Материалы для родителей
консультация (1 класс)

Руденко Екатерина Анатольевна

В данном разделе вы можее получить информативно-консультационную помощь различной направленности.

В случае, если на интересующий вопрос вы ответ не получили, всегда могу проконсультировать предметно, для этого необходимо перейти во вкладку

"гостевая"   или обратиться по номеру телефона, указанному в заголовке сайта.

 

     Уважаемые родители! В данные момент проходят зимние каникулы. Это именно тот период, когда мы можем провести драгоценные минуты и часы с нашими детьми.

     Предлагаю чек-лист правильных мультфильмов, которые принесут не только удовольствие, но и пользу от просмотра.

м/ф «Лесные путешественники» https://www.youtube.com/watch?v=-FBri67dKo0&t=14s

м/ф «Хвосты зверей» https://www.youtube.com/watch?v=OJn5e8im1hg

м/ф «Когда зажигаются елки» https://www.youtube.com/watch?v=aIVARV_vxi0

м/ф «По дороге с облаками»  https://www.youtube.com/watch?v=ZdfZVnS8_Zs

м/ф «Оранжевое горлышко» https://www.youtube.com/watch?v=Bhe4XSCfRDE

м/ф «Кораблик» https://www.youtube.com/watch?v=G9DVq8gLfh8

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хаги Ваги-милый, пушистый друг, или……?

Хагги Вагги, Huggy Wuggy– ожившая кукла-монстр с синим мехом и зубами, персонаж игры Poppy Playtime. Стал героем артов и мемов в Тиктоке. По сюжету милая пушистая игрушка стала монстром, когда на фабрике игрушек что-то сломалось. Цель хаги-ваги догнать и съесть того, кто бегает слишком медленно.

Хагги Вагги настолько популярен, что во всех мировых маркетплейсах тут же появились линейки игрушек разного качества, часто в комплекте с ними идут теряющие популярность поп-иты. Средняя цена на игрушку на Ozon сейчас около 500 рублей (но есть Хагги и по четыре тысячи!), а вместе с ними на рынок «полетели» чашки, рюкзаки с принтами, антистресс-сквиши и все остальное, что могут попросить школьники у родителей, когда у них появляется «герой сезона». Интернет-ресурсы, от Тик Тока до геймерских блогов, бодро рапортуют о победном шествии синего монстра по планете. В честь него рисуются аниме, снимаются блогерами ролики, ему посвящаются песни, рисунки. Монстр из злого в творчестве его поклонников превратился в доброго, милого, застенчивого. Вроде бы в этом нет ничего страшного. Но, это для нас, для взрослых, способных различать границы вымышленного и реального мира.

Для детской психики такие метафоры крайне опасны. В душе ребенка создаются эмоциональные качели. Непонятно, нужно любить этого Хагги Вагги или всячески избегать, бояться?

Можете себе представить, чтобы любимец многих поколений детей Винни-Пух вдруг стал монстром? Например у него выросли огромные зубы, как у Хагги, после того, как его ужалила пчела-монстр.

Он беспощадно сьел  Пятачка и Кролика и стал гоняться за Кристофером Робином. Но когда действия пчелиного яда закончилось, он стал прежним, милым, добрым Винни Пухом. Будет после этого отношение к данному герою прежним?

Любовь к Хагги Вагги, замешанная на противоречивых эмоциях – это опасная психологическая ловушка. «Любить и одновременно бояться», «желать и одновременно ненавидеть» – эти эмоции сопровождают любое девиантное поведение.

Например, игроман принимает и одновременно отвергает рулетку казино. Она дарит ему надежду на богатство, но в тоже время разрушает его текущую жизнь. Экстремал не может жить без опасных прыжков в пропасть. При этом рассуждает, как здравый человек, понимая что, если он погибнет, то оставить сиротами свою семью. Но бездна манит его.

Опасность таких эмоций еще и в том, что они требует постоянной подпитки. Потому что держат организм в постоянном эмоциональном напряжении, не дают ему расслабиться.

