотворение, лучше сделать это в самую последнюю очередь, а утром — повторить.

Не покупать ребенку ярких канцелярских товаров, особенно с героями мультфильмов на обложке. По крайней мере, в первый год обучения. Яркие образы мешают сконцентрироваться.
       От того, как ребенок научится делать домашнее задание, зависят его успехи в школе. Поэтому, помогая детям с уроками, главное не столько решить все задачки и упражнения, сколько развить навыки самоорганизации.

           Что нельзя делать родителям, пока их дети готовят  уроки: 

  1. Не делайте замечаний, которые могут сбить с мысли: “Сядь прямо!”, “Не грызи ручку” и т.п.
  2. Не задавайте вопросы,  не относящиеся к урокам.
  3. Не  ругайте, а выслушайте и посочувствуйте: “Действительно, не простое задание...”; “Писать сначала мне тоже было трудно, а  потом всё стало получаться...”.
  4. Не  говорите: «Это же так просто!» Просто вам, а  у ребенка снижается самооценка и желание преодолевать возникающие трудности. Лучше подбодрите: “У тебя получится! Я в тебя верю!”, “Давай немного отдохнем, и ты снова попробуешь…»


Предварительный просмотр:

   Советы родителям. "Психотерапия неуспеваемости"
          (по материалам О.В. Полянской, Т.И. Беляшкиной)

Правило первое: «не бей лежачего». "Двойка" - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто "отключится", перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: "Не сделал, не старался, не учил" порождает Эхо: "не хочу, не могу, не буду!"

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вся прелесть детей для нас, особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас. В.С. Соловьёв Как помочь ребёнку делать уроки?

Слайд 2

- Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился? Стандартные ответы: он не должен быть хуже других; ему предстоит поступать в ВУЗ; с хорошими знаниями он сможет сделать карьеру и т.п. 2

Слайд 3

Ребёнок первый раз идёт в школу с большим интересом, ведь его там ждёт т много нового, интересного и неизведанного. Проходит время, и интерес к учению пропадает. Причин может быть много: неинтересные, однообразные уроки, необходимость изо дня в день выполнять домашние задания; трудности в обучении; не сложившиеся отношения с учителем и одноклассниками и т.д. 3

Слайд 4

Перед учителем стоит важная задача: пробудить интерес к учению, не отпугнуть ребят сложностями предметов, особенно на первом этапе обучения. Перед родителями : запастись терпением; соблюдать благожелательность, сохранять спокойствие. Помните, что именно мама или папа являются для ребенка самыми главными авторитетами. 4

Слайд 5

Начало учёбы... Неоспоримо, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие - нет. У одних развита способность слушать, и они хорошо воспринимают информацию на слух. У других развито зрительное восприятие, и тогда материал лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то возникают трудности в учебе. Более 2/3 неуспевающих учащихся потенциально способны, но их способности не получили развития по разным причинам. Одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. 5

Слайд 6

Самое важное, что требуется от родителей, прийти к пониманию того, как у ребенка складываются отношения в школе – с учителем и сверстниками. Нередка ситуация, когда первые неудачи детей, вызывают боязнь и страх перед следующими промахами. Эти чувства могут быть настолько сильными, что не дают ребенку сосредоточиться. 6 Учиться детям становится трудно, они начинают переживать из-за оценок, тратят много времени и сил , выполняя домашние задания. Для некоторых учение превращается в тяжкую повинность, а её формальный признак - оценка - часто не радует. Дет и. Родител и.

Слайд 7

Часто дети не понимают и не могут объяснить, что с ними происходит, но их поведение существенно изменяется. Задача родителей состоит в том, чтобы как можно скорее распознать негативную ситуацию и немедленно принять соответствующие меры. Особая опасность состоит в том, что от подобных страхов ребенок отключается от внешнего мира, замыкается в себе, становится несколько заторможенным. Внешне он может выглядеть абсолютно нормально, спокойно и даже безмятежно, но это впечатление обманчиво и неверно. 7

Слайд 8

Если подобная психологическая травма не будет своевременно устранена, она может перейти в так называемый школьный невроз, а это уже чревато нервным срывом и разными психосоматическими недугами. Какие действия следует предпринимать родителям в таких случаях? Следует проявлять терпение и выдержку, успокаивать ребенка и помогать ему в решении домашних заданий даже в тех случаях, когда кажется, что он легко справится сам. 8

Слайд 9

Домашние задания. От того, как ребенок научится делать домашнее задание, зависят его успехи в школе. Поэтому, помогая детям с уроками, главное не столько решить все задачки и упражнения, сколько развить навыки самоорганизации. Бывают ситуации, когда нежелание самостоятельно делать уроки, обусловлено вполне объективной трудностью, к примеру, у ребенка на этих порах может отсутствовать логическое мышление. Следовательно, он считает ненужным делать то, чего он не понимает. 9

Слайд 10

Бывает, что дети не хотят делать уроки только потому, что так они пытаются привлечь внимание родителей. Это плохо, так как означает, что ребенку не хватает родительской заботы и ласки. Он чувствует себя одиноким и инстинктивно пытается решить проблему, понимая, что плохая учеба вызовет беспокойство родителей и повысит внимание к нему самому. 10 Конечно, бывает и такая ситуация, когда ребенок просто ленится и к учебе относится безответственно.

