Преемственность в организации исследовательской деятельности ДОУ и НОО
статья по теме

Кувалева Светлана Михайловна

В данном материале описываются упражнения для организации исследовательской деятельности детей в детском саду и в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_2.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хакасский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Зачетная работа по теме

 « Преемственность в организации исследовательской деятельности ДОУ и НОО»

Выполнили слушатели краткосрочных курсов

«Преемственность дошкольного

 и начального образования в условиях

 реализации ФГОС»:

        Кувалева С.М. МБОУ № 19, г.Абакан, РХ, учитель начальных классов

        Максимова П.Н.МБДОУ «Д/с «Антошка», г. Абакан, РХ, воспитатель

Черкасова Е.Г. МОУ «ТОШ-И №1», с.Таштып, РХ, учитель начальных классов

        Шарабаева Т.В. МБДОУ«Д/с «Звездочка», г.Абакан, РХ,  воспитатель

             План.

  1.Понятие. Цели и задачи исследовательской деятельности.

           2.Сравнительный анализ структуры организации исследовательской деятельности                                                                (ДОУ-НОО)

           3. Заключение.

.          4.Список литературы.

                                             Абакан 2011

   

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

В настоящее время образовательное пространство переоценивается. Теперь оно является многомерным и полифункциональным образованием, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания и обучения на процесс становления, развития личности ребенка, его творческих способностей, формирования желания и умения учиться.

        Важно самого ученика сделать активным участником образовательного процесса.

        Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

        Под исследовательской деятельностью детей понимается деятельность, связанная с решением их творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Основной целью работы в этом направлении является развитие навыков исследовательского поведения детей как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к образовательной  деятельности.  

В процессе работы решаются следующие задачи:

  1. Развитие познавательных процессов (воображения, восприятия, памяти), мыслительных процессов (сравнения, анализа и выделения главного, обобщения и систематизации материала, умения видеть противоречия и др.).
  2. Формирование и развитие исследовательских умений: видеть необычное, формулировать проблему; выдвигать гипотезу, доказывать идею экспериментально или подтверждая найденной информацией из разных источников; оформлять результаты исследовательской работы.
  3. Формирование навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности.
  4. Развитие устной и письменной речи учащихся.
  5. Развитие субъект-субъектных отношений, коммуникативных навыков. 

 

Сравнительный анализ структуры организации исследовательской деятельности                                                                (ДОУ-НОО)

МБДОУ

МБОУ

1

Постановка исследовательской задачи

определение проблемы или основополагающего вопроса.

2

Прогнозирование результата

формулирование вопросов, на которые будем искать ответы в ходе исследования

3

Уточнение правил ОБЖ

формулирование гипотезы или гипотез

4

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих

выбор методов;

5

Выполнение эксперимента

определение хода исследования

6

Фиксирование результатов эксперимента

сбор информации;

7

Формулировка выводов

анализ и обобщение собранного материала

8

подготовка презентации или сообщения

9

защита (сообщение, презентация, ответы на вопросы).

Сравнительный анализ форм, способов и методов организации исследовательской деятельности (ДОУ-НОО)

 

МБДОУ

МБОУ

Постановка исследовательской задачи

Определение проблемы или основополагающего вопроса.

Проблемная задача  направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребёнка к эмоционально-познавательной деятельности, где воспитатель выступает в роли партнёра, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту. Использует:

  1. Игровой приём.

Например, «Предлагает отправиться в какую – либо сказочную страну…»

  1. Вопрос проблемного характера

Например, «Задумывались ли вы, что …»

  1. беседа с элементами дискуссии

Например, «Я думаю иначе, меня волнует такая мысль…»

  1. Пример взрослого или ребёнка

Например, «Ты сейчас принял такое решение, а теперь послушай, как думают другие ребята…»

  1. Обращение к книге или др. источникам.

Например, «Рассмотрим иллюстрацию…»

  1. Наблюдение

Например, «Предложение рассмотреть знакомые предметы, явления природы, живые объекты…»

   

 

«Посмотри на мир чужими глазами».

    Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, утром же пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

   Предложим детям продолжить рассказ. Но сделать это надо  несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями.

Как ты отнесешься к появлению первого снега? Представь себя водителем грузовика, едущего по дороге, или лётчиком, отправляющимся в полет, мэром города, вороной, сидящей на дереве, зайчиком или лисичкой в лесу. Таким образом, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

 2 «Составь рассказ от имени другого персонажа».

   - Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опишите один день вашей воображаемой жизни.

3 « Составьте рассказ, используя данную концовку»

   Учитель читает концовку рассказа и предлагает рассказать о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так.

   «…Нам так и не удалось выехать на дачу». «…Маленький котёнок  сидел на дереве и громко мяукал»

4 «Сколько значений у предмета».

   Детям предлагается хорошо знакомый предмет. Это может быть кирпич, газета, мел, карандаш, картонная коробка. Задание - найти как можно больше  вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

5 «Назовите как можно больше признаков предмета». Называется какой-либо предмет (стол, дом, самолёт, книга, кувшин и др.). Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

6  Наблюдение как способ выявления проблем.

Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. «Почему светит солнце?» Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Создание изображений учит ребёнка наблюдать за живыми и неживыми объектами. Поэтому детское рисование с натуры применимо в рамках занятий по развитию исследовательских способностей ребёнка.

   Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать предложение рассмотреть знакомые предметы, например, осенние листья. Дети могут охарактеризовать их форму, цвета.

7 «Тема одна - сюжетов много».

   Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень». Раскрывая её, можно нарисовать деревья с пожелтевшей листвой; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу, и многое другое. Это задание развивает способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.

Прогнозирование результата

Формулирование вопросов, на которые будем искать ответы в ходе исследования

Побуждает к экспериментированию, проведению опытов для  уточнения или подтверждения их предположений.

«Что стало бы, если…?», и многие др. вопросы.

1 «Найди загаданное слово».

   Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»

2 «Задай как можно больше вопросов филину (ворону, дельфину и др.), изображенному на рисунке»

   Как ты думаешь, какие вопросы тебе задал бы он?

3 « Вопросы машине времени».

   Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего.

4 «Да-нетка» или Универсальная игра для всех.

   Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Уточнение правил ОБЖ

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих

Формулирование гипотезы или гипотез

1 «Давайте вместе подумаем»

-Как птицы узнают дорогу на юг?

-Почему течёт вода?

2 Упражнение на обстоятельства.

-При каких условиях каждый из этих предметов будет полезен? А два или более?

письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, мобильный телефон, чайник, реактивный самолёт, букет ромашек, охотничья собака.

3 «Найди возможную причину события».

Звонят колокола;

Трава во дворе пожелтела;

Друзья поссорились.

Назови два- три самых фантастических, неправдоподобных объяснения этих событий.

 

Выбор методов

Выбор методов

Выполнение эксперимента

 (под руководством взрослого)

Определение хода исследования (совместная деятельность)

Наблюдение результатов эксперимента

Фиксирование результатов эксперимента

Сбор информации;

Делятся на несколько видов:

  1. Ментальные:

- рассматривание объекта и составление рассказа;

- рассматривание и описание;

- рассматривание и воспроизведение по памяти;

- сравнение  с известными объектами;

-классификация;

- укрупнение дидактических единиц (УДЕ);

- сюжетно-ролевые игры;

- возвращение к воспоминаниям.

2. Графические:

- готовые формы (картинки, фотографии схемы.);

- изобразительные (зарисовки объекта, схемы, таблицы, условные знаки);

- письменные (записи воспитателя, рассказа ребёнка, запись наблюдений.)

3. Практические:

- натуральных объектов;

- моделирование(конструирование).

Формулировка выводов

Анализ и обобщение собранного материала

При педагогической поддержке. Возможно самостоятельно у старших дошкольников

1 Описание. Описать объект – значит, ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?

 2 Характеристика. Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета.

 Попробуй дать характеристики героям любимых сказок или мультфильмов.

3 Сравнение. Подбери сравнение для таких объектов: лампа, слон, дерево, книга.

4 Загадки как определения понятиям. Важным средством развития давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки.

 Сочини юмористическую  загадку о животном.

5 «Четвертый лишний». Четыре карточки содержат изображения, яблока, груши, банана, помидора. Что лишнее?

6 «Продолжи ряды». Например: полезные ископаемые-… , деревья-… , животные-…

7 «Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое».

8 Геометрические фигуры для классифицирования

9 «Парные картинки, содержащие различия» 10 «Найди два одинаковых квадрата»

11 «Какие предметы изображены на рисунке»?

12 «Найди ошибки художника»

13«Найди силуэт изображённого предмета»

14 «На какие геометрические фигуры похожи деревья?»

15 «Рассмотри рисунок и обрати внимание на изображённые ладони»

16 «Изображения предметов с разных точек зрения»

Подготовка презентации или сообщения

Защита (сообщение, презентация, ответы на вопросы).

Одной из форм подведения итогов детских исследований могут быть семинары.   Другая форма подведения итогов исследований – конференция. Если на семинаре все обсуждают собственные исследования по одной относительно узкой, частной проблеме, то на конференции идёт обсуждение материалов, разных по проблематике исследований, но объединённых, например, тематически.

   Семинары и конференции позволяют решать задачи подведения итогов детских исследований. Это важно в плане воспитания детей и в особенности совершенствования мотивации их новых изысканий.

Заключение.

 В настоящее время исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека. От современного образования в ДОУ и НОО требуется уже не просто фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а важно сохранить преемственность при развитии исследовательских навыков. Поэтому необходимо организовать целенаправленную работу по развитию исследовательских способностей и  обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

   

                                        Список использованной литературы

   1.      Бабаева Т.И. У школьного порога.- М.:Просвещение, 1993

   2.     Гин А.А.  Приёмы педагогической техники. – 5-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2003.

   3.  Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М., 2000.

    4.   Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: АРКТИ, 2008.

     5. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики // Начальная школа.- 2008.- № 6

    6. Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в первом классе //      Начальная школа.- 2008.- №5.

     7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М., 1994.

      8.Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2009.

      9.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исправл. и дополн.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.

      10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.- М., 2004.

11. Е.А. Мартынова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель 2011

  1. Интернет-ресурсы

  1. www.researche.ru Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодёжи, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации INTEL в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института.
  2. Леонтович А.В., Калачихина О.Д., Обухова А.С. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. – Московский городской дворец детского (юношеского) творчества. Лицей № 1553 «Лицей на Донской».