Но наши адаптивные способности тоже не дремлют. Человек, привыкает и к этому уровню напряжения и начинает искать все более сильные эмоции.

Детские психологи всячески советуют избегать образов, ситуаций которые способных вызывать противоречивые эмоции.

Игра с Хагги Вагги может вызвать депрессивное расстройство потому, что ребенок подсознательно перестает верить в свои силы, в силы человеческого разума. Такие игрушки внушают, что зло, все равно, сильней и в любой момент может вернуться.

Как исключить персонаж, глубоко вошедший в сознание ребенка?

Для начала побеседуйте с ребенком. Выясните, что же именно привлекает его в этой игрушке? Исходя из опроса детей, мы выяснили, что зачастую, статус фаворита у ребенка,  герой игры  приобрел за счет восприятия  тактильных, сенсорных ощущений, т.е. он яркий, мягкий, пушистый, его приятно  обнимать. В этом случае возможным выходом является рассмотрение альтернативы. Стоит обратить внимание ребенка на мягкие игрушки с подобными характеристиками, но более миловидные и располагающие к игре.

Возможно, желание ребенка обладать данной вещью является данью современных тенденций. Глядя на то, как известные блогеры демонстрируют персонаж, к тому же одноклассники играют с пушистым другом, возникает желание иметь подобное, не быть отличным от других. Ребенок чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. В этом случае стоит проработать сторону личностного развития. Обратиться к индивидуальности ребенка, напомнить о том, что он личность, со своими взглядами, ценностями и убеждениями. Поговорить о том, что каждый человек исключительно сам выбирает для себя предпочтения в той, или иной сфере, именно с этого начинается активная, здоровая жизненная позиция в будущем.

В заключении, хотим отметить, что все, что попадает в поле зрения детей, всегда влияет на формирование их психики и мировоззрения. Поэтому игрушки должны быть гармоничными и положительными.

Учитель-дефектолог  МБОУ БСОШ № 2  Руденко Е.А.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система социальной поддержки семей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 2

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, основывается на нормах международного и российского законодательства. Конституция Российской Федерации признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 17 декабря 2009 г.); Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 - ФЗ) и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010), определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной поддержки детей с ОВЗ и их семей. Семейном кодексе Российской Федерации; Трудовом кодексе Российской Федерации ; Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);

Слайд 3

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это дети, требующие определенного внимания и подхода к воспитанию и образованию. С наличием недостатков психического или физического развития, что обуславливает необходимость создания для них специальных условий для развития, обучения и воспитания. Семья-это самое первое социальное окружение, которое видит ребенок. Для полноценной жизни ребенка с ограниченными возможностями в семейной среде и его интеграции в социальную среду семье необходима социальная, психологическая , медицинская, экономическая и педагогическая помощь.

Слайд 4

Для семей, имеющих ребенка с ОВЗ создана сеть социальных организаций, где они могли бы получить необходимую помощь: районные центры социального обслуживания; органы здравоохранения ставят на учет, занимаются диспансерным наблюдением; службы центра занятости проводят профориентационные консультации, оказывают содействие в трудоустройстве; фонды социального страхования содействуют в оформлении и получении санаторно-курортного лечения, медицинской техники. Оказывают помощь в выборе и оформлении в специализированные учреждения; органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи; профессиональные союзы работающих родителей оказывают материальную поддержку, участвуют в организации неполного рабочего дня, неполной рабочей недели для работающей матери.

Слайд 5

Дети , имеющие особый статус ОВЗ нуждаются в особой помощи педагога которая необходима для успешной социализации в группе детского сада, классе школы. К сожалению современные дети очень жестоки. В силу ряда причин у большего количества учащихся не сформировано чувство толерантности, терпимости, милосердия. Не воспитано понимание и адекватное восприятие индивидуальности личности каждого. В этой связи считаю остро необходимой грамотно простроенную работу педагогического коллектива по социализации особенного ребенка в среду общеобразовательного учреждения. От результата этой работы во многом зависит то, на сколько комфортно ребенок будет себя чувствовать в текущем коллективе, (соответственно и раскрываться как личность) а в последующем и дальнейших жизненных ситуациях сопряженных с необходимостью контакта с социумом.

