Выступление МО классных руководителей
материал по теме

Тема:"Развивающие способности на уроках изобразительного искусства  и художественного труда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udyanskaya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального района

 «Волоконовский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»

«Развивающие возможности

уроков изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе»

                                                                         

                                                                                       Подготовила:

                                                                          Андриенко Ирина Михайловна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          МБОУ «Волоконовская СОШ№1»

                                                 

Волоконовка

2012

             

           Одна из центральных задач общеобразовательной и профессиональной

школы на современном этапе — развитие у детей чувства прекрасного,

формирование художественного вкуса, умения понимать и ценить

произведения искусства и литературы, красоту и богатства окружающего нас

мира, т.е. формировать качества эстетически развитой, творчески активной

личности, отстаивающей жизненную позицию, способной наследовать и

приумножать материальные и духовные богатства своего Отечества.

Формированию творчески активной личности способствует

взаимосвязь практического обучения и эстетически оптимального

восприятия явлений действительности и искусства. Такая взаимосвязь видов

учебно-творческой деятельности обеспечивает самоутверждение личности,

укрепляет готовность к самостоятельным действиям, способность творчески

использовать свой опыт.

              Успешное формирование творческих способностей возможно лишь на основе учета основных особенностей детского творчества и решения

центральных задач в развитии творческих способностей. Уроки художественного труда в школе представляют благодатную

почву для формирования эстетической культуры школьника. Урок, в

котором соединяются красота и польза, где в непосредственной

практической деятельности, направленной на художественную обработку

материала, развиваются чувственная и интеллектуальная сферы личности

ребенка, наиболее удовлетворяет не только образовательной потребности,

но и решению задач духовного, в частности, эстетического становления

личности. На уроках художественного труда формируются все компоненты

эстетической культуры школьника.

Процесс формирования эстетической культуры личности школьника

— это целенаправленный педагогический процесс эстетического воздей-

ствия на ребенка, включения его в эстетическую деятельность,

осуществляемый учителем и организуемый им совместно с детьми.

Каждый преподаватель предметов эстетического цикла не раз

задумывался, как усилить эмоциональное воздействие искусства на личность,

как добиться высокой эффективности художественно-эстетического

образования при минимуме учебного времени.

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное

количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со

временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требу-

ющие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет

привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания

учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и

учащимся. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в не-

принужденной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель —

создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично

выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут

соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой

лаборатории.

Формирование стремления к развитию художественных способностей

и творческой деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение

эстетических знаний и совершенствование умений и навыков я реализую

через метод творческих проектов.

Проектно-исследовательская деятельность присутствует в процессе

обучения уже во II классе. Начиная работу над проектом, взрослые не

должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим

определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над

проектом, особенно если речь идет о целом классе, ничего им не объясняя?

Как объяснить, что такое проект? Я сама должна быть увлеченным

человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили

так, как люблю это я.

За это время на собственном опыте убедилась, какими большими возможностями обладает наш предмет для развития у ребят творческого начала. Именно на наших уроках ребята, у которых нелады с учёбой, могут проявить себя в полной мере. К ним нужен особый подход. Для таких ребят успехи на занятиях по технологии часто становятся поворотным пунктом в отношении к школе и учению в целом. Они завоёвывают призовые места на выставках, чувствуют свою значимость в общем деле.

Через приобщение детей к делу происходит выявление их интересов,

индивидуальности, уровня творческого потенциала. Учителю необходимо

помнить, что воспитательный эффект его уроков во многом зависит от того,

как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в

жизни. Но в то же время нельзя превращать предмет в ремесленнический,

сводя его к обучению элементарным работам в домашнем быту и обучению

шитью. Работа учителя должна быть ориентирована на развитие личности,

формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей.

Дети нетерпеливы. Глядя на образцы изделий, которые демонстрирует

учитель, учащимся хочется сделать такие же вещи. Нужно объяснить, что

сначала они должны достичь определённого уровня знаний, умений и

навыков, а потом можно будет воплотить в жизнь свои творческие замыслы,

выполнить действительно красивые с эстетической точки зрения изделия.

Метод проектов имеет своё продолжение во неурочное время на

занятиях кружка «Мягкая игрушка».

Приобщение детей к творчеству идет очень индивидуально: одни

проходят этот этап быстро, другие дольше остаются лишь исполнителями

и, только накопив определенные навыки, наблюдая за работой других,

начинают пробовать свои силы в творчестве.

Задача руководителя не только в том, чтобы научить детей делать

игрушки и привить им трудовые навыки, необходимо еще развить у них

художественный вкус, научить отличать красивое от некрасивого,

подлинную красоту от мнимой.

