Главные вкладки

    Анализ работы МО учителей начальных классов за 2009-2010уч.г.
    статья (1,2,3,4 класс) по теме

    Нургалиева Ольга Андреевна
    Материал к итоговому заседанию методического объединения учителей начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Analiz_MO-09-10.doc97 КБ

    Предварительный просмотр:

    АНАЛИЗ РАБОТЫ

    МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТEЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

    за 2009-2010 учебный год

    Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.

    Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

    Работа МО учителей начальных классов в 2009-2010 учебном году организована и проведена в соответствии с генеральной целью школы: "Формирование положительной мотивации школьников к учебной-познавательной деятельности и новой концепцией образования". Педагогический коллектив начальной школы работал над темой: "Мотивация учения через изучение индивидуальных особенностей младших школьников в условиях гуманизации образовательного процесса по программам и учебникам нового поколения". Приоритетными направлениями работы МО являлись:

    1) Приемы деятельности учителя, способствующие мотивации учения.

    2) Формирование общеучебных умений и навыков учащихся.

    3) Дифференцированная работа на уроке, создание ситуации успеха на уроке.

    Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Преподавательский состав в течение года повышал уровень самообразования и свой профессиональный уровень: из 21 члена МО учителей начальных классов имеют высшую категорию-1 ч., первую категорию -10 преподавателей, вторую-10 учителей. В 2009–2010 учебном году  учителям Прыщенко С.В., Работяговой Е.Ф.присвоена первая к., Бабкиной Т.Е.-вторая к., подтвердили свою категорию Новикова Т.И.-первую., Гусева Т.М., Чабан Л.В.-вторую категорию. Каждый педагог является участником инициативной творческой группы, которые возглавляют Еремеева В.А., Полетаева М.В., Пирогова Т.Ю., Гребенькова Т.Ю. За истекший период курсы повышения квалификации прошли 4 человека.

    Содержание и организация образовательного процесса в школе.

    В 2009-2010 учебном году начальная школа работала на основе нормативных документов МО РК; в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Уставом школы».

    Базовый компонент плана взят за основу при составлении учебного плана и выполнен. Трудности в освоении программы испытывают дети из социально-неадаптированных семей и дети не прошедшие предшкольную подготовку.

    К трудностям в освоении программного материала учителя каждой параллели отнесли следующее:

    •    Недостаточное количество часов для закрепления материала.
    •    Нет материала для формирования и отработки вычислительных навыков.
    •    Разноуровневый состав класса.

    Пути преодоления этой категории трудностей: творческий подход учителя к планированию работы, к подготовке и проведению уроков, организация индивидуальной работы, использование разноуровневых заданий, постоянная, индивидуальная работа психолога с детьми с низкой мотивацией учения.

    Часы школьного вариативного компонента дают возможность углубленного изучения учащимися начальных классов отдельных предметов.

    Часы ученического компонента были использованы при организации индивидуальных занятий, отведены на реализацию новых форм и приемов организации УВП, обеспечивающих личностную ориентацию. Возможности получения учащимися дополнительного образования нет.

    Обучение велось по программе 1 - 4, в режиме двух смен шестидневной недели в 18 классах – комплектах.

    Напряжённая, целенаправленная  работа всех учителей по совершенствованию методов обучения, воспитания и развития дала хорошие результаты.

    Учебный год закончили 493 обучающихся 1-4 классов, из них  78 отличников, 227 хорошистов, не усвоивших базисный компонент Госстандарта нет.

    Успеваемость по начальной школе составила 100%, качество знаний - 62%.

    Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний

    по начальной школе по учебным годам

    Количественный показатель по годам:    

    Учебный год

    Число учащихся на конец года

    Успеваемость, %

    Качество знаний, %

    Число второгодников

    Отсев

    Прибытие

    2005-2006

    542

    99,8

    65

    1

    16

    16

    2006-2007

    476

    99,4

    62

    2

    21

    11

    2007-2008

    484

    99,8

    64

    1

    11

    9

    2008-

    2009

    469

    99,8

    62

    1

    19

    14

    2009-2010

    493

    100%

    62

    0

    10

    13

    1 – 4 классы

    2006-2007

    2007-2008

    2008-2009 

    2009-2010

    Всего

    476

    484

    469

    493

    Отличн.

