Родительское собрание "Формирование читательской компетенции младших школьников"
материал (2 класс) на тему

Цель родительского собрания: помочь осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников. Проводилось во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_2_chitatelskaya_kompetentnost.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Морозовская средняя общеобразовательная школа»

Родительское собрание-круглый стол

"Формирование читательской компетенции учащихся"

( для родителей 2 класса)

Автор: Сверкунова Марина Николаевна,

учитель начальных классов

д. Морозовица

2016 г.

Основная задача взрослых –

открыть в ребенке талант читателя.

С.Я.Маршак

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы.

Задачи:

  1. Познакомить родителей со значением книги в жизни младшего школьника.
  2. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение книги в жизни младшего школьника.
  2. Как развивать читательский интерес ребенка.
  3. Что мешает чтению детей.

Организация родительского собрания:

Подготовка сценария собрания и презентации.

Оформление приглашений для родителей на собрание.

Составление памяток для родителей.

Анкетирование учащихся и родителей и его анализ.

План собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Анализ статистики, анкет  учащихся и родителей.
  3. Лекция классного руководителя о семейном чтении.
  4. Что мешает чтению детей.
  5. Копилка родительского опыта.
  6. Подведение итогов.
  7. Решение родительского собрания.

Ход родительского собрания

1.Вступительное слово классного руководителя.

     2015 год объявлен президентом РФ  Годом литературы в Росии.

Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением. Сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

        На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

        Литературное развитие- это возрастной процесс восприятия искусства слова, умений анализировать и оценивать прочитанное, а также процесс развития собственного литературного творчества детей.

Критерии литературного развития:

- начитанность ( круг чтения ребенка);

-сформированность интереса к чтению (семейное чтение и обсуждение);

-уровень читательских навыков работы с текстом и книгой.

Существует как минимум 5 причин, по которым надо читать книги:

1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми. Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.

2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.

3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта. Сейчас на смену старой оценке знаний  идет другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.

5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.

2. Анализ статистики, анкет  учащихся и родителей.

Как же обстоят дела с чтением ребят на уроках и после них? Ребятам была предложена анкета. ( см. Приложение 1)

Анализ анкет

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?  Да- 5           Нет- 18
  2. Что больше всего нравится тебе делать: читать, играть, смотреть телевизор?  Читать- 13      Играть- 19         Смотреть телевизор- 12
  3. Какие книги ты любишь читать: стихи, сказки, о животных?

Стихи- 5       Сказки- 12         Произведения о животных- 13

          Другое- 2

  1. Что нравится тебе получать в подарок: книгу, игры, одежду?

Книга- 11            Игры- 21               Одежда- 10

  1. У вас дома много книг?      Нет- 3      Много- 19

       Если проанализировать данные анкет, то можно заметить, что большинство детей и осознают важность чтения, и любят читать, половина опрошенных рады получить в подарок книгу, а дома большую библиотеку имеют большинство обучающихся.

       Но анализ анкет родителей  эту информацию не подтверждает. Родители отвечали на следующие вопросы:

  1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?
  2. Сколько времени он проводит за книгой?
  3. Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Как вы это поощряете?
  5. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
  6. Считаете ли вы себя активным читателем?

Видно, что только 7 обучающихся из 23 охотно читают сами, их не приходиться заставлять, напоминать, 10- ым нравится читать книги, а большинство родителей сами не могут назвать себя активными читателями. Но мы должны помнить, что ребенок учится на примере. Достаточно вспомнить народные пословицы и поговорки:

Яблоко от яблони упало недалеко.

Хороший пример – наилучшая проповедь.

Добрый пример лучше ста слов.

      Таким образом, лучше не говорить детям о книгах, а показать на собственном примере, что надо любить книгу.

3. Лекция классного руководителя о важности семейного чтения

Как привить интерес и любовь к чтению и книге?

     Но если читать столь необходимо, как же повысить читаемость хотя бы в пределах собственной семьи? Сегодня многие социологи и психологи приходят к выводу, что «кризис чтения» невольно подготовлен самими педагогами и родителями. Беда в том, что детей не научили любить книги.

1.Совместное чтение. Читать ребенку сказки необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.

Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.

Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?

Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.

Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут.

2.Подбор интересных и развивающих книг. Книги, которые предлагаются подросшим детям для самостоятельного изучения, должны быть тщательно подобраны в соответствии с интересами и уровнем развития юного читателя. Это отнюдь не означает, что книга должна быть простой. В идеале уровень сложности должен чуть-чуть превышать познания ребенка. Тогда книга стимулирует дальнейшее развитие человека, заставляет его повышать планку и расти над собой.

Выдать памятку «СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ» ( см. Приложение 2)

Действия учителя по формированию читательской компетенции:

  • Уроки литературного чтения, русского  языка, окружающего мира; на  факультативах, во внеурочной деятельности.
  •  «Жужжащее чтение».
  •  Создание собственных книг, написание  произведений.
  • Активное сотрудничество с сельской и школьной библиотеками.
  • Проведение классных часов, конкурсов чтецов и др.

4. Что мешает чтению детей?

Я предлагаю вам подумать над вопросом: Что мешает чтению детей?

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

        Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. В раннем возрасте ребенок не может четко определить, где – правда, а где – ложь. Он слепо доверяет всему тому, что видит на экране. Им легко управлять, манипулировать его эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

        Просмотр фрагмента из документального фильма  «25 кадр». Обсуждение.

КОМПЬЮТЕР

       Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.

Анализ компьютерных игр.

5. Копилка родительского опыта

( обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье, высказывания о ведении читательских дневников, о семейном чтении, о выборе книг, «Библиотека и семья»)

  1. Подведение итогов родительского собрания.
  • Какие из материалов, использованных на собрании, показались вам наиболее интересными?
  • Какой вопрос родительского собрания следовало обсудить более подробно?
  • Какой вопрос, по-вашему, не затронут на собрании, хотя тема собрания предполагает его решения?

7. Решение родительского собрания. Примерный вариант:

  • Принять к сведению информацию учителя по теме собрания.
  • Использовать для привития детского чтения удачный опыт других родителей.
  • Провести в классе конкурс на «Лучший читательский дневник», «Маленький читатель».
  • Проводить еженедельную проверку навыка чтения с занесением в дневник.
  • Организовать собрание совместно с детьми в форме игры, соревнования, семейной гостиной или  праздника.

Библиография:

1. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания. 1-4 классы: ВАКО: М., 2006.

 Интернет- источники:

http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/12/roditelskoe-sobranie-konkurs-kruglyy-stol-formirovanie

http://infourok.ru/roditelskoe_sobranie_na_temu_formirovanie_chitatelskih_kompetenciy_mladshih_shkolnikov-140677.htm

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fn8s5.ucoz.ru%2Fmbou_sosh-3.doc&name=mbou_sosh-3.doc&lang=ru&c=5697ec4930d1

Приложение 1.

Анкета для  ученика

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?__________
  2. Что больше всего нравится тебе делать: читать, играть, смотреть телевизор? ___________________________________
  3. Какие книги ты любишь читать: стихи, сказки, о животных?
  4. Что нравится тебе получать в подарок: книгу, игры, одежду?
  5. У вас дома много книг?__________________________

Анкета для родителей

  1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?_____________________________________________________________
  2. Сколько времени он проводит за книгой?_____________________________________________________________
  3. Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения?_____________________________________________________________
  4. Как вы это поощряете? Хвалю- дарю книгу- другое _____________________________________________________________
  5. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?

_____________________________________________________________

  1. Считаете ли вы себя активным читателем? Обведите: да         нет

Приложение 2.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

2. Читайте с ребенком каждый день.

3. Окружайте ребенка книгами.

4. Читайте медленно и громко. Задавайте вопросы о прочитанном.

5. Читайте книги снова и снова.

6. Не давите на ребенка. Ребенок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это - чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью.

7. Разрешайте ребенку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.

8.Показывайте свою заинтересованность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"

Целью данного родительского собрания   является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение  важной пробле...

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников (родительское собрание)

Родительское собрание.В помощь родителям по осознанию ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников и вовлечению родителей в решение проблемы....

Родительское собрание по теме "Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников"

В материалах собрания затрагивается тема о важности роли чтения в жизни детей....

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....