Известно, что неспособных детей нет, надо лишь суметь вовремя

помочь им развить свои задатки и проявить себя. Конечно, возможности у

всех разные. Для меня особая радость, когда удается открыть одаренного

ученика. Ведь это потенциальный лидер, который поведет за собой других

ребят, станет моим помощником.

На своих уроках ищу возможности для развития у школьников творческой инициативы и самостоятельности. Например, наряду с обязательными упражнениями предлагаю им задания по выбору или, если они соответствуют изучаемой теме, разрешаю выполнять работы по своему желанию. Это повышает у ребят интерес к учебе, чувство ответственности,

формирует готовность к выбору как черту характера.

Постоянно стремлюсь научить ребят подходить к любой работе

осознанно, проявлять смекалку и воображение, не бояться трудностей и

обязательно доводить начатое до конца.

                  В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения  вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей

              В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно- прикладного искусства.

                Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Декоративно-прикладному искусству учащиеся отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий, самостоятельно определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.

                  Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.

                       Главными задачами, на мой взгляд, являются:

Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.

Вести детей по дороге счастья и добра.

Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.

Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.

Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.

                        Для успешного решения задач в развитии творческих способностей я разработала стратегию развития творчества:

Максимально использовать золотой ключик – интерес.

Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, лепка, декоративно-прикладное искусство)

Для достижения успеха важна мотивация

Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

Организовывать и направлять способности как вид деятельности.

                       В своей педагогической деятельности вижу интеллектуальный и художественный рост учащихся. Учащихся трудолюбивы, много сделали много могут сделать. Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, на которых я организую индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.

                         Выстраиваю систему занятий таким образом, чтобы уч-ся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении уч-ся.

               Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности.

              Е.В. Бондаревская предлагает методы и приёмы к достижению успеха в педагогической деятельности :

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка;

- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, и выбора содержания и способов учения, поведения.

                 В процессе занятии изобразительным искусством, как на уроках, так и в центре дополнительного образования, более удачно и интересно проходят коллективные и групповые работы.

                   Очень хорошо смотрятся архитектурные сооружения, птицы, звери.

В последние годы ребята с удовольствием выполняют объёмные работы.

В этих работах они чувствуют себя творцами, создают свои произведения искусств и выражают своё отношение к окружающему миру. Своими работами ребята утверждаются в детском коллективе.

                       Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

                       Конструирование из бумаги имеет свои особенности и секреты.

Чтобы овладеть ими, надо изучить азбуку формообразования. Этот податливый материал легко сгибается, скручивается, режется, сжимается, поддаётся теснению. На уроках разбираем способы создания различных объёмов, используя приём сгибания листа по линии надреза. Приёмы работы с бумагой позволяют создавать и различную фактуру на поверхности листа, и множество простых объёмов, из которых можно составить сложные пространственные композиции.

                         Из доступного материала, с помощью несложных инструментов можно сделать несложные и убедительные вещи, используя их в оформлении стендов, интерьера класса, либо как самостоятельные произведения.

                      Выполнение подобных заданий развивает пространственное мышление, фантазию, открывает пути к интересной и своеобразной творческой деятельности.          

                      Общей основой для изобразительного искусства является действительность. Надо только увидеть эту действительность отражаемую искусством. И на уроках, и на внеклассных занятиях делаем маленькие открытия; в этом нам помогают краски. Краски — неизведанный мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром — оранжевым, вечером выглядит багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятие действительности. Ребёнок понимает, что радость, горе, нежность может быть выражена цветом, пластикой, конструкцией.

                    Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия произведений, но эффективной формой приобретения и расширения знаний по искусству. В игре ученики приобретают художественные знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал. В начальных классах проводим игру “Весёлые кляксы”. Предлагаю ребятам обмакнуть кисточку в любой цвет и поставить несколько жирных точек и запятых на листке бумаги. Дальше дети должны плотно прижать ладонью и развернуть лист. Какие интересные рисунки, причудливые узоры получились! Дети радуются, они довольны, у них всё получилось, чувствуют себя маленькими творцами. Здесь уместно провести соревнование “Кто больше диковинных животных или птиц изобразит”, кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную историю. Игра тесно связана с воображением, с формированием творческих способностей. С помощью игры создаю нестандартные ситуации, игра помогает мне сбить детей с шаблонного стереотипного мышления. Причём форма игры вносит в это повторение активное творческое начало.

                         Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма.

Пример использования игры на уроке.

Разработка (краткая) урока по теме

«Натюрморт».

Цели и задачи

*систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт)

*ознакомить последовательностью ведения живописной работы (натюрморт)

*развивать чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

*формировать графические навыки в изображении объемных предметов

*развивать умение рисовать по представлению

Ход урока

1.Организация класса

2. Вводная беседа.