    82

    98  

    98

    78

    Хорош.

    212

    224

    224

    227

    Неуспев.

    1

    1

    1

    0

    Неаттест.

    1

    0

    0

    0

    % усп.

    99,6%

    99,8%

    99,8%

    100%

    % кач.

    62%

    64%

    62%

    62%

                        На основании сравнительно-цифрового анализа можно констатировать:

    • В целом, по 1-4 классам за последние три года отсутствует выраженная динамика как повышения, так и снижения показателей состояния качества знаний и успеваемости. Наблюдается стабильность. Показатель качества относительно стабилен и на сегодняшний момент, и составляет 62%. Показатель успеваемости колеблется от 99,6% до 100%, что связано с уменьшением количества неуспевающих учащихся на 1.
    • Количество отлично успевающих учащихся также характеризуется позитивной стабильностью: в течение двух лет процент данной категории учащихся составляет от 16% до  17% от общего количества аттестуемых учащихся. Хотя, на конец I полугодия количество отличников составляло 13%, то на конец года - уже 16% (тяготеет к повышению за счёт большого количества отличников в 1-ых классах).
    • По числу хорошистов результат также тяготеет к повышению: от 44% в 2006-2007уч.г. до 46% в 2009-2010 уч.году от общего количества учащихся.

     Следует отметить, что этот учебный год по наполняемости начального звена преломил  тенденцию к уменьшению (численность детей увеличилась на 24 человека за счёт увеличения количества 1-ых классов). Последние годы работы показали явную тенденцию к повышению набора детей в классы предшкольной подготовки, и, соответственно, первые классы. Это объясняется увеличением количества детей по микрорайону, а также предпочтение родителей обучению детей в нашей школе.

    Рассматривая уровень обученности обучающихся начальных классов по параллелям в динамике за четыре четверти 2009-2010 учебного года, видна стабильность или рост качества по всем классам и параллелям в течение года. Из таблицы следует, что учителя начальной школы добиваются достаточно высокого качества знаний, приложив максимум усилий, знаний и терпения для достижения полученных результатов. Высокое качество знаний обеспечивают следующие учителя 1-4 классов:

    Рейтинг классов по качеству обучения:

    Место

    Класс

    Классный руководитель

    %

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7  

    8

    9-10          

    1 "Г"

    3 "Б"

    4 "А"

    1 "А"

    2 "Б"

    2 "А"

    1 "Б"

    1 "В"

    2 "В", "Г"

    Полетаева М.В.

    Шабанова Е.А.

    Грибанова Л.А.

    Григорьева И.В.

    Новикова Т.И.

    Пирогова Т.Ю.

    Перминова Р.П.

    Белкина Е.А.

    Голимчук Е.А., Савенкова Н.А.

    82 %

    77 %

    74 %

    73 %

    69 %

    68 %

    66%

    63%

    61%

    Этому способствует стабильность и слаженность работы МО, что происходит благодаря тесному контакту учителей между собой, их открытости по отношению друг к другу в работе, доверительности, обмену опытом и очередными находками,  новыми методическими наработками.

    Анализ ПГК  показал следующее:

    • учащиеся 4-ых классов на высоком уровне усвоили базисный компонент Госстандарта (100%);
    • по данному содержанию достигнут высокий уровень качества знаний – 92%;
    • степень обученности учащихся составляет 87%, средний балл – 4,3.

    Таким образом, учителям, работающим в параллели 4-ых классов, удалось полностью реализовать программу Госстандарта по предмету.

