"Основные трудности учащихся 5 классов"
видеоурок (4 класс) на тему

Зайцева Светлана Валентиновна

В этой методической разработке рассмотрены основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при переходе из начального в среднее звено обучения. Подобраны ситуации для обсуждения с родителями, а также предложены рекомендации для преодоления основных трудностей.

Данная методическая разработка рекомендуется для проведения итогового родительского собрания в 4 классе. Также будет полезна и для классных руководителей 5 классов (проведение первого родительского собрания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon osnovnye_trudnosti_uchashchikhsya_5_klassa.ppt44.5 КБ
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные трудности учащихся 5 класса Выполнила: Зайцева С.В.

Слайд 2

Подростковый возраст (10 – 15 лет) активизация деятельности гипофиза; интенсивный рост тела; расстройства кровообращения; половое созревание.

Слайд 3

Адаптация к новым условиям обучения повышенная тревожность; робость; суетливость; снижение работоспособности; забывчивость; неорганизованность; нарушение сна, аппетита.

Слайд 4

5 основных проблем пятиклассника расставание с начальной школой; кабинетная система обучения; смена вида деятельности; усвоение новых предметов; усложнение учебного материала; рассогласованность требований.

Слайд 5

Эмоции радость; любовь; грусть; волнение; интерес; удивление; принятие; оптимизм; ожидание. злость; страх; агрессия; разочарование; презрение; отвращение; жалость; гнев; печаль.

Слайд 6

Ситуация 1 Ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Слайд 7

Ситуация 2 Накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге – лишь тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не тому что «бесполезно». Что делать?

Слайд 8

Ситуация 3 Придя с работы, застаете ребенка в слезах... Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него да не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура – вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?

Слайд 9

Ситуация 4 Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей». Что вы будете делать?

Слайд 10

Ситуация 5 Ребенок получил четвертную «двойку» по одному из предметов. Что вы будете делать?

Слайд 11

Ситуация 6 Ребенок не понял домашнего задания по английскому языку. Он дождался прихода родителей с работы и попросил ему помочь. Мама ответила, что изучала в школе немецкий, а папа сказал, что учился так давно, что уже ничего не помнит. Ребенок пошел в школу неподготовленным и получил «двойку». Что вы будете делать?

Слайд 12

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей постарайтесь не ругать ребенка; выясните, за что поставлена оценка; проанализируйте ошибки; хвалите ребенка; ставьте доступные цели.

Слайд 13

Рефлексия «Я решил (а) для себя, что никогда не буду...»; «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка — это...».



Предварительный просмотр:

Родительское собрание – круглый стол по теме:

«Основные трудности учащихся пятого класса».

Цель: научить родителей преодолевать основные трудности, с которыми сталкиваются дети при переходе в среднее звено школы.

Задачи:

  1. познакомить родителей с возрастными особенностями детей-подростков и их адаптацией к 5 классу;
  2. выявить основные проблемы при переходе в среднее звено школы;
  3. проанализировать пути преодоления основных трудностей пятиклассника.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • карточки с названиями эмоций: радость, злость, грусть, страх, волнение, интерес, удивление, жалость, принятие, оптимизм, печаль, отвращение гнев, агрессия, ожидание, разочарование, презрение;
  • корзинка;
  • карточки с проблемными ситуациями (6 штук).


Ход родительского собрания:

  1. Сообщение темы и задач родительского собрания

Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.

  1. Возрастные особенности детей-подростков и их адаптация к 5 классу

Подростковый возраст (10 – 15 лет) – период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Во взаимоотношениях со взрослыми подросток не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Подросток – это ребенок, становящийся взрослым.

В 5 классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70 – 80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через      2 – 4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2 – 3 месяца и даже больше.