Слайд 11

В этом уже вина родителей, так как они не вовремя не воспитали чувство ответственности за свои поступки и дела. Объясните ребенку, что учится он не для отметок и родителей, а в первую очередь для самого себя. Если он получил плохую отметку в школе за невыполненное задание, не ругайте и не укоряйте его – пусть он сам объяснит, по какой причине получил «двойку». Это заставит его проанализировать собственные действия и в следующий раз он не пойдет в школу с невыученными уроками. 11

Слайд 12

Выполнение домашних заданий помогает закрепить полученные на уроках знания, вырабатывает усидчивость и работоспособность, приучает к дисциплине. Первые школьные шаги несут с собой столько нового и интересного, что ваш ребенок может элементарно не справиться с учебной нагрузкой. В этом случае могут возникнуть неприятные ситуации с плохими отметками и, как следствие, нежелание маленького ученика и вовсе посещать школу. 12

Слайд 13

Как помочь ребёнку делать уроки? Как помочь ребёнку не отставать от одноклассников и от программы и радовать вас только хорошими результатами? Даже самый ответственный ребенок не может справиться со всем сам. Ему требуется помощь, но если вы будете помогая «стоять над душой», можете разрушиться вера ребёнка в себя, а это помешает формированию самостоятельности. 13

Слайд 14

определите, с какими заданиями ребенок не может справиться сам достаточно хорошо, и всячески помогайте ему в этом; простые задания (например: раскрасить что-то, нарисовать) оставляйте под личную ответственность ребёнка; постепенно уменьшайте время своего участия при выполнении ребёнком домашних заданий. договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься, следите за тем, чтобы на рабочем столе находились только необходимые предметы. Это дисциплинирует и прекрасно организует неустойчивое детское внимание. 14 Поэтому

Слайд 15

Распространенной проблемой при выполнении домашних заданий являются капризы и невнимательность ребенка. Он вертится, думает о посторонних вещах, может плакать. Установленное время не откладывайте и не переносите. Это поможет ребёнку внутренне подготовиться к урокам. Постепенно вы выработаете у него навык планирования. Благодаря режиму, решится всем знакомая проблема «посадить ребенка за уроки». 15 «Посадить ребёнка за уроки»

Слайд 16

5-6 раз за время выполнения уроков скажите ребенку, что он очень старается; 5-6 раз – что он делает все быстро и хорошо, и еще 5-6 раз – что он очень умный и талантливый. Вера в себя – важнейший фактор успешности; 16 во время уроков не повышайте голос. Последствия крика и обвинений разрушительны. Ребенок может потерять интерес к учебе или начнет бояться домашнего задания, что в любом случае скажется на успеваемости.

Слайд 17

Программа по стимулированию познавательной деятельности учащихся Время на выполнение домашнего задания: 2‑3 классы — 1,5 часа 4класс — 2 часа; Ответственно относитесь к выполнению домашних заданий. Составьте план работы. Делайте между предметами короткие перерывы. Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета. 17

Слайд 18

Советы родителям. Не называйте ребенка глупым, бестолковым и т.п. Хвалите за любой , даже самый незначительный успех. Ежедневно просматривайте тетради и дневник без замечаний. Спокойно попросите объяснить то, что вызывает недовольство , а затем спросите, чем вы можете помочь. Вселяйте в ребёнка уверенность каждый день. Учите, помогайте, а не ругайте. 18

Слайд 19

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижается работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти, первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательным к состоянию ребенка. 19

Слайд 20

Что нельзя делать родителям, пока дети готовят уроки. Не делайте замечаний, сбивающих с мысли: «Сядь прямо!”, “Не грызи ручку” и т.п. Не задавайте вопросы, не относящиеся к урокам. Не ругайте, а выслушайте и посочувствуйте: “Действительно, не простое задание...”; “Писать сначала мне тоже было трудно, а потом всё стало получаться...”. Не говорите: «Это же так просто!» Просто вам, а у ребенка снижается самооценка и желание преодолевать возникающие трудности. Лучше подбодрите: “У тебя получится! Я в тебя верю!”, “Давай немного отдохнем, и ты снова попробуешь…» 20