Слайд 6

В процессе работы педагоги выполняют ряд функций: Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом. Проводя индивидуальные консультации, педагог помогает родителям правильно анализировать ощущения своих детей, распознавать особенности их эмоционального состояния, грамотно оказывать помощь в решении трудных для них ситуаций.

Слайд 7

Внедрение социального сопровождения семей с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в субъектах Российской Федерации на основе: разработки и утверждения нормативных и информационно-методических документов и материалов, обеспечивающих внедрение нового вида помощи с учетом региональной специфики; обеспечения эффективных изменений в системе социальной поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством социального сопровождения семей с детьми; создания условий для формирования устойчивой продуктивной модели внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению таких семей с детьми ; определение критериев (показателей) нуждаемости семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в оказании им помощи через социальное сопровождение; выявление семей с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья,

Слайд 8

проведение необходимых процедур для принятия решений о предоставлении им социального сопровождения; создание (модернизация) информационных ресурсов, позволяющих аккумулировать данные о семьях с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на социальном сопровождении, в целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия, координации работы по выполнению индивидуальных программ сопровождения, оценки эффективности помощи и др.; мониторинг жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, качества и результативности предоставляемой им помощи в виде социального сопровождения.

Слайд 9

Семьям , воспитывающим детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, требуются целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие, помогающие наилучшим образом обеспечить права детей с ОВЗ и взрослых членов таких семей, то есть требуется социальная поддержка государства и общества. Современное общество ставит перед собой целью обеспечить достойное качество жизни каждому члену социума. Государство , обеспечивая социальную защищенность детей с ОВЗ и их семей, призвано создавать им необходимые условия для развития и успешной реализации личности.

Слайд 10

На сегодняшний день дети с ОВЗ и их семьи согласно законодательству РФ и РК имеют следующие основные льготы и преимущества: бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей; обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (ИПР), разрабатываемыми Бюро МСЭ; бесплатный проезд на пригородном транспорте (обеспечивается при условии, что инвалид не отказался от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации); бесплатное санаторно-курортное лечение; бесплатный проезда к месту лечения и обратно (предоставляется инвалидам, не отказавшимся от получения набора социальных услуг в пользу денежной компенсации); возможность приобретения ежемесячных социальных проездных билетов на проезд в общественном транспорте в границах населенных пунктов; 50 % скидка на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) семьям, имеющим детей-инвалидов;

Слайд 11

50 % скидка на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) семьям, имеющим детей-инвалидов; обеспечение детей-инвалидов правом на получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и высшего профессионального образования. Им предоставляются образовательные услуги в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах), обеспечивающих воспитание и обучение детей-инвалидов, их социальную адаптацию и интеграцию в общество; оказание комплексной психолого-медико-педагогической и социальной помощи семье и ребенку с согласия родителей (или их законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида. приём вне курса детей - инвалидов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального учреждения при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, если согласно заключению государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

Слайд 12

предоставление в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 262) одному из родителей (опекуну, попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, на основании письменного заявления 4 дополнительных выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, установленных федеральными законами; предоставление работникам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в удобное для работников время (Трудовой кодекс Российской Федерации ст. 263); ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

Слайд 13

Одной из главных задач современной социальной политики является улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, через повышение реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала таких семей, качества и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг. Одним из вариантов решения данной задачи является развитие информационных технологий в рамках программ социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное консультирование в онлайн-режиме с помощью сети Интернет основано на принципах семейно ориентированной направленности и межведомственного взаимодействия, которые предполагают сотрудничество и партнерские отношения с родителями, специалистами. Целью оказания дистанционной консультативно-методической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является увеличение количества семей данной категории, преодолевших социальную беспомощность и изолированность; повышение уровня доступности социальных услуг.

