Грамматические значения в русском языке. Роль усвоения их для общего развития детей
консультация на тему

Денисова Ольга Анатольевна

       Грамматические значения — это значения отношений между явлениями действиительности, обозначенными словами, т. е. это языковые значения ло-гического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения слово-образовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она сос-тоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskie_yazykovye_znacheniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические значения в русском языке. Роль усвоения их для общего развития детей


       Грамматические значения — это значения отношений между явлениями действиительности, обозначенными словами, т. е. это языковые значения ло-гического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения слово-образовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она сос-тоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами.     Например, ребенок может понимать лексический смысл, т. е. соотносить с внеязыковой действительностью слова яблоня, посадить, но не знать смысла грамматических форм, употребленных в предложениях: «Яблоня посажена» или «Яблоню посадят» (не понимать смысла формы именительного падежа существительного и краткого страдательного причастия, обозначающих предикативные, т. е. сказуемостные, отношения, или винительного падежа существительного и 3-го лица будущего времени глагола, обозначающих дополнительные, предметные, отношения). Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предло-жении.
       Трудность обучения грамматическим значениям родного языка состоит в том, что обучающий (мать, воспитатель, иногда даже учитель в школе) сам не осознает этих значений и употребляет их интуитивно, усвоив их в про-цессе естественного восприятия родного языка. Именно овладение грамма-тическими значениями (на уровне интуиции, неосознанно) делает человека существом мыслящим.
      Отсюда следует, что важнейшей заботой обучающего (матери, воспи-тателя, учителя) должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все (все!) грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Повторяем, процесс этот протекает бессознательно. Однако, если он тормо-зится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задержива-ется. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до шко-лы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отно-шения между изучаемыми в школе явлениями действительности. В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.

Характер грамматических ошибок в детской речи.


В нашей методике, к сожалению, нет никаких указаний о том, как возможно раньше определить отставание ребенка в усвоении им грамматических зна-чений. Мы замечаем беду уже в школе, когда ребенок оказывается неспо-собным осилить даже курс I класса, и тогда исправить что-то уже трудно.
Но средства исправления грамматических ошибок ребенка в словообразова-нии и в словоизменении разработаны достаточно полно. Эти ошибки часто свидетельствуют о том, что процесс усвоения грамматических значений идет нормально, ребенок усвоил саму идею о наличии в его родном языке грамма-тических значений и овладевает ими в меру педагогического таланта своих воспитателей, предоставляющих в его распоряжение образцы грамматичес-ких форм, которым он подражает. Ребенок же, не направленный вовремя на путь понимания (интуитивного) грамматических форм в речи, не делает та-ких ошибок потому, что чаще всего просто молчит.
     Приведем примеры грамматических ошибок в речи детей, свидетельству-ющие о том, что они понимают смысл употребляемых ими грамматических форм, но еще не запомнили, как их надо употреблять в речи, — не усвоили речевой нормы.
      Грамматические ошибки в словообразовании.

Дети образуют «свои» слова по аналогии с теми, которые они уже усвоили. Например: по аналогии с течь (сущ.): «копь» — «Там везде копь экскаватор понаделал» (3 года 8 месяцев); «капь» — «В лесу дождик все закапал, такая капь везде» (3 года 8 месяцев); «тепь» — «От солнышка тепь пошла» (3 года 10 месяцев); по аналогии с бег: «прыг» — «У кузнечиков такой прыг пошел» (3 года 6 месяцев); «сид» — «Надоел мне этот сид, пойду бегать» (3 гола 6 месяцев); по аналогии с певун: «чистун» — «Сеня наш чистун, хороший» (4 года); «светлун» — «Папа, ты светлун, на кнопку нажал и свет» (4 года); по аналогии с краснота: «грязнота» — «Фу, здесь все грязнота» (3 года 5 меся-цев); «голубота» — «На дорожке голубота» (после дождя в лужах) (3 года 6 месяцев); по аналогии с воспитатель: «думатель», «говоритель»,«вставитель» (4 года); по аналогии с храбрость: «плохость», «худость» (худоба),«умность», «сладкость» (4 года 3 месяца); по аналогии с сидение: «спание», «звонение», «устание» (усталость), «боление»; по аналогии с прибить: «примолоточить», «прилаять» — «Бобик прилаял во двор», т. е. с лаем прибежал во двор; по аналогии с заговорить: «заесть» (начать есть) — «Черепаха не ела, а потом заела»; «зарассказывать»—«Бабушка, зарассказывай сказку» (3 года 1 месяц); по аналогии с подберезовик: «подтополик» — «А подтополики бывают?»; «подкаменник» — «Этот жук подкаменник, он под камнем был» (5 лет).     Примеры можно продолжать без конца: нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы свои слова.
     Взрослые понимают грамматический смысл этих детских новообразова-ний по той простой причине, что собственно смысловых грамматических ошибок тут и нет: приставки, суффиксы употреблены совершенно осмыслен-но, у них правильные значения; ошибки здесь в том, что дети еще не помнят, с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи эти аффиксы.
       Грамматические ошибки в словоизменении.
Дети изменяют слова в речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, непродуктивный тип они усваивают обычно позже, и, если им в этом своевременно не помочь, ошибки в словоизменении «доживают» до школы, когда исправлять их уже гораздо труднее. К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие группы слов, такие, как глаголы есть, ехать, расти (каждый из них составляет особую группу спря-жения), разносклоняемые существительные типа имя (насчитывают всего 10 слов) и другие, но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому оши-бочное изменение их всегда заметно.
Вот некоторые типичные грамматические ошибки такого рода:
1) смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: «домы», «поезды», «окны», «человеки»;
2) унификация окончаний родительного падежа множественного числа су-ществительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по ти-пу столов: «карандашов», «этажов», «мы-шов», «утков», «птнчков»,«книгоз», «куклов», «девочкОв», «рукОв», «дверев», «лошадев»;
3) унификация стилистических различий в окончаниях предложного падежа ед. числа неодушевленных существительных, имеющих разговорную форму на -у в отличие от книжной формы на -е (на мысу — на мысе): «в лесе», «в носе», «в роте», «на суке».
4) неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неоду-шевленных существительных: «видели поросенок», «поймали олень», «поса-дили дуба»;
5) склонение несклоняемых существительных: «был в кине», «пуговицы на пальте», «поехали за пианином»;
6) отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образо-вании сравнительной степени: «твердее», «чистее», «гладчее»;
7) унификация спряжения глаголов, спряжение всех непродуктивных глаго-лов по типу продуктивных: давать — «даваю», дать — «дадишь», ехать — «ехаю», «ехай», бежать — «бежу», «бежи», искать — «искаю», «искай»;
8) несклонение числительных: «собака с пять щенят», «курица пришла без два цыпленка».
     Конечно, дети, как правило, не умеют пользоваться в речи причастными и деепричастными формами глагола, потому что редко слышат их в речи взрос-лых: взрослые стараются меньше употреблять эти грамматические формы, боясь, что дети не поймут их; но потом, в VI классе, когда наступает время изучения этих форм, то обычно оказывается, что дети не подготовлены к их усвоению. В результате речь многих ребят оказывается обедненной в грам-матическом отношении. Воспитателю следует реагировать и на диалектные ошибки детей, например на употребление ими в родительном падеже сущест-вительных жен. рода окончания -е (-и): «у маме», «у мами», «от сестре», «у кукле», «у кукли», «с горе», «без ложке» или употребление существительных среднего рода в женском роде: «моя платья», «теплая молоко», «твоя ружье», а также на другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребе-нок. Надо заметить, что диалектные ошибки в речи детей устранить несрав-ненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста

Статья на тему: "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста...

Урок русского языка 1 класс "Наблюдение над общим значением однокоренных слов"

Урок разработан по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века». Урок русского языка в 1 классе относится к блоку «Как устроен наш язык».Развитие активности, самостоятельности, инициативы...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

Презентация к классному часу "Наш герой!" Презентация предназначена для учащихся начальных классов, способствующая расширению кругозора и общему развитию детей. Человек и космос. Ю.А.Гагарин.

Презентация к классному часу "Наш герой!"  Презентация предназначена для учащихся начальных классов, способствующая расширению кругозора и общему развитию детей. Человек и космос. Ю.А.Гагари...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс...

Комплекс дидактических упражнений по овладению лексико-грамматическим строем речи русского языка младшими школьниками с русско-киргизским билингвизмом

Подобран и адаптирован комплекс дидактических упражнений, основанный на принципах и методах преподавания русского языка как иностранного, который был разбит на тематические блоки (осень, овощи, фрукты...