«Зависимость поведения и успеваемости младших школьников от психологического климата в семье».
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Лебедева Софья Александровна
Методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию детей   в условиях семьи, которые звучат достаточно свежо и своевременно  (в соответствии с работами П.Ф. Лесгафта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_sostoyanie_shkolnikov.doc65.36 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Софья Александровна

учитель начальных классов ГБОУ Школа №1613

«Зависимость поведения и успеваемости

младших школьников от психологического климата в семье».

Оглавление

Введение        

Зависимость поведения и успеваемости младших школьников от психологического климата в семье по Лесгафту        

Заключение        

Список использованной литературы        

Введение

Гуманистические идеи П.Ф. Лесгафта о воспитании, об уважении к личности ребенка, недопустимости произвола по отношению к нему, единстве физического, нравственного, умственного и трудового воспитания, развитии детской самодеятельности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, о педагогическом оптимизме продолжают оставаться актуальными и сегодня.

Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.

Вклад Лесгафта в развитие педагогической науки трудно переоценить. Так как особенное внимание он уделял развитию физической культуры, то именно это направление его работы получило наибольшее внимание со стороны исследователей Шахвердова Г.Г., Шабунина А.В., Таймазова В.А., Курамшина Ю.Ф., Марьянович А.Т., Стоюнина В.Я.

Донской Д.Д. писал, что одной из ведущих идей научного мировоззрения и педагогической практики П.Ф. Лесгафта было гармоническое развитие человека, физическое и духовное, посредством физических упражнений.

В.Я. Стоюнин, называл его работы "лучом света в педагогических потемках", призывал: "Читайте, читайте, если хотите добра вашим детям", поскольку "как в зеркале отражаются в этюде г. Лесгафта все последствия нашего воспитания, следствия неизбежные, потому, что было бы чудо, если бы вместо них явилось что-нибудь другое".

Цель исследования: раскрыть содержание идей П.Ф. Лесгафта в области педагогики.

Зависимость поведения и успеваемости младших школьников от психологического климата в семье по Лесгафту

Выдающийся представитель русской педагогики конца Х1Х – начала ХХ вв. Петр Францевич Лесгафт в истории развития педагогической мысли России занимает особое место, им создана теория семейного воспитания, построенная на самых гуманных принципах и надолго определившая круг основных проблем в отечественной педагогике. Изучением проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии П.Ф.Лесгафта занимались ученые Е.Н.Медынский, А.В.Плеханов, Н.С.Даведьянова и др., но они не делали специального акцента на воспитании детей дошкольного возраста в условиях семьи.

Анализируя концептуальные основы теории семейного воспитания П.Ф.Лесгафта, выявили философские, естественно-научные и педагогические предпосылки ее формирования.. Что касается сущности теории семейного воспитания, то, как подтверждают изученные источники и литература, П.Ф.Лесгафт внес вклад в разработку ее фундаментальных идей, понятий и принципов [1].

Особое внимание П.Ф.Лесгафт уделил разработке основ семейного воспитания ребенка-дошкольника, понимая специфику семьи как особого социального института и важность периода дошкольного детства как фундамента полноценного развития личности. П.Ф.Лесгафт предложил периодизацию первых семи лет жизни ребенка, дав характеристику каждому из периодов.

Он сформулировал главные основания , которых необходимо придерживаться при воспитании ребенка в семье ( чистота, отсутствие произвола в действиях родителей, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, признание личности ребенка и права ребенка на личную неприкосновенность). Разработанный П.Ф.Лесгафтом концептуальные основы теории семейного воспитания определи предложенную им методику организации семейного воспитания детей дошкольного возраста. Методика состоит в том, чтобы тщательно разделить: что дала человеку природа, окружающая среда и что он сам из себя сделал. Природа дает человеку все наследственные и врожденные качества. Все физическое, умственное и нравственное развитие ребенка определяется, главным образом, воздействием окружающей среды. Что человек сам из себя сделал? В отношении к ребенку дошкольного возраста это можно трактовать как впитывание всего, что давала ему в период дошкольного детства среда как основа для стремления к самопроявлению, самоутверждению.

Особый интерес в педагогике П.Ф.Лесгафта имеет его учение о типах как типах личности человека, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте. Ученый обосновал причины и условия формирования каждого из шести типов, ярко иллюстрируя их примерами из жизни. Типы составляют основную часть его представления об идеально-нормальной личности, которую следует формировать всей системой воспитания. Основной акцент в работе мы сделали на «нормальном» типе личности и условиях его формирования в семье, так как это совпадает с целью семейного воспитания, которое предполагает, в первую очередь, оптимальные условия для полноценной и всесторонней реализации природного потенциала ребенка- дошкольника.

Полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях, в первую очередь, это касается условий воспитания ребенка в семье [2].

По П.Ф.Лесгафту – это:

  • атмосфера любви;
  • высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела;
  • регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка;
  • исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств;
  • гармоническое развитие всех способностей ребенка;
  • постепенность и последовательность;
  • ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми.

П.Ф.Лесгафт предложил ряд рекомендаций родителям и педагогов по воспитанию детей дошкольного возраста в условиях семьи, которые звучат достаточно свежо и своевременно, а именно: естественное грудное вскармливание ребенка; бережное, внимательное отношение к ребенку; не делать из ребенка «кумира»; правдивость взрослых в обращении с ребенком; приучать детей рассуждать, отдавать себе отчет в своих действиях; использование стремления детей к игрушкам- самоделкам; повышение образования матерей; наказание не возводить в принцип.

Концепция семейного воспитания П.Ф.Лесгафта, будучи фундаментально проработанной с научной точки зрения, представляет особый интерес сегодня с учетом вызовов, перед которыми стоит современное образование и современная семья [3].

Заключение

Базис системы Лесгафта может быть, по моему мнению, охарактеризован девизом: «Ничего лишнего, так как истинное образование должно вести именно к тому, чтобы устранить в человеке ложное, бесполезное, грубое». Научная обоснованность системы Лесгафта делает ее, безусловно, сильной и во многих случаях неотразимой; практическое ее приложение может быть не везде одинаково исполнимо, но невозможно требовать, чтобы практические формы выходили реальными, жизненными и окончательными.

Их модификация и трансформация будут совершаться постоянно в руках умелого и образованного руководителя, работа которого должна лишь направляться общими непреложными принципами.

Список использованной литературы

  1. Лесгафт П. Ф. Воспитание ребенка – СПб.,  2012 –  416 с.
  2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – СПб., 2015. – 218 с.
  3. Симонкина Ю. С. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования [Текст] / Ю. С. Симонкина, В. М. Иохвидов // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 55-57.