Валеологическая составляющая в работе классного руководителя
статья по теме

Павлова Елена Александровна

Выступление на педсовете по данной теме. Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надо быть ясным умственно,

чистым нравственно

и опрятным физически.

                                                                                                 А.П. Чехов

Валеология – наука о здоровье. Ее концепция – установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижение жизненных целей.

Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания в этом роли учителя и классного руководителя вспомним легенду.

У древнего Бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить.

Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами. А Гигиена просвещает их, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной. Так и педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.

У этого понятия много определений. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов.

Круг задач валеологического образования включает:

– объяснение необходимости знаний о здоровье для каждого культурного человека;

 – определение связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

 – применение знаний о факторах, влияющих на здоровье, риске заболеваний при определенных ситуациях;

– объяснение влияния антропогенных и природных факторов на здоровье;

 – анализ и оценка образа жизни (своего и семьи), составление индивидуальной программы укрепления здоровья;

 – формирование с детских лет культуры личной гигиены, двигательной активности, полезных привычек;

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье.

 Говоря о психологическом здоровье личности школьника, психологи выделяют психическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста.

 Составляющими компонентами психологического здоровья являются социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. Психологическая служба участвует в сохранении психологического здоровья участников образовательного процесса, актуализации ресурсов самого процесса и личностных ресурсов его участников. Ответственность за поддержание психологического здоровья в школе несёт весь педагогический коллектив.

Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку в процессе обучения и воспитания. Организация работы с различными категориями учащихся: одаренными детьми; детьми, имеющими трудности в обучении и общении, «группой риска», «трудными», опекаемыми, детьми-сиротами и др.) и их семьями.

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано, во-первых, с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций; во-вторых, в этом возрасте нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. Живость непосредственного проявления чувств маленьким школьником является для педагогов не только ценным признаком, характеризующим эмоциональную сферу ученика, но и симптомом, говорящим о том, какие качества эмоциональной сферы надо развивать, а какие необходимо корректировать.

 В нашей школе уже не первый год реализуется программа «Школьное молоко». На уроках проводим подвижные физминутки и физминутки для глаз. На уроках окружающего мира мы говорим о правилах поведения в школе и дома, о том, как  нужно заботиться о своем здоровье, как правильно отдыхать и работать. Во внеурочное время мы знакомим  детей с основами здорового питания по программе «Разговор о правильном питании» («Блюда из зерна», «Какую пищу можно найти в лесу»).

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».

Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».

     Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

МО классных руководителей по теме" Совершенствование работы классного руководителя с родителями"

МО классных руководителей по теме " Совершенствование работы классного руководителя с родителями"...