Сценарий родительского собрания "Садимся за уроки".
материал (1, 2 класс)

Сценарий родительского собрания "Садимся за уроки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_sadimsya_za_uroki.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Садимся за уроки»

Цель:

Задачи:

  1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома,
  2. дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Участники: родители учащихся 1 б класса, классный руководитель.

Подготовка:

  1. Изучение учителем психолого- педагогической литературы по теме родительского собрания и  подбор книг и журналов для выставки.
  2. Анкетирование учащихся.  
  3. Обработка, анализ и обобщение результатов анкетирования.
  4. Составление памяток для родителей и подготовка листов с заданиями для микрогрупп.
  5. Изготовление учащимися «книжечек» для участников собрания

 ( альбомный лист, сложенный  пополам, с вопросительным знаком на обложке). Сюда родители записывают вопросы классному руководителю, которые возникли у них до собрания или в ходе его проведения.

  1. На заседании родительского комитета обсуждается замысел собрания, предлагаемый классным руководителем,  и составляется проект решения родительского собрания.

Анкета № 1 «Твой выходной день.

В котором часу ты обычно встаёшь в выходной день?

Вспомни, пожалуйста, как ты провёл последние два выходных идня и перечисли всё, чем занимался в эти дни.

В котором часу ты обычно в выходной день ложишься спать?

Анкета № 2

Кто помогает тебе готовить уроки дома?

В чём заключается эта помощь?

О чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?

Перечисли, пожалуйста, свои занятия.

Оформление, оборудование и инвертарь:

а) выставка книг для родителей,

б) оборудованные места для работы микрогрупп и рабочей группы,

в) «книжечки» участников собрания,

г) памятки родителям «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием», « Садимся за урок»,  « Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

д)  альбомные листы с заданиями для каждой микрогруппы,

е) написанный на ватмане примерный режим выходного дня для младшего школьника.

7.00-7.30 – Подъём., утренняя гимнастика, туалет, водные процедуры, уборка постели.

7.30 -9.30 – Привели в порядок причёску,  одежду, позавтракали. Трудовые дела вместе со взрослыми: мытьё посуды, уборка кухни.

Занятия с родителями: беседа о прочитанной книге, лепка, рисование, чтение.

9.30 – 12.30 – «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» ( катание на лыжах с родителями, игры в мяч, бег).

12.30-13.15 – Подготовка к обеду, обед.

13.15 – 15.00 – Дневной сон или спокойные игры, чтение книг.

15.00 – 15.15 – Закаливающие процедуры.

15.15 – 16.30 – Мы играем, читаем, трудимся, пьём чай.

16.30 – 18.30 – Прогулка. Наблюдение за окружающим миром, за изменениями в природе.

18.30 – 20.30 – Приготовление к ужину. Ужин. Игры. Подготовка портфеля к завтрашнему дню.

20.30 -21.00 – Подготовка ко сну.

Ход собрания

  1. Встреча родителей.
  2.  Открытие собрания.

Председатель  род. комитета открывает собрание: объявляет повестку собрания, обращает внимание родителей на книжечки, в которые можно записывать вопросы, возникающие по ходу собрания.

  1. Избирается рабочая группа.
  2. Предоставляется слово  для сообщения классному руководителю.

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать  учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно  помочь ребёнку организовать правильный режим работы,  выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков.  А с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу,  вести её не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие – то внешние неудобства могут оказаться серьёзной помехой.

 На одном из родительских собраний состоялся такой разговор: «Мой Петя сидит за уроками 3- 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до 10 класса».

 Но ведь в 3  - м классе на выполнение домашнего задания  надо тратить не более полутора – двух часов.

Как же Петя учит уроки?

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль, и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика. На раскачку ушло 20 мин, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

- дважды вставал из –за стола и ходил на кухню пить воду,

- один  раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов,

-дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате,

- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена, Петя ещё 10 мин бесцельно  перекладывает  с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3 –го класса.

  Такая  картина, как вы понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

  Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть» за уроками?

Во – первых, игры. Старайтесь подобрать для ребёнка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно – ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей.  Если играете в «магазин», дайте ребёнку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы  все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идёт военная игра, то назначьте его часовым: Пусть живой и подвижный ребёнок какое – то время стоит на часах, ограничивая свои движения.

