Семья и школа
статья

Заварзина Марина Викторовна

Взаимосвязь родителей с школьной жизнью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_shkola.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья»- Фаина Раневская.[4]

Что такое для человека семья? Существует большое множество понятий данного термина, но все они, зачастую очень разные. И нельзя сказать, что какой-то их них не правильный, нет, просто у каждого он свой. В первую очередь - это дом. Это место где есть родные и любимые люди, где можно найти поддержку, где всегда позаботятся о тебе. Тут ты почувствуешь тепло раскатывающееся по телу. Семья это самое ценное, что у человека есть за всю его жизнь.

Семья является одним из самых важных институтов общества. В семье могут формироваться все личностные качества человека. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Именно в семье с рождения малыш учиться принимать на себя различные социальные роли. Первая и главная это сын или дочь, затем брат или сестра, внук или внучка. На протяжении всей своей жизни человек входит в состав большого количества самых различных групп – сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив,– но только семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях определенной семьи силами родителей и родственников. Проще говоря, в семье ребенок обретает большое количество навыков и умений для дальнейшей жизни. На ребенка в семье влияет не только наследственность, но и социальное положение, уклад семьи и отношение к ребенку. Привитие ребенку любви к семье и ее основополагающим элементам является непосредственным делом каждого родителя.

Поскольку семья обеспечивает первую и самую важную, социализацию, то есть через себя вводит ребенка в структуру общества. Установки, усвоенные с детства, в семье, во многом определяют всю дальнейшую жизнь человека. Очевидно, что благополучие детей уже в их собственной семейной жизни в будущем, будет зависеть от того, в какой мере они овладеют основными ценностными ориентациями своей нынешней семьи, социальными нормами и культурой семейных отношений. Ведь дети это отражение своих родителей и родственников. К сожалению, мы можем наблюдать, что не в каждой семье все благополучно. Очень частым явлением стало одиночество ребенка. И это все потому, что сейчас работа родителей зачастую стоит на первом месте и на ребенка не остается совсем времени, одной из главных задач педагогов будет являться – сплочение семьи.

На сегодняшний момент педагоги, ученые работают над методами и приемами, которые помогли бы сблизить детей с родителями, вызвали бы интерес к семейной жизни, к традициям семьи. Подготавливая работу в направлении сплочения семьи учителю очень  необходимо привлекать родителей и близ находящихся родственников – это позволит использовать разнообразные формы работы – это могут быть индивидуальные, групповые в зависимости от поставленных целей и задач. Это могут быть открытые уроки, спортивные мероприятия, выезды на природу. Главное правильный и индивидуальный  подход к ребенку.

Конечно же, каждый из родителей хочет видеть своих детей достойными людьми в дальнейшей жизни. Но без помощи семьи образовательное учреждение не сможет обеспечить хорошие результаты воспитания. Учитель, к сожалению не всемогущий. Цель данного взаимодействия заключается в том, что две стороны должны быть полностью заинтересованы в изучении ребенка, в раскрытии его как личности, и развитии в нем  только лучших качеств и свойств.

Совместная деятельность школы и семьи - это результат, упорядоченный и длительной работы учителя, которая, несет в себе разностороннее и целенаправленное изучение семьи. Ее особенностей и условий семейного воспитания. В основе союза педагог-родитель должно быть заложено - единство целей, взглядов на воспитательный процесс, общие выработанные цели и воспитательные задачи, а так же пути достижения результатов, что предполагает использование специальных методик.

Правильно вырабатывая и выстраивая концепцию работу с родителями и детьми надо опираться на потребности и пожелания обеих сторон. Учитель должен уметь находить подход к родителям, тогда от этого будет зависеть половина успеха. В работе с родителями очень удобно использовать такие методы работы, которые не будут сильно напрягать и вызывать негативные эмоции. Это могут быть - беседы, консультации; если рассматривать групповые формы взаимодействия, то родительские собрания, лекции, встречи с учителями - предметниками, привлечь родителей к организации внеклассных мероприятий в классе.

Личная беседа с родителями поможет нам, выявить какие  есть сложности, и с какими проблемами родители сталкиваются в воспитании и обучении ребенка. Метод наблюдения поможет нам увидеть, как общаются дети с родителями и какой интерес испытывают родители в сторону ребенка. А так же мы сможем выяснить, какой позиции придерживаются родители по отношению к организации работы учителя, и какой они видят собственную роль в воспитании ребенка. Все это поможет в решении конкретной проблемы в воспитании ученика. Собрав все данные и уяснив проблемы большинства родителей с детьми, мы можем провести тематическое родительское собрание с аспектом психолого-педагогического просвещение о данной проблеме, с целью повышения уровня знаний связанных с вопросами воспитания.

Проводя работу с родителями необходимо построить ее  так, чтобы, придя, родитель почувствовал желание посетить школу еще раз. Разговор должен состояться, таким образом, чтоб у родителя появилась уверенность, что все сказанное классным учителем достойно внимания и идет только на защиту ребенка и его интересов, в общем. Даже говоря о плохом поведении ученика, нужно обязательно найти повод для похвалы. Можно сказать, что это закон работы с родителями.

Конечно же, нельзя забывать о важном звене в работе с семьей - это, конечно же, их участие  проводимых мероприятиях класса - праздники, экскурсии, выезды на природу. В таких мероприятиях родители не только зрители, а они становятся активными участниками, становятся командой с ребенком, что ему необходимо в этом возрасте, он чувствует интерес к нему, заботу. Данный подход к  работе позволяет родителям и ученикам совместно обсуждать вопросы, помогать друг другу решать «игровую» проблему, используя социальные роли, меняясь местами. Они так же учатся работать в группах, нести ответственность друг за друга. Ребята учатся общаться с взрослыми, а  родители тем временем «видят» в деятельности не только своего ребенка, а его друзей  и имеют возможность адекватно оценивать поведение всех детей без исключения.

Для того чтобы родитель смог адекватно оценивать мнение учителя по какой-либо проблеме воспитания ребенка можно позвать его на открытый урок, где родитель сможет оценить полноценно действия и знания своего ребенка. Ведь очень часто после посещения открытых уроков родители открывают  что-то новое о своем ребенке и могут разглядеть даже ту проблему, о которой могли и не догадываться. Это не значит, что они разочаруются, они просто смогут вовремя исправить то, что может мешать в дальнейшем и задать интересующие вопросы по уроку.

План воспитательной работы требует тщательной подготовки. Важно уделить минутку, чтобы отметить каждого родителя, найдя в нем определенную изюминку в воспитании ребенка. При этом важно не забывать о том, что хвалить лучше на людях, а порицать только наедине, и то если это необходимо.

От учителя и родителя зависит очень многое. В деле о воспитании ребенка две стороны должны использовать такие методы и формы работы, которые будут нести общую цель. Это могут традиционные и нетрадиционные методы, главное чтоб при этом всем было комфортно, и была выполнена цель на максимальном уровне. Только так получится вырастить счастливого человека, готового выйти в современный мир. Главное - сделать родителей своими союзниками и тогда победа за вами.

Литература

  1. Городеткая О.А. Взаимодействие семьи и школы// Начальная школа плюс до и после.- 2010. -№ 1.- С. 12.
  2. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009.
  3. Рожков М.И., Л.В.Байбородова. - Организация воспитательного процесса в школе.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. - 255 с.
  4. https://socratify.net/quotes/faina-ranevskaia/30969 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Программа родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа»

В настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформирова...

Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...