               На протяжении последних пяти лет учащиеся начальной школы постоянно достигают высоких результатов, участвуя в городской олимпиаде младших школьников, ежегодно занимая призовые места (2004-2005уч.год – II место, 2006-2007 уч.год –III место, 2007-2008уч.год- I место в районной олимпиаде, 2008-2009 – участие, 2009-2010 – по району – 5 место, по городу – 18 место). В этом учебном году учащиеся 2-4 кл. принимали активное участие в различных конкурсах, играх: «Акбота»-41 ч., «Русский медвежонок»-20 участников – 3 призовых места, «Золотое руно»-18 участников-2 призовых места, «Кенгуру-лингвист», «Кенгуру-математик»-36 участников.

    В нашей школе учителя   Грибанова Л.А., Прыщенко С.В., Голимчук Е.А.,  Шабанова Е.А. на уроках математики работают по технологии Л.Г. Петерсон.

    Методические оперативки в инициативных творческих группах проводились в соответствии с планом работы МО по вопросам совершенствования методики преподавания, форм и методов работы в параллелях 0-4классов.

    При подготовке к ПГК были включены и проведены методические оперативки «Формирование потребности в обучении и саморазвитии младших школьников на уроках познания мира»

    Своевременно оказывалась психологическая помощь психологом школы как учителям, так и учащимся 4-ых классов. Учителя работали в тесной взаимосвязи с родителями четвероклассников. По плану проводились индивидуальные консультации с учениками и их родителями по вопросам подготовки к ПГК.

    В индивидуальной работе с учащимися учителя также проводили дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях детей по предметам, планировали и систематически включали в работу сопутствующее повторение тех тем, где допущено наибольшее количество ошибок при выполнении различных видов работ, индивидуализировали и дифференцировали процесс обучения, ежеурочно планировали работу по формированию у учащихся умений применять знания в различных ситуациях.

    При планировании работы, а также по ее результатам накапливался и систематизировался весь материал, обобщались все виды проверочных, тематических и контрольных работ, тестовых заданий.

    С целью внедрения теории и практики РО, пропаганды и освоения новых педагогических технологий обучения и воспитания, инициативные творческие группы организовали и провели заседания МО по темам:

    • Речь как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.  Бабкина Т.Е.                                                          
    • Формирование и развитие научного интереса и исследовательской активности детей младшего школьного возраста.  Еремеева В.А.                                   
    • Работа над безударными гласными в начальной школе.  Гребенькова И.Ю.

                 Проблемные группы работали над решением конкретных вопросов обучения, воспитания и развития учащихся, которые слабо изучены и являются актуальными и значимыми для данного коллектива учителей.

    В первом полугодии 2009-2010 учебного года был запланирован и проведён семинар по теме "Уроки познания мира в начальной школе». Полетаева М.В.

    По традиции провели "Декаду педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей предшкольной подготовки.(прилагается)

    Проведение открытых уроков в 2009-2010 учебном году способствовало обмену прогрессивным опытом коллег. Было проведено 17 открытых уроков, из них 5 с использованием интерактивной доски. Темы и содержание уроков подчинены темам проблемных групп и темам самообразования учителей.

    В учебном году завучем по УВР Нургалиевой О.А. ежемесячно, в соответствии с планом, отслеживалось состояние взаимопосещения уроков, запланированное с целью изучения педагогического опыта коллег. Учителя к взаимопосещению уроков относятся как к доступной, эффективной и необходимой для любого педагога форме изучения опыта. Наибольшее количество уроков посетили на Декаде и, в основном, лишь в своей параллели. Учителя начальных классов владеют методикой полного, грамотного анализа уроков, но производят его очень кратко. В наличии темы и цели уроков, они раскрыты в анализе уроков, но зачастую не указываются цели посещения. Наибольшее количество уроков посетили Полетаева М.В., Бабкина Т.Е., Новикова Т.И., Грибанова Л.А., Григорьева И.В., Савенкова Н.А.

    Учителям следует планировать взаимопосещение уроков, более активно интересоваться педагогическим опытом своих коллег в разных параллелях.

    В соответствии с отдельным планом организованы тематические выставки рисунков в рекреации на темы о Родине, мире, героям Великой Отечественной войны.