 Полезно для ребёнка выполнять какое – то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает. Можно вместе прилаживать что – то или  чинить. Можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

  Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать  родительские указания в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем – то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Сколько  раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, пошёл мыть руки и  заигрался с полотенцем. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться и с занятиями. Добивайтесь, чтобы всё необходимое  ребёнок делал дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

 Большую роль в организации  учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час  приготовления уроков,  у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

  И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается  с  установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе.  Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается  по телевизору  или в дом пришли гости.

  1. Работа микрогрупп.

Каждая микрогруппа получает альбомный лист с заданием составить примерный режим дня младшего школьника  в выходной день. Родители в процессе коллективного обсуждения  вырабатывают один из возможных вариантов режима  выходного дня, записывают своё мнение на альбомном листе и сдают его рабочей группе.

В то время, когда рабочая группа анализирует результаты деятельности родительских микрогрупп, классный руководитель открывает написанный на ватмане режим дня, который составлен на основе изучения психолого – педагогической литературы и многолетних наблюдений учителя, и комментирует его. Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания. Классный руководитель зачитывает то, что написали дети о проведении своих выходных дней  при заполнении анкеты «Твой выходной день».

  1. Сообщение классного руководителя.

Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное  место. Если жилищно – материальные условия  не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то всё равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он  мог там держать свои книги и тетради. Если же ребёнок  занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий.

  Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное?

  Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место работы. Когда такая установка  у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

  Помогите своей дочери или сыну строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним. Хорошо бы установить чёткий и постоянный порядок  расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придётся пользоваться ( линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определённое место.

   Полезно вместе с ребёнком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с  сопоставления своих действий с пунктами  памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.

     В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или  скучных?

      Лучше всего научить ребёнка самому оценивать трудности выполняемой работы и путём сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться  самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметов легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым – трудное или лёгкое.

    С самого начала ребёнок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает,  что дети  делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнении. Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика.

  Когда у ребёнка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать  установить очерёдность выполнения заданий  на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей  работоспособности.  Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъёмом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более лёгким, требующим  меньшего умственного напряжения.  Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала  занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более лёгких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что именно на это время приходится наивысший подъём продуктивной умственной работы.

  1. Работа в микрогруппах.

Каждая микрогруппа  получает лист с вопросом: как вы помогаете своему ребёнку учиться?

Родители обсуждают его и передают лист с ответом рабочей группе. Пока рабочая группа обрабатывает полученные материалы, учитель знакомит родителей с ответами детей на вопросы анкеты № 2, а затем раздаёт подготовленные к собранию памятки. Рабочая группа информирует  о выполнении второго задания родительскими микрогруппами.

  1. Краткое выступление классного руководителя:

 Нужно ли сидеть около ребёнка, когда он учит уроки? Как помочь ребёнку научиться грамотно писать? Что делать, если ваш ребёнок не любит читать? Обо всём этом поговорим на следующем собрании. А сейчас предлагаю вам поразмышлять над одной сложной педагогической ситуацией.

  1. Работа микрогрупп.

Каждая микрогруппа  получает лист, на котором  написано: - Ваш ребёнок заявил: « Не пойду больше в школу. Заберите меня из неё!» Как вы поступите в данной ситуации?

Родители коллективно обсуждают эту ситуацию и предлагают участникам собрания свой вариант решения.

  1. Во время выступления микрогрупп классный руководитель собирает «книжечки» участников собрания.

На одни вопросы учитель отвечает сразу после принятия решения собрания, если затронутые в них проблемы касаются всех или большинства семей учащихся, а на другие – даёт ответы после завершения собрания при проведении индивидуальных бесед  с родителями. На некоторые вопросы родители смогут получить ответы классного руководителя  или представителя администрации школы  на следующем родительском  собрании.

  1. Председатель родительского собрания зачитывает решение  родительского собрания:
  1. Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим дня учащегося и всячески содействовать его выполнению.
  2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка.
  3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
  4. Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками « Садимся за уроки» и «Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Памятки

        

ребёнка к самостояте        

Список использованной литературы

  1. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой.М., 1988.
  2. Пунский В.О. Азбука учебного труда. М., 1988.
  3. Шклярова Т.В.  Справочник для начальных классов. М., 1994.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в 3 классе "В стране выученных уроков"

Родительское собрание в 3 классе "В стране выученных уроков" проводится в конце  I  четверти. Это мероприятие проводится совместно  с родителями и детьми. Цель собрания:  научить р...

Сценарий родительского собрания (родительский ринг). Тема: «Семейные проблемы. Как их решать»

Предоставляю вашему вниманию сценирий родительского осбрания в формате ринга....