Учитель - Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы

-Что такое натюрморт?

-Какие вам нравятся больше и почему , назовите авторов картин.

-Какие цвета преобладают в них?

-Что объединяет все предметы одного натюрморта? (тема, принадлежность)

-Какую роль играет солнечный свет?

Работа учащихся над заданием

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла..

Далее идет беседа  по содержанию произведения К.Чуковского «Федорино горе»

Игра- упражнение «Помогите Федоре»

Детям нужно расположить на листе бумаги  предметы (кухонные пренадлежности, вазу с цветами…)

Группа детей может работать с муляжами.

Выполнение натюрморта с натуры и по представлению.

Освоение приемов изображения натюрморта.

Последовательность выполнения работы

1.Подготовительный этап – наметим контуры всех предметов светлыми линиями

2. Первый этап – приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков

3. Второй этап – передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными , но темными красками

4. Третий этап – моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета

5. Последний этап – обобщаем цвета, смягчаем контуры

Дидактическая игра «Собери картину»

Федора рада , что дети помогли навести порядок в ее доме. В благодарность она несла  картины натюрмортов, но они рассыпались.

Задача ребят – собрать натюрморт из разрезанных частей.

Итоги урока

Домашнее задание составить дома натюрморт и сфотографировать.

Следующий урок начнется с фотовыставки натюрмортов.

Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.  Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.

           В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать свои возможности и уметь их использовать.

В целостном педагогическом процессе развитие творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческое развитие учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте, так как это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу.

Понятие "творческие способности" тесным образом связано с понятиями "творчество", "творческая деятельность". В качестве характерных предпосылок и оснований для проявления творческих способностей отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности (напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость), характерологические (оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию) и интеллектуальные (интуиция, фантазия, выдумку).

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Несмотря на различие подходов к определению составляющих творческих способностей, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты.

Развитие творческих способностей является одной из важ нейших задач начального образования; это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних факторов, в том числе целенаправленного обучения художественно-творческой деятельности, он пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уве ренность в себе. Из этого следует, что перед учителем начальных классов встает задача развития ре бенка, его творческих способностей, воспита ния творческой личности в целом.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач для развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности. Многие ученые считают, что наиболее адекватной формой развития творческих способностей является обучение творческой деятельности младших школьников.

Сегодня необходимо гармонично соче тать учебную деятельность, в рамках кото рой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, свя занной с развитием индивидуальных задат ков учащихся, их познавательной актив ности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).

Творчество младшего школьника, – по словам учителя-новатора И.П. Волкова, – это создание им оригинального продукта, из делия, в процессе работы над которыми само стоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки ... Творчество, индивидуаль ность, художество проявляются хотя бы в ми нимальном отступлении от образца. В про цессе творческой деятельности развиваются, прежде всего, творческие способности школь ника, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательнос ти, неординарного мышлениям .

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И. Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» [6]. В каждом творческом задании содержится определенное мыслительное действие. Система таких заданий – основное средство овладения методами творчества и развития творческих способностей младшего школьника.

Творческие способности младшего школьника развиваются во всех значимых для него видах деятельности. Важнейшими условиями развития творческих способностей являются создание творческой атмосферы в учебном и трудовом коллективах и стимулирование творческой активности.

М.И. Махмутов считает, что развитие творческих способностей учащихся и их познавательной самостоятельности является одной из общих функций проблемного обучения. [2] Такое обучение стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества учащихся; развивает интуицию, творческое мышление; учит опыту творческого решения теоретических и практических задач.

Ключевым моментом при создании творческой атмосферы в классе вы ступает метод создания креативного поля. Термин «креативное поле» впервые использовался Д.Б.Богоявленской и обозначает пространство возможных творческих решений. Смысл этого метода заключается в том, что учащимся предоставляется возможность на основе учебной деятельности развернуть дру гую, более интересную – творческую деятельность. Вокруг выпол няемых заданий как бы существует поле возможных творческих решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то варианты. Для нахождения каждого из возможных решений учащимся необходимо проделать определенную творческую работу, в которой раскрываются и развиваются их творческие способности. [5]

На уроках в начальных классах часто учебная деятельность младших школьников сочетается с игровой. Перевод игровой деятельности на творческий уровень – это еще один способ развития творческих способностей младших школьников, который представ ляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору но вого элемента выступает возникновение после его введения си туации, способы выхода из которой еще не изучались

В организации жизни, воспитания и обучения младших школьников поток их творческой деятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все больше жизненное пространство и время. Элементы творчества должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке. Серьезным подспорьем развития творческих способностей становится индивидуализация – выбор для каждого ученика оптимальных форм и средств обучения. Использование приемов и методов индивидуализации и дифференциации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.

