Родительское собрание "Нравственные качества в конкурентной среде".
материал (3 класс) по теме

Христофорова Светлана Ласловна

Данное родительское собрание поможет понять значимость нравственного воспитания детей в семье, формирует культуру общения родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_kachestva_v_konkurentnoy_srede.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Нравственные качества в конкурентной среде»

        “Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, 
подростков и юношества от одной из самых больших бед – 
пустоты души, бездуховности…


Настоящий человек начинается там, 
где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)

Цель собрания:

  1. Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.

Задачи собрания:

  1. Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.
  2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях.
  2. Основы нравственности у младших школьников.
  3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.
  4. Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.
  5. Нравственные основы семейного воспитания.

1. Проблемы нравственного воспитания в современных условиях.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Кроме того, происходит коммерциализация сфер молодёжного досуга, туризма и спорта, которые всё менее доступны для средне- и малообеспеченных молодых людей. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывают СМИ, особенно телевидения - наиболее влиятельного из них. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец—общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского.

Нравственный идеал в понимании В.А.Сухомлинского

  • Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
  • Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
  • Богатство духовного мира, интересов и потребностей;
  • Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
  • Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
  • Любовь к труду;
  • Открытость сердца радостям и горестям других людей;

При определении направлений нравственного воспитания старшеклассников очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения старшеклассниками основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

  • Взаимоотношения в семье - 49
  • Здоровье - 44
  • Учёба - 28
  • Будущая карьера - 13
  • Любовь - 12
  • Взаимоотношения с одноклассниками - 4
  • Взаимоотношения с учителями - 3
  • Возможность заработка - 2
  • Проведение свободного времени - 2
  • Нормальное питание - 0
  • Покупка одежды и других вещей - 0

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

  • Справедливость - 23
  • Счастье - 16
  • Свобода - 15
  • Добро - 12
  • Честь, достоинство и совесть - 11
  • Дружба -6
  • Миролюбие -5
  • Патриотизм -8
  • Милосердие -3
  • Вера и идеалы - 2
  • Истина -2
  • Коллективизм -1

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.

Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.

Чему жизненно важному учит Вас школа?

  • Самостоятельности и уверенности в себе - 65
  • Умению общаться-58
  • Уважению к людям, человеколюбию - 46
  • Дружбе - 44
  • Самопознанию - 39
  • Доброте - 35
  • Творческому отношению к жизни - 32
  • Организаторским умениям - 30
  • Жизнелюбию - 11
  • Преданности – 10
  • Ничему не учит - 11
  • Затрудняюсь ответить – 12

Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.

2. Основы нравственности у младших школьников.

Задачи для формирования у младших школьников нравственного идеала:

  • Развитие эмоциональной восприимчивости, т.е. умения видеть и оценивать доброе и злое, истинное и ложное и т.д.
  • Формирование нравственных чувств, понимания таких категорий, как сострадание, долг, ответственность, совесть и т.д.
  • Воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Младшие школьники знакомятся с тем, что нравственная культура имеет два аспекта: ценности и правила поведения. Нравственные ценности - это то, что древние греки именовали “этическими добродетелями”. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Процесс формирования нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем младших школьников, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка. Дети любят, когда для обсуждения предлагаются проблемные вопросы: обсуждая и аргументируя, они формируют и для себя какие-то нравственные понятия и правила, особенно, если обсуждается близкое, тревожащее душу. Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка.

Все дети отвечают на вопросы анкеты (в период подготовки к родительскому собранию):

1. В классе я –… (какой?)
2. Дома я – … (какой?)
3. Среди друзей я –… (какой?)

Анализ детского анкетирования. Родители знакомятся с анкетами своих детей. Делают для себя выводы.

3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

Над вопросом “Как нам спасти новое поколение, чтобы оно не пополнило ряды лишённых сострадания и Бога?” задумывается каждый учитель литературы, открывая страницы литературного произведения и преподнося его ценности сегодняшним детям. Современный подросток, живущий в пространстве агрессивной разрушительной культуры и неустоявшихся социальных отношений, хочет тем не менее войти в подлинный, достоверный мир. Именно поэтому так важно максимально использовать воспитательные функции литературы, подхватывая библейское: “Не хлебом единым жив человек, но всяким словом Божьим”. Исходя из собственной педагогической практики, задачу свою видит в том, чтобы подвести детей к восприятию произведения, научить детей отличать ценное от наносного, вечное от временного, преходящего.

4. Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.

Свою задачу учитель видит в том, чтобы привить интерес к народному творчеству, к традициям разных народов. Праздник светлого Рождества, праздник Пасхи, исполненные глубокого смысла, как никакие другие дают детям ощутить свои духовные корни, прикоснуться к великой тайне бытия. На классных часах, внеклассных мероприятиях  изучают  работы, историю происхождения декоративно-прикладного творчества. Каждая работа есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений, особый духовный настрой. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными традициями, формирование собственной картины мира.

5. Нравственные основы семейного воспитания.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.

Кризисные явления в жизни семьи:

  • Разрушены нравственные представления о браке к семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему “я”;
  • Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
  • Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.
  • Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.
  • Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
  • Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.

Семья является коллективом, в котором происходит формирование характера ребёнка. Там где семья дружная и крепкая, там и дети, как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И, наоборот, в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны и капризны, нервны.

Вы приходите с работы усталыми и начинаете брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно подала Вам обед. А на Вас смотрят внимательные глаза вашего сына (или дочери). Он слушает Вас и думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно Ваша перепалка с женой. Вот поэтому-то я хочу сказать Вам: не спешите искать извне причины излишней раздражительности и нервозности ребёнка. Подумайте, а нет ли здесь и вашей вины, и всё ли вы сделали для того, чтобы вырастить ребёнка крепким, здоровым и жизнерадостным.

Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо детям не меньше, чем вовремя приготовленный обед и завтрак или полноценный сон и отдых. Детство доверчиво, а доверчивость – беззащитна. Психика ребёнка подобна чрезвычайно чувствительному музыкальному инструменту, тонко реагирующему на самое лёгкое прикосновение! Берегите нервную систему ребёнка.

Американский психолог Джен Десмонт показал, что некоторые ритмы музыки наносят значительный вред здоровью, особенно те, которые как бы “перебивают” ритм биение человеческого сердца, рассогласованы с ним. Нервная система при этом страдает обязательно. У детей, длительно смотрящих телевизор, иногда появляются эпилептические припадки или астма. Их вызывает явление, которое физики называют резонансом (частота ритма развёртки на экране совпадает с биоэлектрическим потенциалом мозга).

Только в семье, где отец и мать являются единомышленниками во взглядах на воспитание ребёнка и согласовывают свои требования и действия по отношению к нему, только в такой семье созданы хорошие условия для нормального состояния его нервной системы.

Искусство воспитания ребёнка – загадка, разгадка требует усилий, времени, но даёт ощутимый результат и радость, если разгадана. Насколько мы, взрослые, чутки и деликатны в общении с детьми? Научились ли разгадывать загадочную юную душу? Отдаём ли мы себе отчёт в том, что за каждым нашим шагом, вздохом следит внимательный детский взгляд? Всегда ли правы мы, воспитывая детей по образу и подобию своему?

Родители – это первый объект, изучаемый детьми. Здесь закладываются азы морали и нравственности, те, что во многом и навсегда определят сущность человека. Лет сто назад, когда отец тачал сапоги или шил платье, его главная жизнь – его работа – была на виду у детей.

Ныне профессиональный труд ушёл из дома. Ребёнок уже не может наблюдать работу взрослых, участвовать в ней. Труд, лучший воспитатель, отделился от семейного быта.

Если в доме царит культ матери, если отец не позволяет себе унижать жену, дети невольно получают что-то вроде прививки от хамства. Ведь всякое хамство начинается именно с этого – с унижения женского достоинства, безнаказанности перед слабыми.

Культ наслаждений и порока, искусственная беззаботность, “психология Диснейленда” с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий — все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

Поговорим ещё о самой большой красоте человеческого общения. И начнём с самого необходимого условия этого общения – с доброжелательности, а ещё проще с улыбки, которая обнаруживает не только духовное здоровье, но и нравственную силу человека. Я не оговорилась - именно духовное здоровье, именно нравственная сила.

Держать себя нужно так, чтобы не быть неприятным людям. В одном случае человек постарается воздержаться от разговора, могущего быть неприятным кому-либо, в другом – человек, у которого всё благополучно, не станет демонстрировать своё благополучие в присутствии людей, которым менее повезло.

Сила доброго примера родителей должна присутствовать даже в мелочах. Многие люди, среди которых мы живём, отличаются этими прекрасным чертами: “Общаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже, общаясь же с ними так, как-будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы “заставляем” их становиться лучше”- Гёте.