Слайд 21

Несколько рекомендаций по освоению предметов. Для того, чтобы выработать красивый почерк, очень подходят прописи – они сделаны так, что просто невозможно некрасиво написать. Для письма используйте ручки, на которых стоит пометка «сверхмягкое письмо» или пометка «письмо под любым наклоном». 21 На первых порах обучения письму возможны неудачи — и палочки получаются неровные, и крючки кривые, а буквы совсем некрасивые. Это происходит оттого, что у семилетнего ребенка еще не выработана точная координация движений, а поэтому движения неуверенны и неточны. К 7 годам еще не вполне сформированы мелкие кости и мышцы рук. Детям в этом возрасте не удается тонкая работа, им не свойственно быстрое письмо.

Слайд 22

При постепенной тренировке вырабатывается навык четкого и быстрого письма. Нельзя заставлять детей по нескольку раз переписывать задание, выполняя его сначала на «черновике», а затем в чистой тетради. Это удлиняет время выполнения домашнего задания и способствует утомлению. Специально проведенные наблюдения показали, что после часовой работы почти у всех первоклассников появляется утомление, а после полуторачасовой работы оно резко возрастает. Условия, в которых ребенок готовит уроки, влияют на его работоспособность, а следовательно, и на качество приготовления уроков. 22

Слайд 23

В комнате должна быть тишина. Посторонний шум (громкие разговоры, радио, телевизор) мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его. Комната должна быть хорошо проветрена. Душный воздух усиливает утомление, может вызвать головную боль, головокружение, отмечают доктора. В осенние и весенние месяцы необходимо держать форточку или окно (в зависимости от наружной температуры) постоянно открытыми. В зимние месяцы комнату следует хорошо проветривать перед занятиями и в перерыве после 30-минутной работы ребёнка. Температура воздуха в комнате должна быть равной 18—20°. Более низкая температура вызывает охлаждение организма, а более высокая — его перегрев. И то, и другое вредно. 23

Слайд 24

Советы по чтению. Для того чтобы ребенок стал лучше и быстрее читать, обязательное домашнее чтение лучше всего организовать прямо перед сном – это активизирует соответствующие центры головного мозга, которые интенсивнее развиваются. В чтении есть четыре основных компонента: понимание прочитанного, чтение сложных сочетаний букв, скорость чтения; интонирование. 24

Слайд 25

Для отработки понимания и интонирования используйте простенькие детские книжки-картинки с небольшим и лёгким текстом. Для наработки скорости и чтения сложных буквенных конструкций – тексты из детских энциклопедий. Комбинируя эти два способа чтения. Ребенок быстро начнёт совершенствоваться в чтении. 25

Слайд 26

Если ребенку не дали заданий или он уже их выполнил, то не надо нагружать его дополнительными заданиями. Если ребенок обратился к вам за помощью, объясните ему все без раздражения. Укажите на допущенные ошибки и вместе решите аналогичную задачу. Когда помогаете ему готовить уроки, начинайте с выполнения более легких заданий. Он поймет, что все не так сложно, как кажется. У него появится уверенность в том, что он сможет выполнить сложные задания. 26 Родителям надо запомнить:

Слайд 27

Плохую услугу оказывают детям те родители, которые сами рисуют квадраты и кружочки; пишут палочки и крючки. Это совершенно недопустимо, так как наносится серьезный ущерб воспитанию — у ребенка возникает безынициативность и безответственность к порученному делу. 27 « Я тебе помогу!»

Слайд 28

Учащиеся в начальных классах, требуют к себе повышенного внимания и безграничного терпения. Им нужна наша помощь и поддержка: оставлять детей наедине со своими проблемами нельзя. Это приведёт к плохим последствиям. Будьте заботливы, бережны, терпеливы и внимательны – и ваши дети будут вас радовать своими успехами! 28

Слайд 29

29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....

Родительское собрание "Как помочь ребёнку хорошо учиться?"

Сегодня наш разговор пойдет  о том, как  родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятель...

Родительское собрание "Как помочь ребёнку полюбить чтение"

Материалы собрания помогут родителям правильно выстроить работу по привитию любви к чтению у детей....

Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

Презентация к родительскому собранию " Как помочь ребёнку стать внимательным"...

Родительское собрание Как помочь ребёнку быть внимательным

Презентация содержит упражнения для развития внимания и рекомендации родителям....

Родительское собрание «Как помочь ребёнку хорошо учиться?!»

Как быть, если ребёнок не хочет учиться? Пожалуй, это самая сложная проблема. Действительно, если мы хотим, чтобы у него появились не только знания и умения, но и стремление познавать мир, готов...