Статья " Девочки и мальчики учатся по -разному"
статья (1 класс)

В статье говорится о факторах формирования гендерной идентичности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_devochki_i_malchiki_uchatsya_po-raznomu.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема: Мальчики и девочки учатся по- разному

План:   1.     Роль отца и матери в гендерной социализации ребенка        

              2. Факторы формирования гендерной идентичности

              3.  Преимущества и недостатки умственных и речевых способностях девочек и мальчиков.

               4 .Особенности мотивации в учебной деятельности.

              5. Создание оптимальной среды обучения для мальчиков и девочек.

             6. Учет половой принадлежности в использовании методов поощрения и наказания

             7. Факторы риска. Факторы защиты.

                          Мальчики и девочки учатся по- разному                                                                                                                  

1.В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители, при этом подходы их к воспитанию часто диаметрально противоположны. Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течении первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне.                                                                                                                                        Матери менее дифференцированно относятся к детям разного пола по сравнению с отцами. Но, тем не менее, матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания.

2. Cтановление гендерной идентичности включает в себя много фокторов. Все эти факторы можно разделить на две группы – внутри - и внесемейные. Ко вторым, из наиболее значимых, относятся телевидение, литература, игрушки, язык. Выделяются два основных механизма, влияющих на становление идентичности ребенка и принятие им  роли, соответствующей его полу. Это дифференциальное усиление - прямое позитивное подкрепление поведения ребенка , соответствующего его  гендеру, и негативное подкрепление обратного, а также дифференциальное подражание – это процесс, в котором мальчики обычно подражают поведению мужчин, а девочки — поведению женщин, что происходит в связи с тем, что ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам.

3. Выявлено, что девочки 6-7 лет, в сравнении с их сверстниками – мальчиками, имеют более развитый вербальный компонент интеллектуального развития, что находит свое отражение в более широком словарном запасе, большей речевой беглости, легкости извлечения слов из памяти, а также в более быстрых темпах формирования понятийного мышления. Мышление мальчиков обобщенное, абстрактное, а девочек более детальное и конкретное. Мальчики ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач. Девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, которые требуют тщательности исполнения. У девочек более правильная сложная речь, неречевые задачи лучше решают речевым способом. Внимание мальчиков более рассеянное, менее устойчивое, девочки более внимательны, быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. В отличие от девочек у мальчиков быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции). Мальчики ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа, девочки же ориентированы на восстановление контактов. Следует отметить, что результаты сравнения готовности к школе мальчиков и девочек 6-7 лет убедительно свидетельствуют о лучшей готовности к школе девочек.  Помимо этого девочки, будучи весьма ориентированными на усвоение социально желательных форм поведения, воспринимают учебную деятельность как нечто само собой разумеющееся и активно противопоставляют ее игровой деятельности, тогда как мальчики два этих вида деятельности не разделяют. У девочек лучше развит социальный интеллект, они менее тревожны и агрессивны, это значит что, у учителя с ними меньше проблем.

4. Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Мотивационную роль играют и получаемые школьниками отметки. При этом учащиеся 1-2 классов воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижа, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым».

5. Ценностными ориентирами в женском образовании должны стать терминальные  и инструментальные ценности. Содержание женского образования не должно отвечать только традиционной схеме женского образования, быть «чисто женским». В нём должны быть черты образования, несущие в себе потенциально заложенные идеи стремления к независимости через постижение наук, соответствующие интересам, потребностям, возвышенным порывам души, делающие женщину высокоинтеллектуальной.                    Мужское образование предполагает развитие физических и психологических качеств, высокий профессионализм, рыцарство, готовность вести за собой, лидерство, компетентность в научных, общественных и бытовых проблемах.

6. Не подавлять, а доверять

Учёными доказан факт, что мальчики острее воспринимают любой вид давления – и психологический, и физический. Они ранимее, более чувствительны к обидам, крикам и наказаниям. Есть такие психологические термины, как «любовь-доверие» и «любовь-опека». Так вот, первая необходима для мальчиков, а вторая – для девочек. Постоянную опеку сын воспримет, как недоверие и будет сопротивляться, а вот почувствовав доверие с вашей стороны, будет изо всех сил стараться его оправдать.

7. Излишняя забота мамы в удовлетворении той или иной потребности мальчика, часто толкуется им, как неверие мамы в его силы и в то, что он сможет что-нибудь сделать сам. А если отец слишком уверен в способностях дочери к самостоятельным действиям и часто предоставляет ей все делать самой, она, скорее всего, начнет думать, что он не хочет заботиться о ней. Если девочке предоставляют излишнюю самостоятельность, оставляя без опеки, она может это истолковать по-своему: ее отталкивают, не любят, обижают. Мальчик, напротив, часто становится окрыленным от подобного настроя родителей, ведь он чувствует, что они ценят его самостоятельность, верят, что он способен позаботиться о себе сам и сделать все замечательно.
Излишнее материнское беспокойство и опека нередко делают сыновей слабыми. Отцы часто пренебрегают потребностью дочерей в заботе, слишком часто предоставляя им действовать самостоятельно. Родителям никогда не следует забывать, что у мальчиков сформируется позитивное мнение о себе, лишь на основе доверия, а у девочек на основе доброты, внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Почему наши дети учатся по-разному"

Часто мы задаем себе вопрос, почему дети учатся по-разному.Одни легко, с интересом – играючи, их не страшат временные неудачи, они уверены в успешном итоге, другие – учатся, с опаской, оглядывая...

Мальчики и девочки учатся по-разному.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить их задат...

Родительское собрание по программе «Путь к успеху» на тему: «Мальчики и девочки учатся по-разному»

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствует сплочению родительского коллектива. Р...

Родительское собрание "Мальчики и девочки учатся по - разному» (по программе «Путь к успеху»).

Повестка дня:   1 «Мальчики и девочки учатся по - разному» (по программе  «Путь к успеху»).   2 Учебная деятельность учащихся.   3 Разное....

Мальчики и девочки учатся по-разному

Разработка родительского собрания в 1 классе....

Презентация "Мальчики и девочки учатся по-разному"

Презентация содержит информацию о характерных особенностях развития и функционирования женского и мужского типов мозга, особенности раздельного обучения мальчиков и девочек, а также тест, направленный...