  1. Основные проблемы учащихся 5 классов

Вам было рассказано об особенностях учащихся 5 классов. А теперь, уважаемые родители, подумайте, что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? На столе перед вами лежат листы бумаги и ручки. Напишите 5 основных проблем пятиклассника. Сдайте мне ваши листочки. Сейчас давайте узнаем, какие же проблемы на ваш взгляд, являются наиболее актуальными для пятиклассников (Учитель записывает проблемы, которые выявили родители)

На доске вы видите выявленные нами основные проблемы, с которыми сталкиваются дети при переходе в среднее звено школы:

  • расставание с учителем начальных классов;
  • кабинетная система обучения;
  • смена вида деятельности;
  • усвоение новых предметов;
  • усложнение учебного материала;
  • рассогласованность требований учителей…

Как вы думаете, какие эмоции ваш ребенок испытывает при переходе в среднее звено школы? Давайте поиграем в «Корзину эмоций». Опустите руку в корзинку и возьмите карточку с названием эмоции. Пока подойду к каждому, у вас будет время подготовиться объяснить, почему ребенок может испытывать данную эмоцию.

  1. Пути решения основных трудностей пятиклассника

Вы уже познакомились с основными трудностями, которые возникают при переходе в среднее звено школы и знакомы с эмоциями, которые переполняют ваших детей на данный момент. Теперь ваши знания закрепим на практике. Для этого разобьемся на микрогруппы по 3 – 4 человека. Сейчас, уважаемые участники, каждая группа получит вариант проблемных ситуаций. В течение 5 минут вы должны ознакомиться с ними и представить 2 – 3 варианта решения этой проблемы. Можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации.

Ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге – лишь тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не тому что «бесполезно». Что делать?

Придя с работы, застаете ребенка в слезах... Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него да не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура – вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?

Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей». Что вы будете делать?

Ребенок получил четвертную «двойку» по одному из предметов. Что вы будете делать?

Ребенок не понял домашнего задания по английскому языку. Он дождался прихода родителей с работы и попросил ему помочь. Мама ответила, что изучала в школе немецкий, а папа сказал, что учился так давно, что уже ничего не помнит. Ребенок пошел в школу неподготовленным и получил «двойку». Что вы будете делать?

Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют в обсуждении.

Нет правильных или неправильных решений в какой-то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.

Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности – учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться – это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться – это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.

Для начала надо усвоить, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.

Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (участникам раздается их текст), которые вы найдете в специальной памятке:

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей

  • Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

  • Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка, чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

  • Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

  • Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

  • Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

  • Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет.

  1. Рефлексия

Мы завершаем нашу работу, благодарим участников и просим каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой предмет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что никогда не буду...», а завершает ее в соответствии с собственным пониманием проблемы. Затем микрофон передается следующему участнику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка — это...» И так поочередно.

Надеюсь, что вы будете применять полученные сегодня знания в своей жизни и они помогут вам в воспитании детей. Спасибо, уважаемые родители, за активное участие. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Основные трудности обучения произношению на начальном этапе освоения английского языка"

В статье освещаются основополагающие моменты разрешения актуальной проблемы обучения детей младших классов произносить звуки так, как это делают носители английского языка....

Основные трудности, возникающие у детей, обучающихся по программе 7 вида в 1 классе

Данная работа направлена на анализ основных трудностей, возникающих у детей, обучающихся по программе 7 вида в 1 классе...

Основные трудности при обучении обучающихся с ОВЗ и пути их преодоления.

Основные трудности при обучении обучающихся с ОВЗ и пути их преодоления....

Основные трудности изучения морфологии в поликультурной начальной школе и возможные пути их преодоления.

Основные трудности изучения морфологии в поликультурной начальной школе и возможные пути их преодоления....

Основные трудности и принципы овладения русским языком детьми-билингвами младшего школьного возраста тюркской языковой группы

В связи с интенсивно протекающими миграционными процессами получило распространение совместное обучение русскоговорящих детей и детей, у которых родной язык не русский. Эти дети, как правило, плохо вл...

Основные трудности при обучении детей английскому языку на начальных этапах.

В статье кратко описаны проблемы, с которыми сталкиваются педагоги английского языка на первом году изучения предмета детьми.Также описаны способы и приемы проведения занятий для младших школьников....