    В течение 2009-2010 учебного года была проанализирована деятельность учителей по организации психолого-педагогической поддержки детям, не мотивированным на обучение в классно-урочной и внеурочной деятельности. С этой целью был подготовлен самоанализ по индивидуальной работе со слабоуспевающими детьми, где отражён опыт учителей, использование их личных достижений в учебно-воспитательном процессе при работе с данной категорией детей, намечены тенденции усиления работы, предъявлены наработки, достижения, выявлены проблемы и пути их решения.

    Между тем есть нерешенные проблемы:

    • хорошо организована методическая работа, но не всегда достаточно влияет на повышение качества работы,
    • следует обратить внимание на организацию систематического повторения, на ликвидацию тех пробелов, которые были обнаружены при выполнении проверочных работ, на основе индивидуального, дифференцированного подхода к усвоению программного материала, шире внедрять формы и методы развивающего обучения, ИКТ.

    Учитывая вышесказанное, на 2009-2010 учебный год определены следующие задачи:

    • совершенствовать методическую работу, применяя активные формы проведения заседаний МО, взаимопосещение и проведение открытых уроков, проведение Декады педагогического мастерства учителей,
    • поднятие престижа изучения казахского языка, повышение интереса к его изучению,
    • преемственность преподавания между начальными классами и средним звеном,
    • активно включать учителей в педагогический поиск через работу в творческих проблемных группах,
    • изучать и внедрять достижения творчески работающих учителей в практику работы педагогического коллектива, организовывая проведение проблемных семинаров-практикумов,
    • усилить работу с детьми повышенного уровня интеллектуального развития, с целью подготовки их к участию в районных и городских олимпиадах.

    Воспитательная работа начальных классов

    Коллектив начальной школы пытается создать систему воспитания, отвечающую требованиям времени.

    Для начала нами были определены цели и задачи обучения и воспитания учащихся младших классов в соответствии с потребностями общества и генеральной целью учебно-воспитательной работы школы, а также с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

    Были определены те качества личности, которые необходимо развивать в каждом ученике для того, чтобы он смог состояться в дальнейшей жизни. Это: интерес к самому себе: уважение чужого мнения; любознательность и вовлечённость в деятельность; мотивация действий.

    Все классные руководители в начальной школе планируют работу в классе в соответствии с особенностями детского коллектива, поставленными задачами и направлениями работы школы.

    Учебно-воспитательный процесс в начальных классах проводился по следующим направлениям:

    • Гражданско-патриотическое.
    • Правовое и нравственное.
    • Воспитание здорового образа жизни.
    • Этнокультурное и эстетическое.
    • Экологическое.

    Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся способствовало осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за собственные действия и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, стать настоящим человеком и гражданином.

    По  гражданско-патриотическому направлению учителями проведена следующая работа:

    • 22 сентября «День языков»
    • 16 декабря – День Независимости РК - Фестиваль народов, населяющих территорию Казахстана «Все игры – в гости к нам»;
    • 9 мая – День Победы (помощь ветеранам ВОВ );
    • 7 мая – День защитников Отечества – конкурсные программы «Сильные, смелые, ловкие, умелые».

    По правовому и нравственному направлению были предусмотрены отдельные уроки «Правовой всеобуч», которые проводились в 1-4 классах 2 раза в месяц по специальному составленному плану. На данных уроках рассматривались вопросы о правах и обязанностях человека и гражданина РК; основной закон страны – Конституция РК, Всеобщая конвенция прав ребёнка, документы ООН по правам человека. В рамках данного направления учителями были запланированы и проведены уроки общения», «Школа вежливости» и др.

    Традиционными, в школе в рамках этнокультурного и эстетического направлений, стали праздники «1 сентября – День Знаний», «Праздник милых мам», «Наурыз – праздник обновления», «Посвящение в первоклассники», «Прощай начальная школа». Помимо общешкольных мероприятий учителями начальной школы планируются и проводятся классные мероприятия – уроки общения и развития.