Среди многих талантов большое значение в жизни имеет талант общения с людьми. Я не знаю человека, который был бы лишён общения, но я не знаю и людей, которые развивали бы в себе эту способность. А делать это надо.

Самосознание начинается с отношения к собственной внешности. Причём в подростковом возрасте это становится особенно важным. Мы, взрослые, размышляем, как помочь своему ребёнку в развитии, в учении, а его волнует и собственный рост, и вес, и цвет лица. Этот повышенный интерес к внешности, как это ни странно, определяет очень многое в самочувствии ребёнка, а, значит, в его общем умственном и духовном развитии.

Ребёнок всегда себя видит среди других так, как сложился в его сознании “образ – Я”. И если этот образ наделён отрицательными чертами, то и виденье себя весьма непривлекательно.

В детской среде культивируется свой стандарт. Всё, что выходит за пределы этого стандарта, как правило, подлежит осмеянию. Чуть выше рост – “Дядя, достань воробушка!”. Чуть полнее – “Жирный”. И ребёнок откликается на новые “имена” (потому что стоит показать, что ты обиделся, будут дразнить ещё больше), но каждый раз, когда слышит: “Эй, жир!”, вздрагивает. Ему было бы совсем худо, если бы не надежда!

Истинная вера – это уверенность в себе. Следует всеми силами стараться помочь ребёнку возыметь веру в себя. Это можно сделать, удалив из его натуры смущение, нерешительность, сомнение, ибо это – главные причины всех неудач в жизни. Уверенность в себе и целеустремлённость – вот ключи к любому успеху.

Родители, при всех условиях, остаются для ребёнка самыми близкими людьми и в том случае, когда они с уважением относятся к его желаниям, внимательно и серьёзно выслушивают его, близость взаимопонимания между ними и ребёнком не будет нарушена, и родители смогут оказать на него необходимое воздействие.

Дети во всём полагаются на нас, они искренне гордятся нами, чем выше наша ответственность за них, тем недопустимее в нашем поведении, поступках любое отклонение морально-нравственных норм.

Сегодня необходимо учить ребят самовыражению, умению отстаивать собственную позицию, свои взгляды. Хорошо, что они высказывают своё мнение вслух, пусть порой, и ошибочное. Убедить ребят, привести их к верным мыслям, за которым встанет поступок, - наша задача.

Конечно, с детства заложить основу правильной жизненной позиции, сформировать культуру умственного труда, скажем прямо, стоит тяжёлого труда, привить высокий эстетический вкус – не просто, но к этому призваны родители.

Семья, что растит и пестует малыша, лепит из него человека. Она желает ему счастья, а потому обязана учить его жить среди людей, считаться с ними, любить их, быть честным, научить думатьнад своими поступками, оценивать их, отвечать за них. Наша общая цель – воспитать человека, который трудом своих рук и души наполнял свою жизнь смыслом.

В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компании сверстников. Всё это приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей. Для России с её многовековой культурой это противоестественно и гибельно.

Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторической и религиозной традиций, воссоздания традиционного уклада жизни общества и семьи.

  1. Итог родительского собрания.

- Всем спасибо за работу! Я думаю, что наша совместная с вами деятельность принесёт пользу Вам и Вашим детям.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

методическая разработка родительского собрания "Качество питания и его влияние на полноценное развитие младшего школьника"

Познакомить родителей с влиянием генетически модифицированных продуктов на здоровье детей, разработать меню младшего школьника....

Родительское собрание на тему: «Чужой среди родных»

Ребёнку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена возможн...

Реализация ФГОС НОО через компетентностно-ориентированную среду школы как условие достижения качества образования

Данное выступление демонстрирует работу РМО учителей начальных классов при реализации ФГОС НОО в Каслинском районе, представляет результаты мониторинга 4-классников....

родительское собрание: « Качество Кубань»

Знакомство родителей  с  целевой  программой « Качество», и формирование у родителей культуры питания,как составляющей здорового образа жизни их детей....

«Внедрение информационно-коммуникативных технологий для успешной реализации ФГОС и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

laquo;Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы»      А.П.Семенов.Тема самообразования «Внедрение информационно-коммуникати...

Выступление на родительском собрании с темой "Игромания среди детей"

Выступление на родительском собрании с темой "Игромания среди детей"...