ОРКСЭ
материал (4 класс) на тему

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon orkse.ppt2.45 МБ
Файл orkse.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ)»

Слайд 2

Нормативно-правовой основой введения в общеобразовательных учреждениях РФ комплексного учебного курса «ОРКСЭ» являются: поручение Президента РФ от 2 августа 2009 г. ; распоряжение председателя правительства РФ от 11 августа 2009 г. ; с 2012 года преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется во всех субъектах РФ.

Слайд 3

Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Слайд 4

Цель учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Слайд 5

Задачи учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали; развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Слайд 7

Курс «ОРКСЭ»-единая комплексная учебно-воспитательная система. Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Курс ОРКСЭ дополняет аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся, предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

Слайд 8

Основы православной культуры Учебный модуль знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни

Слайд 9

Основы мировых религиозных культур С учётом возрастных особенностей учащихся 4 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

Слайд 10

Модуль знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Основы светской этики

Слайд 11

Основы исламской культуры Знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану, авторы подчёркивают значение этой книги как источником нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

Слайд 12

Основы буддийской культуры Модуль в доступной для учащихся 4 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

Слайд 13

Знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России. Основы иудейской культуры

Слайд 14

Структура Блок 1 (общий для всех модулей) Блок 4 (общий для всех модулей) Введение. Духовные ценности и нравс тве нные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов) Блок 2 Блок 3 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов) Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Слайд 15

Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется - «Наш дом – Россия». Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций; что такое «духовность», «традиция» «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Слайд 16

Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.) В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

Слайд 17

Блок 3.Традиционные религии и этика в России (12 ч.) Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах.

Слайд 18

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 ч.) Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов.

Слайд 19

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).



Предварительный просмотр:

 ( слайд 1)«Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ)» 
(слайд 2)Нормативно-правовой основой введения в общеобразовательных учреждениях РФ комплексного учебного курса «ОРКСЭ» являются:

  • поручение Президента РФ от 2 августа 2009 г. ;
  • распоряжение председателя правительства РФ от 11 августа 2009 г. ;
  • с 2012 года преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется  во всех субъектах РФ.

     (слайд 3)Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. 

(слайд 4)Цель учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,  основанному   на   знании культурных  и   религиозных   традиций многонационального народа России, а также  к  диалогу   с представителями других  культур  и  мировоззрений.

(слайд 5)Задачи учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

  • знакомство обучающихся с основами православной,

 мусульманской, буддийской, иудейской культур,

основами мировых религиозных культур и светской

 этики;

  •  развитие представлений младшего подростка

 о значении нравственных норм и ценностей для

 достойной жизни личности, семьи, общества;

  •  обобщение знаний, понятий и представлений о

 духовной культуре и морали;

  •  развитие способностей школьников к общению

 в полиэтнической и многоконфессиональной среде

 на основе взаимного уважения и диалога во имя

общественного мира и согласия.

(слайд 6)Курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:

1.«Основы православной культуры»;

2.«Основы мировых религиозных культур»;

3.«Основы светской этики»;

4.«Основы исламской культуры»;

5.«Основы буддийской культуры»;

6.«Основы иудейской культуры».

(слайд 7)Курс «ОРКСЭ»-единая комплексная учебно-воспитательная система. Все модули  курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Курс ОРКСЭ дополняет аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся  учащиеся, предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

           (слайд 8)ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебный  модуль знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека,    его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

(слайд 9)ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

С учётом возрастных особенностей учащихся  4 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

 (слайд 10)ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Модуль знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.

Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

(слайд 11)ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану, авторы подчёркивают значение этой книги как источником нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

(слайд 12)ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Модуль в доступной для учащихся 4 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

          (слайд 13)ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

         Знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии  - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

(слайд 14)Структура

Блок 1 (общий для всех модулей)

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

 (1 час)

Блок 2

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов)

Блок 3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов)

Блок 4(общий для всех модулей)

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

 (слайд 15)Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

Первый урок называется - «Наш дом – Россия».

Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций; что такое «духовность», «традиция» «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.

Проводится мысль, что при явном различии наших взглядов
на мир, при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми
по отношению друг к другу.

(слайд 16)Блок 2.Основы традиционных религий   и светской этики (16 ч.)

В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике.

Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

(слайд 17)Блок 3.Традиционные религии и этика в России (12 ч.)

Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося.

В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни.

Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах.

(слайд 18)Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 ч.)

Происходит презентация индивидуальных и коллективных
творческих проектов.

(слайд 19)Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

(слайд 20)В нашем учебном заведении был выбран модуль «Основы православной культуры» уроки проводятся  в объёме 1 ч в неделю в 4 классе.

         (слайд 21)В нашей школе курс ОПК преподается каждым учителем начальных классов, прошедшего специальную подготовку.  И преимущества такого варианта для нас очевидны.

Учитель  начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других  уроках, а также во внеурочной  каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам.  И дети ждут от нас,  взрослых, чтобы мы им показали путь, по  которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно, объективно историю Отечества, всесторонне исследовать  и преподать творчество гениальных писателей и поэтов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...