Слайд 14

В любом случае, все усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка -- адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка. Семья является полноправным участником процесса реабилитации ребенка. Главная задача - минимальное вмешательство в жизненное пространство семьи, стимулирование ее активности, вовлечение членов семьи в самостоятельное решение собственных проблем, повышение их социальной ответственности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общая характеристика периода детства и его роль в жизни человека

Слайд 2

Детство – это чрезвычайно важный период человеческой жизни, когда ребёнок формируется физически и закладывается основа его психологического развития

Слайд 3

В течение первых семи лет жизни ребенок проживает три основных периода развития : младенческий, ранний и дошкольный Каждый из них имеет свое особое значение, так как создаваемые им уникальные условия не повторятся. Эти периоды неравнозначны по числу входящих в них лет. Полноценное протекание каждого из них создает условия для перехода к последующему периоду. Рассмотрение трех первых периодов жизни ребенка целесообразно соотнести с прослеживанием закономерностей психического развития и периодизацией детского развития. Периоды и стадии детского развития определяются их содержанием. «Психологический возраст» — это относительно замкнутый цикл развития ребенка, имеющий свои структуру и динамику (Л. С. Выготский ).

Слайд 4

Период младенчества — первый год жизни ребенка, характеризующийся наиболее высоким темпом развития. В этот период интенсивно развиваются сенсорные системы: зрение, слух, тактильная чувствительность. Формируются элементарные формы будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. Первое организованное и целенаправленное действие младенца — это акт хватания. На основе схватывания и удержания предметов развивается манипулятивная деятельность. Манипуляции ребенка с предметом постепенно приобретают характер предметных действий, которые обеспечивают начальные формы предметного восприятия и ориентирования на некоторые свойства предметов .

Слайд 5

Переход от младенчества к раннему детству связан с овладением новыми и новыми действиями с предметами и знаменует переход к предметной деятельности, ведущей на протяжении следующих лет. Общение со взрослым стимулирует формирование предпосылок к овладению речью: более активное гуление и лепет, появление первых слов, которые первоначально ситуативны и многозначны, лишены постоянных значений, тесно связаны с указательными жестами. Начальное понимание обращенной речи, подражание речи взрослых, возникновение самостоятельных слов вплетается в предметную ситуацию. Появление автономной ситуативной речи, понятной лишь матери и узкому кругу близких, — одно из новообразований младенческого возраста. В возрасте формируется чувство доверия к окружающим взрослым, складываются предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка.

Слайд 6

Ранний возраст — от года до трех лет. Это период активного познавательного, социального и эмоционального развития ребенка. Социальная ситуация раннего возраста опосредована предметным миром и складывается следующим образом: ребенок — предмет — взрослый. На втором году жизни происходит активное формирование предметных действий, основанных на усвоении функций предметов, исторически закрепленных в опыте человека. Ведущей для этого периода является орудийно-предметная деятельность, направленная на овладение общественно выработанными способами действий с предметами, которые ребенок может освоить через совместные со взрослым манипуляции. При выполнении предметных действий у ребенка возникает необходимость ориентироваться на свойства предметов и их отношения с другими предметами. Способами сопоставления предметов с применением внешних приемов (накладывания, примеривания и др.) ребенок вначале овладевает с помощью взрослых.

Слайд 7

Ранний возраст — период формирования основных компонентов мышления. Ребенок обретает возможность осуществлять решение практических задач, учитывая свойства предметов и возможности воздействия одного предмета на другой.

Слайд 8

Дошкольный возраст связан прежде всего с установлением ребенком отношений с миром взрослых. Социальная ситуация развития заключается в том, что ребенок выходит за пределы семьи и вступает в отношения с миром взрослых людей. Этот мир, в котором ребенок хочет занять свое место среди взрослых и с которыми он хочет взаимодействовать, может существовать в идеальной форме. Разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, очень велик. Деятельностью, в которой возможно смоделировать желаемые ребенком отношения со взрослыми, является сюжетно-ролевая игра. Игра — особая форма отражения действительности путем ее моделирования и воспроизведения — является ведущей формой деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, так как благодаря переносу значений у ребенка возникает возможность отвлечься от операциональной деятельности и воспроизвести смысловую ее сторону, систему отношений. Игра дает возможности ориентации во внешнем, зримом мире больше, чем любая другая деятельность. Игра сензитивна к сфере человеческих отношений, в ней воссоздаются нормы и способы взаимоотношений между людьми .

