Работа с родителями
консультация

Терехова Анна Константиновна

Формирование читательской самостоятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской самостоятельности младших школьников.

     Читательская самостоятельность младших школьников -  важнейшая проблема в методике преподавания чтения, т.к. ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.

     Можно сформировать у младших школьников устойчивый интерес к самостоятельному чтению, духовную потребность в чтении, если знать логику формирования навыка самостоятельного чтения и опираться на достижения современных методик и опыт учителей-практиков.

     Все, кто работает с младшими школьниками, знает, как нелегко обучить  детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Главное-  организовать процесс так,  чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

     В подготовке к уроку чтения не должно быть мелочей. Текст должен быть изучен учителем.  Как только дети научились читать, можно предложить им найти в прочитанном предложении, тексте, слова, которые им понравились, объяснить их значение.

     Чтобы ребенок стремился работать на уроке, не забывайте его удивлять: расскажите необычные факты из биографии писателя, поэта;

     Принесите на урок и покажите необыкновенно красиво оформленную книгу, сборник стихов или наоборот: зачитанную книгу, но опрятно подклеенную, что вызовет у ребят желание подержать в руках эти произведения, прочитать;

     Проследить все действия того лил иного героя, а потом прочитать и обсудить в микрогруппах;

     Составить словесную характеристику главного героя, предварительно отметив в тексте места закладкой или карандашом;

     Составьте викторину или вопросник по прочитанному произведению, а  в ответ учащиеся самостоятельно должны найти, а потом прочитать.

     А дома ребята с интересом читают биографии авторов, приносят в школу книги, ведут читательские дневники, посещают школьную и поселковую библиотеки, работают с книгами в домашней библиотеке.

     На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом.

     Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

- думали над прочитанным;

-сопереживали героям;

-оценивали их поступки;

-осмысливали их идеи;

-соотносили их жизнь со своей жизнью.

-старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

     Всю эту работу нельзя проводить без самостоятельного чтения учащихся. Самое главное- это влюбить ребенка в слово. Из слов рождаются предложение,  из предложений тексты, сказки, рассказы,  другие произведения.

     Читательская самостоятельность- это личностное свойство, которое  характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться в мир книг, и с наименьшей затратой сил и времени реализовывать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...