Влияние внеурочной деятельности на формирование коммуникативных умений.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Влияние внеурочной деятельности на формирование коммуникативных умений.

Внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативных умений младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке.

Важно помнить, что обучение общению – не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя,  психолога и конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы. Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Составляющими коммуникативных умений являются:

– умение слушать;

– умение понимать и принимать мнение другого;

– умение решать конфликт;

– умение адекватно оценивать себя и других .

Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирования коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности.

Упражнение «Комплимент» развивает  такие качества как доброжелательность, вежливость, внимательность, формирование значимости для ребенка мнения окружающих.

Упражнение «Групповой рассказ» сплачивает коллектив, развивает умение слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.                                                                             

Упражнение «Изобрази предмет» знакомит с приемами общения, развивает  базовы коммуникативные умения

Формирование положительной мотивации младших школьников к читательской деятельности путём использования активных форм и методов обучения, стимулирующих их читательскую активность, обеспечивает эффективность формирования основ читательской компетентности младших школьников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений через групповую деятельность на уроках.

Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению в совместной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья о  коммуникативных умениях у младших школьников и виды деятельности для их формирования...

ВОЗМОЖНОСТИ СОТВОРЧЕСКОЙ ДИЗАЙН- ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Cтатья посвящена проблеме изучения и развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста. Рассматриваются особенности и специфика дизайн-деятельности как фактора формирования коммуникати...

Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников

Раскрывается понятие  «коммуникативные умения», проблемы общения, а также специфика развития коммуникативных умений в младшем школь­ном возрасте....

Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем...

Формирование коммуникативных умений на внеурочных занятиях по ИЗО.

Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.Без этого – он засушенный цветок!»...