Слайд 9

Будучи важным средством овладения символизацией мышления, игра в то же время является «школой произвольного поведения». Эти два важных аспекта психического развития ребенка формируются благодаря и другим видам деятельности, к которым относятся изобразительная и конструктивная, элементарный труд. В продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, ручной труд) происходит моделирование окружающей действительности, абстрагирование тех свойств, которые могут Активное усвоение ребенком способов практической и познавательной деятельности играет существенную роль в формировании мышления. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению связан с изменением характера ориентировочно-исследовательской деятельности, замене более простых способов ориентирования — проб — более целенаправленной зрительной, а затем и мысленной ориентировкой

Слайд 10

Дошкольный период — один из важных периодов развития личности. В этом возрасте формируется соподчинение мотивов, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Личностное развитие также обусловлено усвоением первичных этических норм и правил, идеалов и норм общественной жизни. Стремление управлять своим поведением и поступками связано с произвольностью поведения, то есть его Опосредованием определенными представлениями.

Слайд 11

К концу дошкольного возраста у ребенка возникают элементы самооценки и самосознания, осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Повышается критическое отношение к своим возможностям, он начинает понимать, что не все может, стремится осознать свои личностные качества.

Слайд 12

Где вырастают счастливые взрослые Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влия - ния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов : Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда , Льва Выготского .

Слайд 13

Как трудности детства отражаются на характере У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела. Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Р ебёнок , лишённый любви и внимания родителей, не вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Слайд 14

Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки

Слайд 15

Как трудности детства отражаются на характере У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела. Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Слайд 16

Выводы: Детство — это очень важная пора для человека. И необходимо, чтобы ребенок сохранил в ту пору радостное восприятие мира, милый образ родных мест, восторженное отношение к тому, что он видел и чувствовал. Действительно , детство играет огромное значение в становлении личности человека, дарит самые незабываемые мгновения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система профессионального образования РФ в контексте особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Слайд 2

Нормативное обеспечение Указ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Межведомственный комплексный план по обеспечению доступности ПО для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 -2018 годы.; Государственная программа РФ "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы Приказ Минобразования РК от 20 июня 2016 г. № 556 «О реализации мероприятий Межведомственного комплексного плана по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 -2018 годы»

Слайд 3

В современной России широчайшее распространение установок на получение высокого уровня профессионального образования характерно для большинства социальных групп населения. При этом высшее образование является наиболее востребованным уровнем образования и зачастую рассматривается как «социальная норма » и единственная возможность дальней- шего трудоустройства.

Слайд 4

Лица с ОВЗ и инвалидностью в этом вопросе не составляют исключения, хотя низкий ресурс здоровья у части из них все же негативно сказывается на формировании стратегии получения профессионального образования. По статистике 62,9% молодых инвалидов выражают стремление иметь высшее образование. Две трети людей данной категории хотели бы иметь самый высокий уровень профессионального образования, указывая в качестве желаемого уровня образования «ученую степень». Общим средним образованием готов удовлетворяются лишь каждый десятый . Меньше всего желающих получить рабочие профессии ( в учреждениях начального профессионального образования - НПО).

Слайд 5

Сегодня государство и общество делает очень много, чтобы люди с инвалидностью могли получить высшее образование. На законодательном уровне регламентирован вопрос о предоставлении льгот по получению высшего образования. В ФЗ№ 185-ФЗ от 02.07.2013 года четко прописаны все условия предоставления преференций гражданам, имеющим инвалидность. Прежде всего, такие льготы дают возможность зачисления без вступительных экзаменов (при наличии таковых в ВУЗе), приоритет при зачислении на бюджетную основу и преимущество перед другими абитуриентами по конкурсу. Государство ежегодно предоставляет квоту каждому ВУЗу для инвалидов в размере не менее 10 процентов от общего потока.

