формирование УУД в УМК Занкова Л.В.
статья по теме

Выступление Агафоновой С.В. "Формирование УУД в системе развивающего обучения Занкова Л.В."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupenie__agafonovoy__s.v..doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-гимназия №12 г. Белгорода

Выступление   Агафоновой С.В.

учителя начальных классов

 «ФОМИРОВАНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В УМК СИСТЕМЫ ЗАНКОВА Л.В.»

Введение нового стандарта требует и появления принципиально новых учебников и учебных пособий.   Современный школьник должен получить в руки не столько «носителя» информации, сколько навигатора, помогающего ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому новые учебники должны измениться не только в содержательном плане, но и структурно. Учебник должен быть технологичен, удобен, информативен, современен.

Поскольку так радикально изменился  стандарт образования, должны быть значительно обновлены и учебники в соответствии с системой требований, прописанной в стандарте.

Учебники будут модернизироваться именно в том направлении, что они становятся навигатором в потоке существующей информации, помогают достичь тех результатов, которые заложены в стандарте.

В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, какие существующие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода и формирования средствами УМК  основы умения учиться и способности к организации собственной учебной  деятельности обучающихся в начальной школе.

 Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Деятельность ученика направлена не на получение результата – ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником перспективу понимания и установления способа решения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания на нестандартную ситуацию.

 УМК образовательной системы Л. В. Занкова реализует принципы деятельностного подхода: через:

– наличие познавательного мотива;

– наличие проблемных заданий, требующих от ученика самостоятельной поисковой деятельности;

– выполнение и освоение способа действий для осознанного применения знаний.

 Задания и изложение учебного материала носят проблемный характер. В процессе выполнения задания учащиеся могут предложить способы решения поставленной проблемы, которые требуют всестороннего обсуждения и оценки их правильности и рациональности.

В учебниках заложены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности.

Работа над новой темой строится так, что в первых заданиях учащиеся воспроизводят все знания, связанные с этой темой, плавно переходя к многоаспектным заданиям. В этих заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета. Используемые знания представляются на разных уровнях: репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом, что даёт возможность каждому ребёнку проявить свои сильные стороны и развить ещё недостаточно сформированные способности.

   Комплекс учебников по системе Л. В. Занкова сегодня  включает: учебники по всем предметным областям начальной школы; рабочие тетради; хорошо иллюстрированные дополнительные издания для классной и внеклассной работы по учебным предметам. Линия начальной школы имеет продолжение и в среднем звене – в 5-6 классах.

  Все учебники формируют универсальные учебные действия. Учитывают возрастные особенности младших школьников, содержат задания, близкие и понятные детям этого возраста. Учитывая слабые способности младших школьников к абстрактному мышлению, задачи имеют практическую направленность. Частое использование проблемных ситуаций способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и более прочному запоминанию учебного материала.

 Содержание учебных курсов разработано на основе межпредметной и широкой внутрипредметной интеграции.

 Учебный материал и структура его представления, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, т.е. создают условия для индивидуального развития каждого ребенка.

 В учебниках предусмотрены самостоятельные работы  , позволяющие отслеживать результаты освоения знаний и уровня сформированности   умений и навыков.

 Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы. В учебниках существует возможность  к организации собственной учебной  деятельности  учащихся  

 Учителя и ученики действуют как равноправные партнеры (определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы)

    Задания в УМК построены таким образом, что требуют от ученика на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включают элементы проблемности, будят мысль учеников.

      Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Каждый из предметов УМК образовательной системы Л. В. Занкова  , помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений.

Русский язык изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность; основной метод познания - исследование соответствия (или несо ответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации (в устной и письменной форме).

  В ходе освоения нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг расширяется, осуществляется сис тематический возврат к ранее изученному;.

Наряду с достижением предметных результатов, курс нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, 4 класс, упр. 125. Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; упр.92 ,16  

Этот же предмет с помощью другой группы заданий    обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Упр. 83 91

Также на уроках  русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у  учеников формируются познавательные  универсальные учебные действия.

 Умение доказывать свою позицию. 4-й класс, упр. 17. «Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?»

  В ныне действующих учебниках также содержатся задания, помогающие  формирующие регулятивные универсальные учебные действия. Упр. 116.  Наблюдение за образованием прошедшего времени глагола. Работа с алгоритмом.  

 Предмет «Литературное чтение» прежде  всего  способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»,  даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе, как искусству слова  формирует индивидуальный эстетический вкус. Материалы учебников показывают красоту родного края, воспитывают чувство гордости за свою страну, уважение к другим народам России и мира. В курсе литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и

поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных  универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные  действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения); 2) на проведение самопроверки; редактирования текста.

На уроках происходит освоение технологии продуктивного чтения, которая обеспечивает ребёнка алгоритмом самостоятельного освоения текста (до начала чтения, во время чтения, после чтения).

Ведущим приёмом анализа текста является диалог с автором, который предусматривает: 1) нахождение в текста прямых и скрытых авторских вопросов; 2) прогнозирование ответов; 3) самопроверку по тексту.

  Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие  познавательных  универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления». Но наряду с этой всем очевидной ролью математики  у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации. Роль  математики как важнейшего  средства коммуникации в формировании речевых умений  неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С  этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).

 Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.

  В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, пользоваться  различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим..

В значительную часть уроков   в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели .

 Вывод:     В процессе обучения по УМК у младшего школьника формируются и развиваются общеучебные интеллектуальные умения: наблюдать, сравни вать, обобщать, классифицировать и др.

УМК системы Занкова Л.В. обеспечивает овладение учащимися универсальными учебными действиями,   способствует саморазвитию и са мосовершенствованию ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возмож ность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться, а также умение применять знания в учебных и внеучебных ситуациях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.

Проектное исследование, в котором предложена  модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая  воспитыв...

Опыт работы по теме: "Формирование положительной мотивации учения в системе Л.В. Занкова"

Формирование положительной мотивации ученияв системе Л.В. Занкова...

Формирование вычислительных навыков в системе Л. В. Занкова

В статье раскрываются некоторые вопросы формирования вычислительных навыков, которые с успехом применяются и в других системах обучения....

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Формирование первоначальных навыков работы с информацией у младших школьников средствами учебно-методического комплекта Л.В.Занкова

В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромными потоками информации. Чотбы не затерятся в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны б...