    Ежемесячно по отдельно составленному плану проводились конкурсы рисунков, что способствовало выявлению талантливых ребят из числа учащихся начальных классов. В течение учебного года ежемесячно все дети посещали спектакли, концерты, цирковые представления.

    По экологическому направлению традиционно проводятся следующие мероприятия:

    • Уроки экологической грамотности.
    • Праздник «День Земли».
    • Беседы, экскурсии в природу.

    Особое внимание уделялось формированию здорового образа жизни.

    Традиционно еженедельно проводились первенство по шашкам и шахматам, Дни здоровья, беседы, линейки.

    Среди учащихся начальных классов проводился конкурс рисунков «Скажем «нет» наркотикам», «Чума XXI века – СПИД».

    По окончании учебного года учителями были организованы туристические походы в природу.

    Удовлетворение интересов и потребностей в дополнительном образовании учащихся младших классов также учитывалось учителями. Создание кружков по интересам на базе нашей школы помогло в обеспечении интересного досуга и способствовало развитию учащихся. В 1,3,4 классах работали кружки «Всезнайка», были организованы вокальные группы в каждой параллели под руководством учителей музыки Горобцовой Л.И., Хакимовой И.Р., которые служили прекрасным оформлением общешкольных и классных праздников.

    Безусловно, что в стенах школы невозможно удовлетворить все потребности учащихся в развитии их способностей и интересов. Поэтому нами активно использовались возможности микрорайона и города.

    Учащиеся начальной школы посещали:

    • Ледовый дворец «Акжолтай»
    • Спортивные секции - на базе ДЮСШ
    • Спорткомплекс Н. Абдирова
    • Школа восточных единоборств
    • Музыкальную школу
    • Танцевальные кружки на базе ДК «Молодёжный»
    • Студию эстрадной песни.

    Представленный анализ деятельности,  результаты внутришкольного контроля, проводимые в течение года собеседования с учителями, родителями, самоанализ учителей позволяют определить ряд вопросов, требующих решения:

       - требуется продолжить совершенствование деятельности по подготовке учащихся к участию в предметных конкурсах, олимпиадах;

       - уровень владения информационными компьютерными технологиями  и их использование в учебном процессе не соответствует современным требованиям;

       - низкий уровень  обобщения и представления передового опыта педагогов.

    Исходя  из вышеизложенных фактов  цель работы в 20010-2011 учебном году:

    1. Продолжить работу по обеспечению качества обучения, совершенствовать формы и методы работы с  одарёнными учащимися.

    2. Осваивать современные технологии и методики обучения и воспитания.

    3. Активно внедрять информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

    4. Повышать научно-методический уровень профессиональных знаний, умений и навыков учителей начальной школы.

    5. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные  формы методической деятельности.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ работы ШМО учителей начальных классов и воспитателей ГПД

    Анализ работы ШМО учителей начальных классов  за 2009-2010 уч.год...

    Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год

    Цель, которую поставили перед собой учителя: создать условия, обеспечивающие усвоение обязательного минимума содержания образования по предметам базисного учебного плана, способствующие фо...

    Анализ работы МО учителей начальных классов

    Анализ работы методического объединения учителей начальных классов....

    Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010-11 уч.г.

    Анализ работы МО учителей начальных классов по теме " Наша новая школа - школа создания творческой, информационно- безопасной образовательной среды, развивающего фактора индивидуального успеха ребенка...

    Анализ работы кафедры учителей начальных классов

    Анализ работы методического объединния (кафедры) учителей начальных классов за 2009-2010учебный год....

    Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010 - 2011 учебный год

    Работа МО была направлена на решение главной методической проблемы: «Развитие ведущих учебных умений, как путь к личностному росту учащихся начальных классов»  и реализацию поставленных задач чер...

    Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.

    Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя  следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...


     

    Комментарии

    Бухарова Ирина Витальевна

    Благодарю за своевременную работу. Хотелось бы увидеть побольше информации о внедрении стандартов нового поколения. Какие перспективные направления по этому вопросу?