Слайд 6

Образовательные учреждения создают доступ к своим организациям, разрабатывают адаптированные образовательные программы, по всей России создаются Региональные ресурсные учебно-методические центры. Одна из основных функций этих центров – консультировать и помогать высшим учебным заведениям в обеспечении доступности образования для лиц с ОВЗ. Преподаватели многих вузов и системы СПО проходят повышение квалификации; разрабатываются и активно развиваются дистанционные образовательные технологии, онлайн-курсы . Немало внимания уделяется социокультурной реабилитации студентов с инвалидностью и ОВЗ. Содержание профессионального образования и условия организации обучения обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном комплексе определяются образовательной программой той группы, в которую зачислен обучающийся. Программа при необходимости может быть адаптированной, а для инвалидов адаптированная программа разрабатывается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа разрабатывается при наличии заявления со стороны обучающегося (родителей, законных представителей) и медицинских показаний.

Слайд 7

В целях активизации обучения лиц с особыми образовательными потребностями используются следующие приёмы: -формулировка цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность -добавление в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость -создание необычной атмосферы во время деятельности, сделать учебное занятие нестандартным - активизация логического и творческого мышление учащихся, что в свою очередь, учит дискутировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения создание ситуации успеха – за счет доброжелательного отношения преподавателя, создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии, осуществления индивидуального подхода В работе со студентами на занятиях обязательно используются рекомендации психологической службы по вопросам структуры психологической компетентности; особенностей психического и личностного развития инвалидов раннего юношеского возраста; способов и форм развития познавательной активности в процессе теоретического обучения и др. В течении года, используя рейтинговую технологию оцениваются учебные достижений студентов, проводится ежемесячный мониторинг учебной деятельности по основным показателям (посещаемость, успеваемость, качество знаний, ) Используя рекомендации психологической службы и результаты рейтинга, выявляются конкретные для каждого студента пробелы в знаниях, их причины и проводятся дополнительные занятия с учетом индивидуальных особенностей и затруднений обучающихся в соответствии с намеченными маршрутами реабилитации.

Слайд 8

Принципы и задачи профессионального образования обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ Основу работы педагогический коллектив строит на определенных принципах и задачах, к которым относит Принципы: – адекватность содержания и форм реабилитационно-педагогической поддержки целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; – опора на интегративный (смешанный) коллектив обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих инвалидности; – опора на собственную целенаправленную активность обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в профессионально-образовательной сфере; – учет индивидуально-педагогических характеристик реабилитационного потенциала обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ; – непрерывность реабилитационно - педагогической поддержки обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в рамках учебно-воспитательного процесса.

Слайд 9

Для достижения конечной цели необходимо решение следующих задач: создание условий для доступности профессионального образования обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в организационно-педагогических условиях образовательного комплекса и обеспечения их качественного образования; обеспечение совместного обучения обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников; повышение квалификации педагогических кадров для работы с обучающимися с ОВЗ в образовательном комплексе; создание безбарьерной образовательной среды; создание и укрепление межведомственного взаимодействия по оказанию индивидуальной реабилитационной поддержки каждому обучающемуся с ОВЗ.

Слайд 10

В любом образовательном учреждении существует нормативный документ в котором прописаны права учащихся с ОВЗ или инвалидностью. К таковым относят: Признание факта, что все лица равны перед законом и по нему имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации. Запрещена любая дискриминация по признаку инвалидности и гарантируется равная и эффективная защита от дискриминации на любой почве. Приниматся все необходимые меры для обеспечения полного осуществления обучающимися с ОВЗ, в том числе инвалидами, всех прав человека и основных свобод наравне с другими. Обеспечение права обучающихся с ОВЗ, в том числе инвалидов, правом свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими обучающимися и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права. Образовательный комплекс признает право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения их участия. Инвалиды имеют право наравне с другими на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих. Инвалиды имеют право на равные возможности для отдыха и занятий спортом.

Слайд 11

Глазами студентов. Часть опрошенных считают систему работающей результативно. Субъективные мнения учащихся об отношении к ним других студентов условно можно поделить на «позитивные», «безразличные» и «негативные». Так к большинству инвалидов и лиц с ОВЗ в их учебном заведении со стороны других студентов проявляется позитивное отношение. Безразличное отношение к инвалидам наблюдается гораздо реже, а ответы о негативном отношении практически не говорится. Руководители и преподаватели ВУЗов в целом также довольно позитивно характеризуют отношения между инвалидами и лицами с ОВЗ и остальными студентами 5 . Субъективные оценки лиц с ОВЗ и инвалидов говорят об отсутствии массовых проявлений недружелюбного отношения к ним преподавателей и руководства . В целом позитивное отношение со стороны преподавателей к таким студентам, как правило , обусловлено настойчивостью и стремлением последних трудиться , чтобы «найти свою нишу в жизни», несмотря на имеющиеся недуги.

Слайд 12

Заключение. Возможности людей данной категории получения высшего профессионального образования зависят от степени тяжести заболеваний. Более трети таких людей нигде не учится. Причины этого следующие: 1) считают свой уровень образования достаточным; 2) учебное заведение и процесс обучения не приспособлены для инвалидов и лиц с ОВЗ; 3) плохое состояние здоровья. Необходимо принятие ряда нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру и порядок предоставления образовательных услуг в электронной форме с использованием дистанционных технологий, конкретизировать порядок предоставления технических и учебных средств (компьютеров, программного обеспечения, специальных учебников, пособий и т.п.) или выплаты компенсаций за них (условия, размер, срок и т.д .).

Слайд 13

До сих пор нет должного взаимодействия между учреждениями профессионального образования и медицинскими учреждениями по обслуживанию и сопровождению таких студентов. В штатном расписании образовательных учреждений профессионального образования практически нет психологов, дефектологов и социальных педагогов, способных осуществлять психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение студентов и обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Администрацией учреждений профессионального образования не создаются условия безбарьерной среды для инвалидов. Не решена проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования из числа инвалидов. Достигнуто общее понимание структуры модели высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, но многообразие форм ограничения здоровья приводит к тому, что каждый раз, создавая конкретную эффективную и устойчивую модель для студентов с ограниченными возможностями здоровья, приходится делать это практически заново.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В чем заключается работа воспитателя по формированию социально-бытовых знаний и умений у умственно отсталых учащихся 1

Слайд 2

Главными задачами трудового воспитания детей с умственной отсталостью являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, с оздание психологической и практической готовности к труду.

Слайд 4

Навыки самообслужи-вания Культурно-гигиенические навыки Навыки бытового характера К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера

Слайд 5

Формирование и развитие социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей непосредственно связано с их психическими процессами, развитием моторики, двигательной активностью. Исследовав подходы различных авторов к определению понятия умственной отсталости можно прийти к выводу, что под умственной отсталостью следует понимать стойкое нарушение познавательной деятельности, полученное вследствие органического поражения головного мозга, вызванного наследственными или приобретенными факторами . Специальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми, развивающая социально-бытовые навыки – залог того, что они становятся способными к выполнению определенных социальных функций. Развитие социальных навыков поэтому напрямую связано с социальной реабилитацией детей в среде. В теории коррекционной педагогики и психолого-педагогической практике не существует универсальных методов исследования развития социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей. Критерии определения степени их развития у таких детей очень гибкие и зависят не только от возраста ребенка, но и от характера заболевания.

Слайд 6

Для изучения социально-бытовых навыков применяется методика Л. М. Шипицыной , которая предлагает изучать состояние социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций непосредственно при обследовании самих детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. С этой целью составляется специальная схема обследования, включающая в себя следующие методы: беседа и наблюдение Также для изучения социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей применяется более подробная методика Г. Г. Зак и В. В. Коркунова.

