Родительское собрание "Приемы формирования читательской грамотности при работе с текстом во 2 классе".
материал (2 класс)
Необходимо подготовить обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения являетсяфундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.64 КБ | |
| 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Приемы формирования читательской грамотности
при работе с текстом во 2 классе.
Цель: вовлечь родителей в процесс формирования у детей смыслового чтения с помощью использования некоторых простых приемов во время чтения дома.
Слайд1
Уважаемые родители, я рада вас видеть на очередном нашем родительском собрании. Сегодня собрание наше пройдет в формате мастер-класса, это значит ,что вы будете чему-то учиться на практике, поэтому в конце собрания будет рефлексия, т.е оценка нашей совместной деятельности.
Тема
Приемы формирования читательской грамотности при работе с текстом во 2 классе.
Слайд 2
Функциональная грамотность является одним из составляющих обновлённых ФГОС.
Слайд 3
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
Слайд 4
Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и « минимальная грамотность». «Грамотность» - это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами. «Минимальная грамотность» - это способность читать и писать простейшие сообщения. Функциональная грамотность – совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем.
Слайд 5
Однако, время, развитие науки и техники внесло свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней.
Президент МОО (межрегиональная общественная организация) «Школа 2100 Алексей Алексеевич Леонтьев дает такое определение «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Слайд 6
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Слайд 7
В функциональную грамотность входят 6 направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетентности.
Слайд 8
Читательская грамотность это базовый навык функциональной грамотности – это гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей. И мы сегодня остановимся на читательской грамотности более подробно.
Начиная с 1 класса мы работали над читательской грамотностью, конечно же всегда учитываются возрастные особенности и особенности класса. В первом классе использовались вот такие простые приемы, которые заинтересовывали детей , а также развивали мышление и чтение.
Слайд 9, 10, 11, 12
Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе
1.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р:
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА
2. Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:
Прочитайте пословицу правильно:
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит
Но этот этап прошел , и мы двигаемся дальше. Сегодня мы на практике рассмотрим некоторые приемы, которые успешно можно использовать дома. Но прежде давайте обратим внимание на таблицу в которой я в течение года фиксирую темп чтения. (читаю результаты) Дети в сравнении с предыдущими результатами двигаются вперед и это радует.
Но это только скорость чтения, это только один критерии оценки возможностей ребят. Есть еще такой критерии, как понимание прочитанного. Над этим нам предстоит работать.
Слайд 13
Мы с вами проведем сегодня практическое занятие. У каждой группы на столе лежат задания, разные приемы, которые можно использовать для формирования разных читательских умении. Также на столах лист достижений читательских умении. Ваша задача выполнить задание и заполнить лист достижении, какое умение, по вашему, вы сейчас формировали, развивали. В конце сравним наши листы достижении.
Практическая работа в группах.
Слайд 14
И так первый прием.
- составить краткую запись к задаче. Начали работу.
Какие умения развивали?
Слайд 15
Прием № 2
Выбор заглавия, из заданных, поясняем почему, заполняем лист достижений.
Слайд 16, 17, 18
Прием №3
Синквейн.
Поясняю, что это такое и как выполнять на примере сказки «Лягушка – путешественница» . Мы читаем сказку и извлекаем нужную нам информацию, кратко в заданном формате. Заполняем лист достижений.
Слайд 19,20
Прием №4
Работа по иллюстрации. Посмотрите иллюстрацию и предположите о чем это произведение.
Какое умение мы развивали? Заполняем лист достижений.
Слайд 21, 22
Педагогические техники: «Кубик Блума», «Ромашка Блума».
Давайте, возьмем самую простую сказку «Репка»
Будем задавать друг другу вопросы, которые начинаются на такие слова.
1.Придумай другой заголовок для сказки?
2.Поделись, чему ты удивился , прочитав эту сказку?
3.Назови героев сказки?
4.Объясни, почему когда прибежала на помощь мышка , они смогли вытянуть репку?
5.Почему мышка не боится кошки?
6. Предложи кличку для кошки?
Какое умение формировали?
Слайд 23
Прием №6
Работа со словарем. Прочитайте текст, расскажите о чем говорится в тексте. Какая проблема возникла? Как решить проблему?
Какое умение мы развивали? Заполняем лист достижений.
Слайд 24
Прием №7
Работа с пословицами. К какой сказке подойдет эта пословица. Поясняем, почему.
Какое умение мы развивали? Заполняем лист достижений.
Заключение.
Давайте сравним наши листы достижении. Какая группа сколько умении сформировала? (на доске сравниваем)
Как вы думаете, зачем мы заполняли эти листы?
- Каждый прием помогал нам развивать какое то умение, я дала вам эту практическую работу для того чтобы , вы понимали, что если немного разнообразить приемы, то будет намного интереснее. Чтобы вы убедились , что любая работа развивает в нас какое то умение и даже не одно. Если вы будете сидеть с ребенком рядом и вместе синквейн , то ребенку такое занятие обязательно понравиться.
Слайд 25
А ,сейчас мы проведем оценку нашей деятельности с помощью приема незаконченных предложений, прошу вас какая группа начинает.
Слайды 26
Хочу остановиться на курсе внеурочной деятельности, который появился у нас в этом году «Функциональная грамотность». Очень полезный курс. Продуманы задания, ничего самим придумывать не нужно.
Показать несколько слайдов с заданиями из своей презентации.
Хочется отметить, что пока данные задания выполняются с трудом, действительно, у ребят нет такого опыта работы с текстом. С трудом выискивают нужную информацию. Еще никак не привыкнут, что надо несколько раз обращаться к тексту и вдумчиво читать. Но если будем системно будем заниматься, обязательно добьемся результатов.
Спасибо, всем за работу!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира 2 класс, программа Занкова.
Материал содержит вопросы по текстам из учебника "Окружающий мир" 2 класс, программа Л.В. Занкова....
Работа с текстом. Формирование читательской грамотности. "Скворец" А. Куприн. 4 класс
Необходимо формировать у учащихся читательскую компетентность. Умение выделять в тексте главную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задавать вопросы, составлять план текста. Данно...

Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира
Формирование читательской грамотности при работе с текстом...

Сборник заданий по формированию читательской грамотности на уроках в 1-4 классах общеобразовательной школы
Сборник заданий по формированию читательской грамотности на уроках в 1-4 классах общеобразовательной школы...
Формирование читательских умений при работе с текстами научно-популярного стиля
Одним из актуальных вопросов начального общего образования является развитие функционально грамотной языковой личности, т. е. подбор методов и приемов, способствующих создани...
Родительское собрание " Формирование читательской грамотности младших школьников"
Родительское собрание " Формирование читательской грамотности младших школьников"...