Можно выделить пути реализации развития творческих способностей в процессе обучения в целом и на уроках художественного труда в частности. Первый – организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и создания педагогических ситуаций творческого характера, а так же путем организации самостоятельной творческой работы учащихся. И второй путь – через приобщение учащихся к художественно-творческой деятельности.

Творческие способности младших школьников наиболее эффективно развиваются в художественном труде.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического  опыта,  приобретенных  в  процессе трудовой деятельности уроках художественных труда.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках художественного труда выделены следующие виды работ: конструирование, вязание, лепка, аппликация, изонить, работа с природным материалом и др. Привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются аппликация и лепка. Выполнение декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников.

Одним из эффективных средств обучения и воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и творческое развитие учащихся начальных классов, могут быть уроки художественного труда по изготовлению аппликаций.

Аппликация – один из самых распространенных  и  привычных  видов работ в детском саду и начальной школе, однако развивающий и воспитывающий потенциал аппликаций не всегда учитывается педагогами. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. Аппликации разнообразны по содержанию, форме, использованным материалам, способу изготовления деталей. При работе над аппликацией у обучающихся развивается внимание, мышление, воображение, пробуждается фантазия, активизируется наблюдательность [3].  

Создание на уроках художественного труда условий для творчества, использование методов, направленных на развитие творческого мышления, воображения, стимулирование учащихся нестандартно подходить к решению проблемы, разработанная система творческих заданий оказывают существенное влияние на процесс развития творческих способностей младших школьников.

              Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Поэтому пластилин заменяем соленым тестом. Лепить из теста — одно удовольствие: забавные фигурки можно раскрашивать, покрывать лаком. Осенью, весной уроки провожу в лесу, собираем шишки, камни, ветки, осенние листья, корни деревьев. И ребята с увлечением создают поделки.

             В развитие художественно-творческой активности учащиеся большую роль в освоение дизайна играет эстетическое восприятие предметов. Учащиеся учатся видеть прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь. Считаю актуальным проводить экскурсии по родному посёлку, выделяя специфику сельских элементов фронтонов, наличников, ставней и ворот, где проявляется богатая фантазия и изобретательность народных умельцев. Это задание позволяет успешно справиться с практическими заданиями “Интерьер и конструкция народного жилища”.

            Увлечённость работой порождает интерес, творческую свободу, удивление перед своими возможностями. В работе с детьми я исхожу уже из проявленных интересов и способностей учащихся и направляю их дарование в соответствующее русло. Стараюсь максимально использовать интерес, чем он сильнее, тем глубже осуществляется деятельность. Формирование интереса и увлечённости не может быть назидательным и идти только сверху от учителя. Стараюсь поощрять свободу выбора детей оставлять за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения

            Благодаря упорному труду ребята пережили успех своего творчества. Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества.

                       У ребят есть домашнее задание, и уже важно, что при этом они вовлекают родителей в процесс творчества. Для достижения успеха важна мотивация, поэтому в обсуждении всех тем, возникает вопрос: зачем? Не только что и как изображено, декорировано, но и зачем это делалось? Что этим выражалось?

                       Чтобы активизировать воображение и эмоциональную увлечённость детей максимально забочусь о введении музыки, поэтического слова на уроке. Слово на уроках изобразительного искусства играет важную роль. От того, какие слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит успех урока. В этом мне помогает поэтический и прозаический текст. Литературный материал помогает выстраивать драматургию урока. Тексты помогают мне формировать у детей начальные представления у ребёнка о специфике языка искусства, об истории искусства, помогает найти интересные ассоциации и приёмы, помогает детям лучше понимать явления искусства и создавать собственные работы. Тексты собраны по временам года, также литературный ряд собираю в соответствии тематике практических заданий.

Литература:

  1. Козвонина, В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе
    выполнения работ по мотивам дымковской игрушки. [Текст] / В.П. Козвонина // Начальная школа. – 2000. – № 11. – С. 65-70.
  2. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования. [Текст] / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева–Вараксина; Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.:  ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с. (Серия «Педагогическое образование»).
  3. Петрушина, С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации. [Текст] / С.В. Петрушина // Начальная школа. – 2004. – № 5. – С. 36-39.
  4. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.
  5. Смирнов, А.С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
  6. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И.Э. Унт – М.: Педагогика, 1990. –  190 с.

7. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров..

8. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева.

9. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии

10. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман [и др

11. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская.

12 Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.]..

13. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова.

14. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин..

15. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко..

16. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков.

17. Шмаков, С. А. Культура — досуг — ребенок / С. А. Шмаков..

18. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин..

19. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. П. Юсов [и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».

Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...