Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребенку стать внимательным".
методическая разработка (1 класс)

Татьяна Владимировна Лунёва

Родительское собрание включает интересный и познавательный материал по проблеме детского внимания, упражнения и игры на развитие внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnimanie.doc746.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ

СОБРАНИЕ

«Как помочь ребенку стать внимательным»

                                                                         

Ход собрания.

1. Уважаемые родители, сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности наших детей. Успехи детей  в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности  быть внимательным. Поэтому и тема сегодняшнего собрания будет «Как помочь ребенку стать внимательным».

       «Внимание – есть именно та дверь, перед которой проходит всё, что входит в душу человека из внешнего мира».  

                                                                                               К.Д.Ушинский

Часто приходится слышать жалобы от воспитателей, учителей, родителей, бабушек, дедушек  на невнимательность, несобранность, отвлекаемость. Наиболее часто такую характеристику получают 6-7 летние дети, т.е. наши с вами первоклассники. И действительно их внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво.

Давайте вспомним стихотворение    С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице  Бассейной.

Сел он  утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки….

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку сложно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще сложнее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

И вот сейчас я хочу показать насколько важно, чтобы ребенок был внимательным.  Для этого я вам предлагаю прочитать текст и ответить на вопросы. (Обсуждение)

-Сейчас я предлагаю посмотреть результаты теста «Домик».

Сегодня мы с вами должны разобраться - так что же такое внимание и как его развивать.

 Что же такое внимание?

Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.

Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не  нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию  психической деятельности и выполняет внимание.

Внимание может быть:

  • Непроизвольным (не имеющее цели и волевого усилия).
  • Произвольным (наличие цели и  активное её поддержание посредством  силы воли).

У внимания, как и у других психических процессов, есть свои свойства.

         Объём внимания – количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов.

         Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. Как видите объем внимания невелик, поэтому при знакомстве-изучении предметов, нельзя загружать ребенка избыточной информацией.

(Вы пришли в зоопарк. Не надо показывать сразу много животных. Лучше показать самых ярких, дать о них более полную информацию. А если увлечетесь, то ребенок быстрее забудет увиденное. Об этом надо помнить всегда, в том числе и при изучении нового материала.  При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции анализа, обобщения, классификации).

         Концентрация  внимания - это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.

        Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство бывает рассеянным, несобранным.

       Переключение внимания - это скорость перемещения  внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой  новой задачи.

       Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое либо занятии, или постоянно возвращается к нему в мыслях и действиях.

      Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.

      Это связано с физиологией человека.  Процесс возбуждения превалирует над торможением. Ребёнок не может долго заниматься одной деятельностью.
Не надо требовать, чтобы он долго себя посвящал одному делу, так как ребёнок переутомляется, у него наступает торможение, апатия.

Из всего этого следует вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Также в школе и дома необходимо помнить о подаче учебного материала: от легкого к сложному, от знакомого к неизвестному, необходимо всегда опираться на малый опыт своих детей. При начальном изучении всегда нужно дать ребятам время запомнить неизвестный предмет. если это возможно дать потрогать, пощупать, погладить….Вот тогда сложится наиболее полная информация о предмете и ребенок сумеет удержать на нем внимание.

       Распределение внимания - это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а по крайней мере двух разных действий.

        Младшие школьники могут выполнять один вид деятельности: если они слушают, то это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слышат, что говорят им в это время.
       Нельзя ругать ребёнка за то, что он забыл только что проговорённое. В это время нельзя горячиться, нужно спокойно дать ребёнку возможность повторить.
       В математике нужно  записывать промежуточные ответы в задачах и примерах, а то ребята, отвлекая своё внимание на последующие  действия, забывают ранее решённое.

Если ребенок невнимательный…как это сказывается в усвоение материала….

Ошибки!!!!!

        Необходимо сказать, что на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств. Особенно резко (в 2р) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

         Хорошо развитые свойства внимания являются факторами успешного обучения. Как правило, хорошо успевающие школьники, имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению - с устойчивостью.

          Из этого напрашивается вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников. Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем, он индивидуален.

         Мы часто говорим ребенку: «Ты невнимательный!!!»

         И вот здесь мы должны понимать!!!!!!

Внимание – это не раз и навсегда данное качество!

  • Внимание можно и нужно развивать!
  • Самому ребёнку это сделать трудно.  Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать     мама  и папа. Сегодня я хочу познакомить вас с заданиями, который мы выполняем в классе, а также вы можете выполнять их дома с детьми.
  • Упражнения на развитие внимания!!!!!!

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения.

Некоторые из них хочу показать….

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Классный руководитель раздает памятки по развитию внимания и комментирует их.

Притча «Камни»

Решение  родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

  • помогите вашим детям стать внимательными;
  • приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти  упражнения и игры,  способствующие развитию внимания;
  • играйте вместе с детьми в различные игры, не забывайте о спортивных и подвижных играх;
  • учите детей быть наблюдательными.

Упражнения, способствующие развитию основных свойств  внимания. 

          

 Упражнение 1. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем их расшифровать.

А В О Р О К

Р О Т Е Ф  В С

Ш А Н И А М

      Упражнение 2.

     Переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова.

1. АММАДАМА   РЕБЕРГЕ АССАМАСА    ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС    ДАТАЛАТТА

2. РЕТАБЕРТА    ГРУММОПД  ЛАЙОНОСАНДЕРА

Упражнение 3.

Корректурная проба.

Из части текста вычеркнуть буквы А, О, М, К.

Упражнение 4.

В ниже приведённых рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова.

АВРОГАЗЕТААТМ

НИВСЛШКТДОМРМЧЕВНГМШЬ

Упражнение 5.

Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения.

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ

Упражнение 6.

Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова.

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

Упражнение 7.

Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания.

5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1. 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42

Упражнение 8.

Расставьте в комнате предметы в произвольном порядке. Попросите ребёнка внимательно посмотреть и запомнить, где что находится. Затем ребёнок выходит за дверь. Пока его нет, вы переставляете или меняете 2-3 предмета. Задача вошедшего - определить, что изменилось за время отсутствия.

Упражнение 9.

Игра «Запрещённые движения», «Выполняй команду только со словом «дети», «Путаница», «Нос, пол, потолок» (взрослый умышленно путает детей неправильным показом), 1 хлопок - присесть, 2 хлопка - попрыгать, 3 хлопка- поднять руки и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

Подробный конспект родительского собрания по теме: "Как помочь ребенку стать внимательным". В конспекте отражены этапы подготовки, проведения собрания, анкеты для родителей, игры для развития внимания...

Конспект на родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

Гений-это внимание. Не важно, кто сказал, важно, что это так.Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. Познакомить родителей с методами и приемами р...

Родительское собрание(1класс )"Как помочь ребёнку стать внимательным"

Методическая разработка родительского собрания  для 1 класса "Как помочь ребёнку стать внимательным". Она знакомит родителей с особенностями внимания младших школьников , приёмами иметодами его р...

родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

В презентации предоставлены материалы, которые позволяют родителям первоклассников познакомиться с понятием "внимание", видами внимания и его  качествами. Для развития каждого качества внимания п...

Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"

Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным".Практичесие советы и методики исследования уровня развития внимания ребенка....

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным»

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным» 1 класс ...

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным?».

Цели:1) познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;2) изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся...