Рабочая программа "Занимательная математика" для 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Полупан Александра Васильевна

Занимательная математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_zanimatelnaya_matematika_3_v.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «27» августа 2020 г.

Председатель МС

__________/  Румянцева Т. В.

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 1

от 28 августа 2020г.

«Утверждена»

Приказом от 28 августа 2020 г.

№ 205/01-04

Директор

_________/ Безрученкова С. П.

Рабочая программа

начального общего образования

по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»

для 3 В  класса

«Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2020 г.

Составитель:

Полупан
Александра Васильевна,

учитель начальных классов  

 

пгт Верхнеднепровский

2020 г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 3 В класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями;
  • программы внеурочной деятельности: под редакцией  Н. Ф. Виноградовой. 1-4 классы. https://buzhschool.ucoz.ru/caha/programma_vinogradovoj.pdf 
  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета:               Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы начального общего образования   МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3;
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3.

Литература:

  1. Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл - М:ВАКО, 2011.
  2. М.В.Буряк, Е.Н.Карышева. Математика с увлечением. 3 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2015
  3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007
  4. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., АСТ, 2008

Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2020-2021 уч. год.

Программа рассчитана на 36 ч (1 час в неделю)

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные   результаты:

- формирование уважительного отношения к иному мнению,

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

-  владение основными методами познания окружающего мира

(наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

-  понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов

ее решения;

-  планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее

эффективного способа достижения результата;

-  выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

-  создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

-  понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

-  готовность слушать собеседника, вести диалог;

-  умение работать в информационной среде.

Основные требования к уровню математической подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Обучающиеся должны уметь: Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах    100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора.  «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989). «Спичечный»Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки).

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и  мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Формы контроля:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского)

Типовые задания и формы работы по формированию УУД:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

-подведение итогов урока;

- самооценка событий;

-творческие задания, имеющие практическое применение;

-заучивание материала наизусть в классе;

-задания на самопроверку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки, «ищу ошибки»);

-«реши несколькими способами»;

-поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль;

-взаимный диктант;

-«оцени результат»;

-«Поиск лишнего», «Лабиринты», «Цепочки»;

-составления схем-опор;

-работа с разными видами таблиц;

– анализ текста задачи;

– установление отношений между данными и вопросом;

– составление плана решения;

– осуществление плана решения задачи;

– проверка и оценка решения задачи.

- составь задание партнеру;

-отзыв на работу товарища;

-групповая работа;

-«объясни…»;

-«обоснуй…»;

С целью реализации образовательной программы начального общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.


III.Тематическое планирование

         №

                                Разделы

Количество часов

          1.

Числа. Арифметические действия. Величины

13

          2.

Мир занимательных  задач.

14

          3.

Геометрическая   мозаика.

9

Итого: 36

Основные виды деятельности обучающихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Методы работы:

  • упражнения,
  • беседа

Формы работы:

Формы  занятий младших школьников   очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы.

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная


  1. Календарно – тематическое планирование

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Интеллектуальная разминка

1

02.09

2

«Числовой» конструктор

1

09.09

3

Геометрия вокруг нас

1

16.09

4

Математика и конструирование

1

23.09

5-6

В царстве смекалки

2

30.09 07.10

7

«Шаг в  прошлое»

1

14.10

8-9

 Геометрия  вокруг  нас

2

21.10

28.10

10

Числовые головоломки

1

11.11

11

12

Интеллектуальная разминка

Математика  и конструирование

2

18.11 25.11

13

  Математика  вокруг  нас

1

02.12

14

Математические игры

1

09.12

15

Секреты чисел

1

16.12

16

Математика  и конструирование

1

23.12

17

Математическое путешествие

1

30.12

18

Выбери маршрут

1

13.01

19

Числовые головоломки

1

20.01

20

В царстве смекалки.

1

27.01

21

Мир занимательных задач.

1

03.02

22

   Геометрия вокруг нас

1

10.02

23

Математика и конструирование

1

17.02

24

Интеллектуальная разминка

1

24.02

25

Разверни листок

1

03.03

26-27

От секунды до столетия

2

10.03 17.03

28

Математика и конструирование

1

31.03

29

 Конкурс смекалки

1

07.04

30

Это было в старину

1

14.04

31

Математические фокусы

1

21.04

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

28.04  05.05

34

Числовые головоломки

1

12.05

35

Геометрия вокруг нас

1

19.05

36

Математический лабиринт

1

26.05

Итого: 36 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...