Слайд 7

Поскольку формирование каждого навыка сопряжено со включением ребенка в определенную жизненную ситуацию, с неизбежностью овладения предметными действиями, с необходимым для их осуществления уровнем развития двигательной сферы (мелкой моторики), методика направлена на изучение социально-бытовых навыков, знаний детей о себе и о предметах окружающего мира, а также изучение мелкой моторики .

Слайд 9

Организация работы по формированию социально-бытовых навыков умственно отсталых детей реализуется в следующих формах: коррекционно-развивающие занятия ; дидактические , имитирующие и сюжетные игры ; беседы , тренинги ; прогулки , походы, экскурсии ; практические занятия, наблюдения ; чтение книг; просмотр кино и видеоматериалов; общение со сверстниками и участие в конкурсах.

Слайд 10

Среди методов воспитательного действия ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания, такие как: объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами ); репродуктивные (работа по образцам ); частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр ); предметно-практические методы; с истема специальных коррекционно-развивающих методов, методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование ); методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение ); методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки ) .

Слайд 11

Вывод: Формируя социально-бытовые навыки у умственно отсталых детей, необходимо повседневно мотивировать ребенка на овладение новыми действиями (пусть и элементарными), создавать ситуацию успеха, повышать у ребенка познавательный интерес. А также необходимо понимать, что семья в данном случае выступает примером для подражания. Важно, чтобы родители, близкие родственники часто беседовали с ребенком, показывали положительный пример поведения и общения, привлекали ребенка к помощи по дому, демонстрировали наглядные примеры при закреплении социально-бытовых навыков.



Предварительный просмотр:

Рекомендации дефектолога.

   Процесс воспитания подрастающего поколения  во все времена был одним из сложных и разнонаправленных. Великие педагогические умы работали и продолжают трудиться над различными моделями и методами воспитания. Изучив определенный перечень трудов,   хочу отметить, что вне зависимости от педагогической концепции,  применяемых методик и акцентных моментов, каждый автор  в той или иной пропорции действующим инструментом воспитания считает один элемент. Это труд. Данный вывод наглядно демонстрирует цитата К. Д. Ушинского  "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". Согласитесь, что с данным утверждением  поспорить сложно. Анализируя этот факт, предлагаю вашему вниманию градацию некоторых примерных трудовых навыков, которые соответствуют каждому возрастному периоду жизни ребенка.

3-4года:

Собирать игрушки, складывать книги и журналы на нижнюю полку, чистить зубы и причесываться, отнести салфетки на стол, протирать пыль, самому раздеваться, с небольшой помощью одеваться.

5-6 лет:

Убирать за питомцем, завязывать шнурки, заправлять постель, под присмотром взрослых  ухаживать за домашними животными, развешивать белье.

7-8 лет:

Быть вежливыми и учтивыми с другими людьми, мыть посуду, подметать пол, содержать свою комнату в порядке, вставать по будильнику, складывать портфель в школу,

9-10 лет:

Пылесосить ковер, поливать цветы и растения, чистить овощи, накрывать на стол, ходить самостоятельно в магазин за некоторыми видами продуктов.

11-12 лет:

Не бояться оставаться дома одному, помогать родителям в важных делах, ответственные относиться к распоряжению карманными  деньгами, самостоятельно отслеживать время посещения дополнительных секции.

13-17 лет:

В будние дни ложиться спать в определенное время, готовить для всей семьи, вести здоровый образ жизни,  помогать близким в трудных жизненных ситуациях, последовательно выполнять принятые решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.

Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...

Материалы для родителей

Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....

Материалы для родителей

Полезные советы для родителей учащихся....

Материалы для родителей

Карточка -подсказка по теме Имя существительное...

Материалы для родителей.

Советы для родителей первоклассников....

Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

Материалы для родителей

ПРЕДИСЛОВИЕ  Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...